Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемВиктория Горшкова
1 Горшкова Виктория Андреевна 1 курс Группа: 8232-ЮМ
2 Введение Развитие рационализма Ключевые лексемы Этапы Становление юридической науки Роль философов в становлении юридической науки Заключение
3 Культура Античной Греции – культура, в недрах которой осуществляется эмансипация рационализма как специфической формы познания. В Древней Греции складывается ряд факторов, обуславливающих развитие рационализма, обретение им статуса особого типа познания.
4 Рационализация древнегреческой культуры была связана с необходимостью преодоления социального кризиса, обеспечивала стабильность полиса. Она косвенно облегчала создание колоний, за счет которого основывались новые города. Развитие торговли расширяло территорию, на которой основывали колонии как рынки сырья и сбыта. Колонии основывались выходами из городов Эгейского бассейна на побережье Средиземного и Черного морей. Так, греки вывели колонии в Сицилию и основали город Сиракузы. Колонизация способствовала росту ремесла и торговли, давая тем самым новые импульсы для рационализации культуры. Колонизация помогла древним грекам справиться с проблемой демографического взрыва и нехватки земли.
5 Специфические природные условия Наличие демократических начал социальной организации Причины религиозного характера Древнегреческая мифология, которая несла на себе прообразы философско-научных понятий
6 Итак, рационалистическая установка складывается под нажимом утилитарных требований - развитие торговли, мореплавания, ремесленного производства. Все это рождало чувство неудовлетворенности мифологическими и магическими способами объяснения мира и методами воздействия на него. Рационалистический подход заключался в стремление искать в самой природе причины того, что происходит, отказавшись, таким образом, от апелляции к потусторонним силам. Вместе с тем, рационалистическая установка отличалась от обыденной, поскольку предполагала не констатацию фактов в их повседневной очевидности, но поиск причин и оснований при помощи разума.
7 Такому направлению как рационализм, присуще употребление следующих характерных лексем: ФЮЗИС АРХЭ
8 «Фюзис»- понимаемая как природа, внутреннее устройство всех вещей. «Архэ» - первоначало, выступающего как причина и основа природных, социальных явлений и процессов, свидетельствует о развитии абстрактного мышления.
9 ДОКСА ЗНАНИЕ ОБЫДЕННОЕ ТЕХНЕПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ МАТЕМА ЗНАЧЕНИЕ, ПОЛУЧЕННОЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ЭПИСТЕМА ТЕОРИТИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ СОФИЯ ТЕОРИТИЧЕСКОЕ УМОЗРЕНИЕ
10 1. Культура Древней Греции – важнейший этап становления юридической науки. Этот этап связан с переходом от мифологических представлений к философским, от образно-эмоционального мышления к логико- понятийному анализу и зачаточным формам эмпирико-научного познания. 2. Изначально политико-правовая мысль Древней Греции подобно древневосточной политико-правовой мысли была мифологичной. Первые ростки политико-правовой мысли рождаются в поэмах Гомера и Гесиода. 3. Еще один этап по пути рационализации политико-правовой мысли – учение Гераклита (VI –V вв. до н.э.), который определяет право как порождение всеобщего логоса – все управляющего разума. Гераклит настаивает на том, что закон полиса имеет разумную природу, он возникает в результате интеллектуального постижения логоса. 4. Переломный момент в развитии рационалистического понимания права – творчество софистов, выступивших в V в. до н.э. в период расцвета афинской демократии. Софистами – мудрецами называли в Древней Греции учителей политического красноречия, которые радикальным образом изменили представления о праве и государстве.
11 Идея божественного происхождения права Идея утилитаризма Идея релятивизма Антропоцентрическое понимание права и государства
12 Сократ (469– 399 гг. до н.э.), стоит у истоков традиции рационального понимания права. Сократ утверждает, что править должны знающие. Он по сути формулирует принцип компетентного правления. Платон (427–347 гг. до н.э.) является создателем целостной концептуальной системы знаний относительно государства и права. По Платону, идеальный образ государства не извлекается из эмпирической реальности, но конструируется умозрительно в результате также умозрительно усмотренного структурного тождества между Вселенной в целом, человеческой душой и государством. В идеальном государстве Платона правители - философы управляют «по добродетели и науке». В «Законах» Платон выдвигает целый ряд важных политико-правовых идей – создает классификацию форм правления государства в зависимости от количества правящих и их отношения к законам, вводит понятия «смешанной конституции» (под конституцией подразумевается форма государства) и «пропорционального равенства». И, тем не менее, учение Платона нельзя назвать конкретно-научным, оно является философским, т.е. основанным не столько на опытном, сколько на сверх опытном знании. Политико-правовая проблематика освещается Платоном с позиций идеального понимания государства и права.
13 Аристотеля (384–322 гг. до н.э.). Аристотеля часто называют основателем политической науки. Государство в учении Аристотеля предстает как продукт естественного развития. Вместе с тем, государство отвечает самой природе человека, который есть существо социальное и политическое. Таким образом, в понимании государства Аристотель стоит на позициях «социоцентризма», позиционирующего в качестве источника государства - общество.
14 Итак, необходимо определить специфические особенности древнегреческого рационализма. Важнейшая из них - ориентация на построение теории, дедуктивных конструкций. Только занятие теоретическим познанием рассматривалось древними греками как достойное свободного гражданина полиса. Теоретическое знание противопоставлялось опыту и практическим ремеслам (техно) как высокое низкому. Другой особенностью древнегреческого рационализма был его синкретизм – нерасчлененность философского и собственно научного рационализма. Ростки частных наук, например, юридической науки, прорастали и вплетались в философское знание, в этом смысле можно говорить, что у древних греков, в сущности, не было отдельных «наук», была лишь одна общая «наука», которая была спаяна с философскими умозрениями, развилась под эгидой философии. Именно вследствие неразделенности философского и научного знания, древнегреческая «наука» не была наукой в полном смысле этого слова, она являла собой про научный тип знания.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.