Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемЛала Фарзалиева
1 Метаболический синдром Выполнила студентка стоматологического факультета Группы А Фарзалиева Лала
2 Определение Метаболический синдром - комплекс нарушений нейрогуморальной регуляции углеводного, жирового, белкового и других видов метаболизма, обусловленный инсулинорезистентностью и компенсаторной гиперинсулинемией и являющийся фактором риска развития ожирения, атеросклероза, сахарного диабета второго типа, заболеваний сердечно-сосудистой системы (гипертонической болезни, ишемической болезни сердца) с последующими осложнениями, преимущественно ишемического генеза.
3 Этиология метаболического синдрома В генезе метаболического синдрома различают причины (внутренние факторы) и факторы развития процесса нарушений метаболизма (внешние факторы, факторы риска). К причинам МС относятся: генетическая обусловленность или предрасположенность, гормональные расстройства, нарушения процессов регуляции аппетита в гипоталамусе, нарушения продукции жировой тканью адипоцитокинов, возраст более 40 лет. Внешними факторами МС являются гиподинамия, избыточное питание или нарушение адекватного потребностям организма рациона питания, хронический стресс.
4 Этиологическое действие внутренних причин и внешних факторов в развитии МС характеризуется сложными взаимосвязями и взаимообусловленностью влияния различных их сочетаний. Результатом этого действия и одновременно первичным звеном патогенеза МС является инсулинорезистентность (ИР).
5 Механизмы формирования инсулинорезистентности. Под резистентностью к инсулину понимается нарушение его биологического действия, проявляющееся в уменьшении инсулинозависимого транспорта глюкозы в клетки и вызывающее хроническую гиперинсулинемию. ИР, как первичная составляющая патогенеза МС, сопровождается нарушением утилизации глюкозы в инсулин чувствительных тканях: скелетных мышцах, печени, жировой ткани, миокарде.
6 Генетические причины, ведущие к развитию инсулинорезистентности и в последующем МС, обусловлены наследственно закрепленными мутациями генов, контролирующих синтез белков углеводного обмена. Метаболизм углеводов обеспечивается весьма значительным количеством белков, что, в свою очередь, приводит к многообразию возможных генных мутаций и самих генетических причин.
7 В результате мутации генов становятся возможными следующие изменения мембранных белковых структур: уменьшение количества синтезируемых рецепторов инсулина: синтез рецептора измененной структуры; нарушения в системе транспорта глюкозы в клетку (GLUT-белки); нарушения в системе передачи сигнала от рецептора в клетку: изменения активности ключевых ферментов внутриклеточного метаболизма глюкозы гликоген синтетазы и пируватдегидрогеназы. Конечным итогом этих модификаций является формирование ИР.
8 Старение (возраст более 40 лет) и висцеральное ожирение играют важную роль в развитии ведущих к инсулинорезистентности гормональных нарушений, проявляющихся: ростом концентраций тестостерона, андростендиона и снижением прогестерона у женщин; снижением тестостерона у мужчин; снижением концентрации соматотропина; гиперкортицизмом; гиперкатехоламинемией.
9 Жировая ткань обладает способностью к секреции большого числа биологически активных веществ, многие из которых могут вызвать развитие ИР. К ним относятся так называемые «адипоцитокины»: лептин, адипсин, протеин стимулятор ацилирования, адипонектин, ФНО-а, С-реактивный белок, интерлейкин-1 (ИЛ-1), интерлейкин-6 (ИЛ-6) и другие. Рост массы тела за счет висцеральной жировой ткани приводит к нарушениям продукции жировой тканью адипоцитокинов. С нарастанием массы тела резко растет продукция ФНО-а, что снижает активность тирозинкиназы инсулинового рецептора, фосфорилирование его субстрата и приводит к торможению экспрессии GLUT-белков внутриклеточного транспорта глюкозы. Установлен синергизм подобного действия ФНО-а с ИЛ-1 и ИЛ-6. Совместно с ИЛ-6 и С-реактивным белком ФНО-а вызывает активацию коагуляции.
10 Влияние старения (возраст более 40 лет) как внутренней причины ИР тесно взаимосвязано и опосредуется через действие других причин и факторов МС: генетических дефектов, гиподинамии, избыточной массы тела, гормональных нарушений, хронического стресса. Механизмы, ведущие к формированию ИР, при старении сводятся в основном к следующим последовательным изменениям. Старение, наряду со снижением физической активности, ведет к уменьшению выработки соматотропного гормона (СТГ). Рост уровня кортизола, вызванный повышением социальной и личностной напряженности, неизменно сопровождающим процесс старения, также является фактором снижения продукции СТГ. Дисбаланс этих двух гормонов (снижение СТГ и рост кортизола) является причиной развития висцерального ожирения, которое, кроме того, стимулируется избыточным питанием. Висцеральное ожирение и связанное с хроническим стрессом повышение симпатической активности приводят к росту уровня свободных жирных кислот, снижающих клеточную чувствительность к инсулину.
11 Гиподинамия как фактор риска, неблагоприятно влияющий на чувствительность тканей к инсулину сопровождается снижением транслокации белков транспорта глюкозы (GLUT-белков) в миоцитах. Последнее обстоятельство представляет один из механизмов формирования ИР. У более 25 % субъектов, ведущих малоподвижный образ жизни, обнаруживается инсулинорезистентность. Избыточное питание и сопутствующее ему нарушение адекватного потребностям организма рациона питания (в частности, чрезмерное потребление животных жиров) ведут к структурным изменениям фосфолипидов клеточных мембран и угнетению экспрессии генов, контролирующих передачу в клетку инсулинового сигнала. Данные расстройства сопровождаются гипертриглицеридемией, приводящей к избыточному отложению липидов в мышечной ткани, что нарушает активность ферментов углеводного метаболизма. Особенно выражен этот механизм формирования ИР у пациентов с висцеральным ожирением.
12 Действие хронического стресса, как внешнего фактора развития метаболического синдрома, связано с активацией симпатического отдела автономной нервной системы и ростом концентрации кортизола в крови. Симпатикотония является одной из причин развития инсулинорезистентности. В основе этого действия находится способность катехоламинов усиливать липолиз с повышением концентрации свободных жирных кислот, что приводит к формированию ИР. Инсулинорезистентность, в свою очередь, оказывает непосредственное активирующее влияние на симпатический отдел автономной нервной системы (АНС). Таким образом, происходит формирование порочного круга: симпатикотония рост концентрации свободных жирных кислот (СЖК) инсулинорезистентность повышение активности симпатического отдела АНС. Кроме того, гиперкатехоламинемия, ингибируя экспрессию GLUT-белков, приводит к торможению инсулин обусловленного транспорта глюкозы.
13 Глюкокортикоиды уменьшают чувствительность тканей к инсулину. Реализуется это действие через увеличение количества жировой ткани в организме за счет усиления аккумуляции липидов и торможения их мобилизации. Были обнаружены полиморфизм гена глюкокортикоидного рецептора, который связан с увеличением секреции кортизола, а также полиморфизм генов допаминовых и лептиновых рецепторов, связанный с повышенной активностью симпатического отдела нервной системы при МС. Обратная связь в гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системе становится неэффективной при полиморфизме в пятом локусе гена глюкокортикоидного рецептора. Это нарушение сопровождается инсулинорезистентностью и абдоминальным ожирением. Рост уровня кортизола оказывает как непосредственное, так и опосредованное (через снижение уровня соматотропина) действие на формирование висцерального ожирения, которое приводит к росту СЖК и развитию инсулинорезистентности.
14 Патогенез метаболического синдрома Инсулинорезистентность, причины развития которой описаны выше, является центральным звеном патогенеза и объединяющей основой всех проявлений метаболического синдрома. Следующим связующим звеном патогенеза МС является системная гиперинсулинемия. С одной стороны, ГИ представляет собой физиологическое компенсаторное явление, направленное на поддержание нормального транспорта глюкозы в клетки и преодоление ИР, а с другой выполняет важнейшую роль в развитии метаболических, гемодинамических и органных нарушений, характерных для МС. Важную роль в развитии и прогрессировании инсулинорезистентности и связанных с ней метаболических расстройств играют жировая ткань абдоминальной области, нейрогуморальные нарушения, сопутствующие абдоминальному ожирению, повышенная активность симпатической нервной системы.
15 Риск развития сердечно-сосудистых заболеваний и инсулиннезависимого СД при ожирении обусловлены не столько наличием ожирения, сколько его типом. На связь между характером распределения жира и возможностью развития атеросклероза, артериальной гипертензии, инсулиннезависимого сахарного диабета и подагры впервые обратил внимание Вагю в 1956 г. Им было предложено принятое в настоящее время выделение андроидного (центрального, ожирения верхней половины тела, висцероабдоминального) и ганоидного (преимущественно нижней половины тела, глютеофеморального) ожирения.
16 Центральный тип ожирения развивается обычно после 30 лет и связан с нарушениями обратной физиологической связи в гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системе: снижением чувствительности гипоталамо-гипофизарной зоны к тормозящему влиянию кортизола, вследствие возрастных изменений и хронического психоэмоционального стресса. В результате развивается гиперкортицизм. Клиническая картина абдоминального ожирения сходна с распределением жировой ткани при истинном синдроме Кушинга. Небольшой, но хронический избыток кортизола активирует кортизол зависимую липопротеиновую липазу на капиллярах жировых клеток верхней половины туловища, брюшной стенки и висцеральной жировой ткани, что ведет к увеличению депонирования жира и гипертрофии адипоцитов перечисленных областей. Одновременно повышенная концентрация кортизола снижает чувствительность тканей к инсулину, способствует развитию инсулинорезистентности и компенсаторной ГИ, которая стимулирует липогенез (образование жира в ответ на его потери в процессе липолиза) и тормозит липолиз (распад жира с освобождением жирных кислот и глицерола). Глюкокортикоиды оказывают влияние на центры, регулирующие аппетит, и активность автономной нервной системы. Под действием глюкокортикоидов происходит экспрессия генов, ответственных за адипогенез.
17 Наиболее типичными нарушениями липидного обмена при МС являются повышение концентрации триглицеридов и понижение концентрации холестерина липопротеинов высокой плотности (ХС ЛПВП) в плазме крови. Реже встречается повышение общего холестерина (ХС) и ХС ЛПНП. Удаление ЛПНП из крови регулируется липопротеинлипазой (ЛПЛ). Этот фермент находится под контролем концентрации инсулина в крови. При развитии ожирения, СД 2 типа и при синдроме инсулинорезистентности ЛПЛ становится резистентной к действию инсулина. Избыточное количество инсулина стимулирует прохождение ЛПНП в стенку артерий и активирует захват моноцитами холестерина. Инсулин также стимулирует миграцию гладкомышечных клеток в интиму и их пролиферацию. В интиме гладкомышечные клетки с моноцитами, наполненными ХС, образуют пенистые клетки, что приводит к формированию атероматозной бляшки. Способствуя образованию атеросклеротической бляшки, инсулин препятствует возможности ее обратного развития. Инсулин также активирует адгезию и агрегацию тромбоцитов, выработку ими тромбоцитарных факторов роста.
18 Артериальная гипертензия часто является одним из первых клинических проявлений метаболического синдрома. Основными гемодинамическими нарушениями при МС являются повышение объема циркулирующей крови, сердечного выброса, общего периферического сосудистого сопротивления. Механизмы, благодаря которым инсулинорезистентность приводит к развитию АГ, полностью не раскрыты. Предполагается, что инсулин действует на мембранные каналы клеток, регулирующие поступление натрия и кальция внутрь клетки. Внутриклеточный кальций является одним из факторов, определяющих напряжение и сократимость миоцитов сосудов в ответ на действие сосудосуживающих факторов. Доказано, что поступление кальция в гладкомышечные клетки и тромбоциты под действием инсулина снижается. При ИР инсулин не способен уменьшать приток кальция в клетки, что, вероятно, играет роль в развитии АГ.
19 Гиперинсулинемия, являясь одним из ведущих факторов повышения артериального давления при МС, приводит к следующим эффектам: повышению активности симпатической нервной системы; активации реабсорбции натрия и воды в канальцах почек, что ведет к увеличению объема циркулирующей крови; стимуляции трансмембранного обмена ионов натрия и водорода, ведущей к накоплению натрия в гладкомышечных клетках сосудов, повышая их чувствительность к эндогенным прессорным агентам (норадреналин, ангиотензин-2 и др.) и увеличивая периферическое сосудистое сопротивление; модуляции а 2 -адренергической передачи импульсов на уровне сосудистой стенки; ремоделированию стенки сосудов за счет стимуляции пролиферации гладкомышечных клеток.
20 Важный вклад в генез АГ при метаболическом синдроме вносит дисфункция эндотелия сосудов. Эндотелий является «органом- мишенью» инсулинорезистентности. При этом усиливается продукция эндотелием вазоконстрикторов, снижается секреция вазодилятаторов (простациклина, окиси азота). Нарушение гемореологических свойств крови (увеличение содержания фибриногена и повышение активности ингибитора тканевого плазминогена) в сочетании с гиперлипидемией способствует тромбообразованию и нарушению микроциркуляции в жизненно важных органах. Это способствует раннему поражению таких «органов-мишеней» АГ как сердце, головной мозг, почки.
21 Алгоритмы диагностики Основными симптомами и проявлениями метаболического синдрома являются: инсулинорезистентность и гиперинсулинемия; нарушение толерантности к глюкозе и СД 2-го типа; артериальная гипертензия; абдоминально-висцеральное ожирение; дислипидемия; ранний атеросклероз и ИБС; гиперурикемия и подагра; нарушения гемостаза; микроальбуминурия; гиперандрогения у женщин и снижение тестостерона у мужчин. Основной задачей диагностики МС является выявление начальных маркеров синдрома и назначение дополнительных исследований для обнаружения латентно протекающих расстройств метаболизма. Наиболее ранними проявлениями МС являются дислипидемия, АГ, различные лабораторные маркеры ИР, висцеральное ожирение.
22 Особое внимание при диагностике МС должно уделяться лицам из групп повышенного риска развития синдрома, к которым относятся: здоровые лица с выявленными двумя ранними маркерами МС; больные с любыми проявлениями атеросклероза; близкие родственники больных с ранними проявлениями атеросклероза (у мужчин - до 55 лет, у женщин - до 65 лет).
23 Комплекс исследований пациента с выявленными ранними маркерами МС должен включать. Генетический анамнез, позволяющий обнаружить наследственную предрасположенность к АГ, СД, ИБС, расстройствам мозгового кровообращения, ожирению. Социальный анамнез: образ жизни, профессию больного, его пищевые и вредные привычки. Определение антропометрических показателей, позволяющих выявить наличие абдоминального ожирения: длины и массы тела, индекса массы тела, объемов талии (ОТ) и бедер (ОБ), соотношения ОТ/ОБ. Определение уровня глюкозы натощак, проведение тестов на инсулинорезистентность. Определение уровня триглицеридов. Определение уровней ХС ЛПВП и ХС ЛПНП. Определение уровня аполипопротеина В или соотношения ХС ЛПВП/ ХС ЛПНП, как показателя атерогенных липопротеинов. Определение уровня инсулина натощак, как косвенного показателя ИР. Выявление признаков гиперандрогении у женщин и снижения уровня тестостерона у мужчин.
24 Согласно определению ВОЗ (1999 г.), метаболический синдром диагностируется у пациентов, имеющих НТГ или СД 2-го типа, или инсулинорезистентность и два или более из следующих показателей: уровень АД от 140/90 мм рт. ст. и более; дислипидемия с повышением уровня триглицеридов 150 мг/дл и более и/или снижение уровня ХС ЛПВП менее 35 мг/дл у мужчин и менее 39 мг/дл у женщин; висцеральное ожирение соотношение ОТ/ОБ более 0,9 у мужчин и более 0,85 у женщин и/или ИМТ более 30 кг/м 2 ; микроальбуминурия экскреция альбумина с мочой от 20 мкг/мин и более или соотношение альбумин/креатинин от 30 мг/г и более.
25 Алгоритмы лечения Алгоритм этиопатогенетического подхода к терапии больного с метаболическим синдромом должен содержать мероприятия по коррекции имеющихся расстройств метаболизма, профилактику вероятных осложнений этих расстройств, а также профилактические мероприятия, направленные на предупреждение развития отсутствующих, но потенциально возможных у данного больного клинических проявлений МС. Учитывая перечисленные аспекты, в комплекс лечения пациента с МС следует включать следующие основные равнозначные направления: изменение образа жизни; лечение расстройств углеводного обмена; лечение дислипидемии; коррекция гормональных нарушений; лечение ожирения; лечение артериальной гипертензии, СД 2-го типа и других ассоциированных заболеваний и осложнений.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.