Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемИрина Переходько
1 Тема занятия : «Цели, задачи, сущность и структура дисциплины. Основные понятия и термины микробиологии. Микробиологические исследования и открытия А. Левенгука, Л. Пастера, И. И. Мечникова»
2 Выдающийся русский микробиолог В. Л. Омелянский писал : « Миллиарды микробов населяют стихии и повсюду окружают нас. Незримо они сопутствуют человеку на всем его жизненном пути, властно вторгаясь в его жизнь то в качестве врагов, то как друзья. Окружающие нас предметы, наша одежда, поверхность нашего тела, все это буквально кишит микробами, среди которых встречаются и болезнетворные виды ».
3 Микроорганизмы на поверхности рук и продуктов.
4 Изучением микроорганизмов занимается микробиология ( micros- малый, bios- жизнь, logos- учение ).
5 Микробиология изучает строение, жизнедеятельность, биохимическую деятельность, закономерности и условия развития микроорганизмов. Микроорганизмы – это мельчайшие живые организмы, которые видно только под микроскопом.
6 Физиология наука, изучающая процессы жизнедеятельности организма, его различных органов и систем, их взаимодействие друг с другом и внешней средой. Физиология питания является частью общей физиологии человека и изучает процессы превращения пищевых веществ в энергию и структурные элементы тканей тела человека.
7 Цель физиологии питания определить потребности организма в пищевых веществах и оптимальные условия переваривания пищи и использования ее в организме.
8 Гигиена наука, изучающая влияние различных факторов внешней среды, условия жизни и труда на здоровье человека и разрабатывающая меры профилактики заболеваний, обеспечения наиболее оптимальных условий существования, сохранения здоровья и продления жизни.
9 Гигиена питания один из важнейших разделов гигиенической науки о рациональном питании населения. Ее задачей является разработка научно обоснованных норм питания человека, способов кулинарной обработки, хранения, перевозки и реализации продуктов.
10 Санитария практическое осуществление гигиенических норм и правил. На предприятиях общественного питания она направлена на соблюдение строгого санитарного режима в процессе хранения и транспортирования пищевых продуктов, приготовления, реализации пищи и обслуживания потребителей.
11 Твердые знания и строгое соблюдение правил гигиены и санитарии обеспечивают культуру обслуживания населения и выпуск продукции высокого качества.
12 Одни микробы играют положительную, а другие отрицательную роль в жизни человека.
14 Полезные микроорганизмы Бактерии и микроорганизмы в молочной продукции под микроскопом
15 Вредные микробы Плесень- это живой микроорганизм
16 Микробы были открыты голландским естествоиспытателем Антонием Левенгуком ( гг.), сконструировавшим микроскоп, увеличивающий изображение в раз. Через этот прибор он наблюдал мир мельчайших существ в различных средах, впоследствии описав их в своей книге «Тайна природы».
17 Французский ученый Луи Пастер ( гг.) положил начало изучению физиологии микроорганизмов. Он впервые установил причинную связь между микробами и процессами, происходящими в природе (брожение), доказал, что ряд болезней человека и животных возникает от болезнетворных микробов, разработал вакцины против бешенства и сибирской язвы, применение которых предупреждает возникновение этих грозных заболеваний.
18 Немецкий бактериолог Роберт Кох ( гг.) внес большой вклад в микробиологию, разработав методы исследования микробов и питательные среды для их выращивания. Он открыл возбудителей туберкулеза и холеры.
19 Развитие микробиологии связано с именами выдающихся русских ученых. И. И. Мечников ( гг.) открыл защитные свойства организма (явление фагоцитоза), создал учение о невосприимчивости (иммунитете) организма к заразным заболеваниям.
20 Исторический путь развития древнейшей науки микробиологии можно разбить на пять этапов в зависимости от уровня и методов познания мира микробов: 1. Эвристический 2. Морфологический 3. Физиологический 4. Иммунологический 5. Молекулярно-генетический
21 Эвристический этап Связан с неожиданными находками и догадками (эврика – неожиданная находка) о существовании на Земле невидимых живых существ, вызывающих болезни. Основоположник античной медицины Гиппократ считал, что болезни человека вызываются какими-то невидимыми частицами, которые он назвал миазмами, выделяемыми в болотных и других местностях.
22 Микробы, наиболее часто встречающиеся в процессе приготовления пищи делятся на: 1. Бактерии 2. Плесневые грибы 3. Дрожжи 4. Вирусы
23 Бактерии – наиболее изученные микроорганизмы, обычно одноклеточные, обладающие клеточной стенкой, но не имеющие оформленного ядра. Бактерии имеют размер 0,4- 10 мкм и по форме делятся на : 1. Кокки – микробы шаровидной формы ( микрококки, диплококки, стафилококки, стрептококки )
24 Кокки Микробы шаровидной формы
25 Палочки 2. Палочки( одиночные, двойные, цепочки)
27 Строение бактерий: Бактерии покрыты оболочкой, представляющей собой уплотненный слой цитоплазмы, которая придает клетке форму. Наружный слой оболочки у многих бактерий может представлять собой покров – капсулу. На поверхности некоторых бактерий (палочковидных) имеются нитевидные образования – жгутики, с помощью которых они передвигаются. Некоторые палочковидные бактерии при неблагоприятных условиях образуют споры. Споры не нуждаются в питании, не способны размножаться, но сохраняют свою жизнеспособность при высоких температурах, высушивании, замораживании. Споры погибают только при стерилизации ( нагревание до 120 градусов в течении 30 минут).
28 В благоприятных условиях споры прорастают в обычную бактериальную клетку. Спорообразующие бактерии называют бациллами. Размножаются бактерии путем простого деления. При благоприятных условиях размножение одной клетки протекает в течении минут.
29 Плесневые грибы Это одноклеточные или многоклеточные низшие растительные организмы, в своей жизнедеятельности нуждающиеся в готовых пищевых веществах и в доступе воздуха. Клетки плесневых грибов имеют форму вытянутых переплетающихся нитей – гифов. Размножаются с помощью гиф и спор.
31 .
33 Домашнее задание : 1. Выучить определения 2. Подготовить сообщение : - Вклад в развитие микробиологии Д. И. Ивановского - Вклад в развитие микробиологии Н. С. Виноградского
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.