Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемAktolkyn Султанова
1 Методология педагогической науки и методологическая культура педагога
2 Вопросы для рассмотрения Понятие «методология педагогической науки»
3 Понятие о методологии педагогической науки Методология (от греч. methodos – путь исследования или познания, теория, учение и logos - слово, понятие): 1) система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности; 2) учение о научном методе познания; 3) совокупность методов, применяемых в какой-либо науке
4 Понятие о методологии педагогической науки В широком смысле ее трактуют как систему принципов и способов построения теоретической и практической деятельности, а также как учение об этой системе Согласно другому, тоже широкому, определению это учение о методе научного познания и преобразования мира
5 Понятие о методологии педагогической науки В современной литературе речь идет прежде всего о методологии научного познания, которую понимают как учение о принципах построения, формах и способах научно-исследовательской деятельности В педагогике методологию определяют как учение о принципах, методах, формах и процедурах познания, научно- педагогической деятельности
6 Понятие о методологии педагогической науки Методология - не только и не столько система знаний, сколько сфера деятельности по производству методологических знаний Таким образом, методология это не только «учение» как совокупность знаний, но и область познавательной деятельности
7 Понятие о методологии педагогической науки Четкое определение было дано Михаилом Александровичем Даниловым : «Методология педагогики есть система знаний об основаниях и структуре педагогической теории, о принципах подхода и способах добывания знаний, отражающих... педагогическую действительность...»
8 Понятие о методологии педагогической науки Но поскольку в нем не отражен деятельностный аспект методологии, следует добавить: «...а также система деятельности по получению таких знаний и обоснованию программ, логики и методов, оценке качества специально- научных педагогических исследований» ( В.В. Краевский )
9 Понятие о методологии педагогической науки Таким образом, в методологии педагогики как бы два лица «знаниевое» (знание о научном познании) и «деятельностное» (процесс выработки такого знания)
10 Методологические характеристики педагогического исследования 1. Научное исследование в образовании 2. Виды научных исследований в образовании 3. Методологическая культура исследователя 4. Этические нормы исследовательской деятельности
11 Научное исследование в образовании Научное исследование в образовании 1.1. Уровни научного исследования в образовании 1.2. Принципы научного исследования 1.3. Основные характеристики научного исследования
12 Уровни научного исследования в образовании Уровни научного исследования в образовании Научное исследование в образовании – систематическая познавательная деятельность, направленная на получение нового знания об образовательных явлениях и процессах. Научное исследование характеризуется: объективностью, воспроизводимостью, доказательностью, точностью. По способу получения знания и характеру информации выделяют два уровня: эмпирический и теоретический. Результаты научного исследования оформляются в виде: статьи, доклада, диссертации на соискание ученой степени магистра, кандидата, доктора наук
13 Принципы научного исследования Принципы научного исследования Целенаправленности Объективности Прикладной направленности Системности Целостности Динамизма Эти принципы базируются на закономерностях познавательной деятельности, научного исследования, специфике образовательной практики
14 Основные характеристики научного исследования Основные характеристики научного исследования Актуальность Проблема исследования Объект Предмет Цель Гипотеза Задачи Методологические и теоретические основы Методы исследования
15 Основные характеристики научного исследования Эмпирическая база Этапы исследования Научная новизна Положения, выносимые на защиту Теоретическая значимость Практическая значимость Достоверность и обоснованность Апробация и внедрение результатов исследования в практику Структура работы
16 Виды научных исследований в образовании Виды научных исследований в образовании Структура педагогической науки определяется номенклатурой научных специальностей, которая периодически пересматривается и утверждается правительством. Эта номенклатура является основанием для присвоения ученых степеней и званий, планирования научных исследований, открытия диссертационных советов
17 Номенклатура научных специальностей по педагогическим наукам – Общая педагогика, история педагогики и образования – Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) – Коррекционная педагогика – Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры – Теория, методика и организация социально-культурной деятельности – Теория и методика дошкольного образования – Теория и методика профессионального образования
18 Методологическая культура исследователя Необходимо различать понятия «методологическая культура ученого » и «методологическая культура учителя». Основные критерии методологической культуры учителя : - выработка концепции своей профессиональной деятельности; - осознание роли методологии в этом процессе; - творчество и системность педагогической деятельности.
19 Критерии методологической культуры ученого - принадлежность к одной из научных школ и глубокое владение присущим ей аппаратом исследования; - ориентация в существующих в педагогической науке методологических подходах, концепциях и теориях; - корректное использование педагогической терминологии; - способность выделять и обосновывать актуальность исследовательских проблем; -
20 Критерии методологической культуры ученого - прогностичность мышления; способность формулировать гипотезу, планировать и осуществлять ее проверку; - умение выполнять исследование в соответствии с такими методологическими ориентирами, как «объект и предмет исследования», «цель», «новизна»; - умение представить результаты исследования виде педагогического проекта.
21 Как овладеть методологической культурой? Овладеть методологической культурой можно лишь через анализ опыта применения методологического знания в процессе собственной исследовательской деятельности
22 Этические нормы исследовательской деятельности Этические нормы исследовательской деятельности - личная ответственность за проводимую диагностику и полученные в исследовании выводы и результаты; - конфиденциальность, нераспространение диагностической информации без прямого согласия самого испытуемого; - научная обоснованность применяемых исследовательских методов и методик (соответствие требованиям надежности, валидности, репрезентативности); профессиональная компетентность; ;
23 Этические нормы исследовательской деятельности - ненанесение ущерба, т.е. запрет на использование информации и выводов во вред включенным в проведение эксперимента лицам; - позитивное принятие ребенка, педагога, образовательной реальности, стремление принять и понять их такими, какие они есть, уважение права человека на оригинальность, неповторимость; обеспечение прав людей, привлекаемых к экспериментальным действиям.
24 Этические ошибки при работе с источниками и литературой: - искажение идеи и позиции автора; - некорректное цитирование; - эклектика- соединение разнородных, внутренне не связанных и, возможно, несовместимых взглядов, идей, концепций, стилей и т.д.; - историческая некорректность – в одном ряду вперемешку перечисляются классики педагогики прошлых веков и современники (например: Аристотель, М.И. Махмутов, Я.А. Коменский …) или сопоставляются их точки зрения.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.