Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемIrina Shalaginova
1 Шалагинова Ирина Геннадьевна ПСИХОЛОГИЯ Тема 1. Введение
2 Многие годы человек считался чем - то особенным ( материя + « что - то еще ») Материя ( физическое ) подчиняется законам природы, наука может изучать эти законы Дух ( психика ) не являясь материей не подчиняется законам природы, следовательно не подлежит научному изучению
3 Что такое психология ? наука, изучающая закономерности возникновения, развития и функционирования психики и психической деятельности человека и групп людей. Psychology is defined as the scientific study of behavior and mental processes.
4 Особенности психологии наука о самом сложном, что пока известно человечеству ; сливаются объект и субъект познания ( психика познает психику ); множество отдельных теорий, которне зачастую высказывают диаметрально противоположнне точки зрения на одну и ту же проблему ; нет согласия ни относительно того, насколько научна современная психология, ни относительно того, может ли она быть научной в принципе ; Некоторне теории не соответствуют критериям научности ( не возможно экспериментально проверить и опровергнуть ), но при этом имеют большое практическое значение ( психоанализ ); В отличие от астрономии и химии, которне полностью отмежевались от астрологии и алхимии, психология проявляет гораздо большую терпимость к парапсихологии и зачастую ассимилирует опыт житейской психологии
5 Житейская / научная / практическая психология Житейская и обыденная психология Научная психология Практическая психология Объект конкретен Объект исторически изменялся Объект в каждом конкретном случае реален Знания конкретны, приурочены к конкретным ситуациям Знания стремятся к обобщению Обобщеннне знания предельно конкретизируются Характеризуются ограниченностью задач и лиц, на которне распространяются Поиск общих тенденций и закономерностей развития личности Отрефлексирование научных знаний и соотнесение с реальным поведением конкретного человека Носят интуитивный характер Рациональны и вполне осознанны Осознанны Передаются с трудом и в незначительной степени Знания аккумулируются и передаются Знания обобщаются и передаются Методы ограничены Множество методов Совокупность различных методов Материал ограничен, не происходит накопление Располагает обширным материалом, который накапливается и осмысливается в специальных отраслях психологической науки Располагает обширными знаниями, которне используют, исследуя конкретную жизненную ситуацию конкретного человека Язык изложения ненаучный, понятный всем Специфический язык изложения Перевод научных знаний на язык понятный человеку Проверка на достоверность собственным опытом Проверка на достоверность с помощью специальных методов Главный показатель - решены ли проблемы, которне беспокоили клиента Рассматривается конкретный человек в конкретной ситуации В каждом направлении изучается одна сторона личности человека Рассматривается личность в целом Нет концептуального аппарата Концептуальный аппарат служит для объяснения психологических феноменов и для коммуникации внутри научного сообщества Концептуальный аппарат предназначен для понимания проблем клиента и заказчика и для коммуникации с ним же
6 Поп - психология упрощенная психология, неакадемическая психология, психология для массового читателя не следует путать с популяризацией научных психологических знаний
7 Almost half of children of divorces enter adulthood as worried, under-achieving, self- deprecating, and sometimes angry young men and women Time, The Lasting Wounds of Divorce Psychologist Judith Wallerstein, quoted in Toufexis, A., and G. Harbison. "The Lasting Wounds of Divorce." Time, Februray 6, Не психология
8 Как мы узнаем, что что - то является правдой ? Авторитет (= вера ) Повторяемость ( устойчивость ) Научный анализ
9 Что значит научный ? Фальсифицируемость « Солнце является чёрной дырой » пример теории фальсифицируемой и ложной. « Солнце является жёлтым карликом » пример теории фальсифицируемой и истинной. « Солнце является астральной проекцией Ктулху » пример нефальсифицируемой теории. В рамках науки говорить об истинности или ложности данной теории бессмысленно. Солнце чёрной дырой Солнце жёлтым карликом Солнце Ктулху Теории психоанализа проверке подвергнуть невозможно в принципе. Как бы ни вёл себя человек, его поведение можно объяснить с позиции психоаналитических теорий, так как нет такого поведения, которое опровергло бы эти теории. К. Поппер
10 Эксперимент : Зависимая переменная – то, что вы измеряете Независимая переменная ( не ) – то, что вы изменяете
11 Конвергенция наук «… только теперь мы начинаем приобретать надежный материал для того, чтобы объединить в одно целое все, что нам известно ; но с другой стороны, становится почти невозможным для одного ума полностью овладеть более чем какой - либо одной небольшой специальной частью науки. Я не вижу выхода из этого положения, если некоторне из нас не рискнут взяться за синтез фактов и теорий....» Эрвин Шредингер, 1945
12 Разделы психологии Человек – сложный организм, чувствительный ко многим влияниям, и любая теория, игнорирующая его сложность будет неполной.
13 Разделы психологии Клинические психологи : – Помогают людям с психическими расстройствами адаптироваться – Участвуют в клинической психодиагностике Консультирующие психологи : – Помогают здоровым людям, имеющим психологические проблемы
14 Разделы психологии Школьнне психологи : – Работают в школах, помогают ученикам адаптироваться. – Выявляют детей, имеющих проблемы
15 Разделы психологии Психология развития : Изучает изменения ( физические, когнитивнне, социальнне, личностнне ), которне происходят в течение жизни. Психология личности : Сфокусирована на идентификации и измерении личностных черт, типологиях характера. Социальная психология : Сконцентрирована на индивидуальном мышлении, эмоциональном реагировании, поведении в социальных ситуациях.
16 Разделы психологии Экспериментальная психология : Экспериментально изучает основнне психические процессы : ощущения, восприятие, научение, память, мышление, мотивация, эмоции. Организационная психология : Сфокусирована на взаимоотношениях внутри организаций, между организациями.
17 Разделы психологии Психология потребления : Изучает поведение потребителей, разрабатывает методы влияния и предсказания поведения. Спортивная психология : Психологические механизмы достижения спортивных результатов.
18 Периоды в развитии психологии психологические знания развивались в недрах философии, а также других наук, прежде всего естествознания VI в. до н. э. середина XIX в. психология как самостоятельная наука середина XIX в. настоящее время 1 2
19 Античность Платон до н. э. Аристотель до н. э. Философия идеализма : первичность вечных идей по отношению ко всему преходящему в тленном телесном мире. Душа бессмертна, полагал Платон.
20 Средние века длительный период : с 5 в. по 16 в. и первую половину 17 в. Психология в средние века приобретает этико - теологический мистический характер. Развитие знаний о психике резко замедлилось. Изучение душевной жизни подчиняется задачам богословия. С 13 в. начинает развиваться научная деятельность во всех областях знания, происходит процесс отделения области веры и знания и рождения светской опытной науки.
21 Возрождение (XV-XVI вв ) Фрэнсис Бэкон ( ) Галилео Галилей ( ) Возникает натурфилософия, свободная от религии. « Знание сила ». Бог не запрещал познание природы. Он дал человеку ум, который жаждет познания Вселенной. Существуют два рода познания : 1) познание добра и зла, 2) познание сотворённых Богом вещей. Познание добра и зла людям запрещено. Его им даёт Бог через Библию. А познавать сотворённне вещи человек, наоборот, должен с помощью своего ума. « Измеряй всё, что измеримо, а что неизмеримо, делай измеримым » Благодаря Галилею, основным орудием научного познания впервне стал эксперимент метод исследования, позволяющий проверять предположения о причинной связи явлений.
22 Возрождение Рене Декарт ( ) природа полностью объяснима законами механики и все физические, химические и физиологические ( как мы бы сказали сегодня ) процессы могут быть сведены к машинным моделям, типа модели рефлекторной дуги. Философия Декарта дуалистична : пассивная протяженная материя (Res extenso) и активная, но бестелесная мысль (Res cogitans) фигурируют в ней в качестве двух самостоятельных и одинаково реальных субстанций, объединенных третьей Божеством.
23 Новое время (1640 – 1914) Бенедикт Спиноза ( ) Джон Локк ( ) Ввел понятие аффект : состояния тела, которне увеличивают или уменьшают активность человека. Виды аффектов : влечение или желание как проявление сущности человеческой природы и стремление к самосохранению. непосредственно осознавать можно лишь отдельнне сенсорнне состояния. Это первичнне качества движение, протяженность, телесность, форма. Другие категории ( цвет, звук, запах ), являются субъективными. Хотя они и вызываются воздействием внешних раздражителей на наши органы чувств, в мире им ничего прямо не соответствует. Физическое и психическое выступают не как две самостоятельнне субстанции, а как две формы нашего сознательного опыта внешняя ( ощущения ) и внутренняя ( рефлексия ).
24 Развитие экспериментальных методов исследования человека и животных : в первой половине 19 в. появилась возможность использовать специальное оборудование, повышающее точность и достоверность наблюдения ; появилась возможность использовать математику для анализа получаемых данных ; физиологи получили возможность изучать органы чувств и нервную систему человека именно физиологи способствовали привлечению экспериментальных методов в изучение « психологических » особенностей человека.
25 Наиболее значительнне физиологические исследования : И. Прохаски. Он сформулировал представление о том, что во взаимоотношениях живых существ со средой, ориентированных на приспособление к ней, нервное и психическое неразрывно обслуживают их потребности в самосохранении. Исследования физиологов Ч. Белла и Ф. Мажанди. Рефлекс понимался как автомат, состоящий из трех блоков : центростремительного, центрального и центробежного. Исследования немецкого физиолога Г. Гельмгольца : - изучение влияния мышления на работу органов чувств ; - измерение скорости протекания физиологических процессов ; - использование математической статистики в психофизиологии. Исследования немецких ученых Г. Фехнера и Э. Вебера. Они разработали закон отношения между ощущением и вызывающим его раздражителем ( закон Вебера - Фехнера ); - разработали пороговую теорию восприятия раздражителей.
26 Вильгельм Вундт ( ) В 1879 году при Лейпцигском университете основал первую в мире психологическую лабораторию Рождение психологии
27 Психоанализ Зигмунд Фрейд – австрийский врач – обратил внимание на роль бессознательного в человеческом поведении. Freud ( )
28 Бихевиоризм Только то поведение, которое можно наблюдать может быть предметом изучения научной психологии. Watson ( ) Skinner ( )
29 Гуманистическая психология Подчеркивали влияние окружающей среды на психическое развитие и отмечали важность потребности в любви и принятии. Maslow ( ) Rogers ( )
30 Гештальтпсихология Слово « гештальт » означает паттерн или организованное целое. Обучение может идти за счет инсайтов, а не только механического повторения. Wertheimer ( ), Koffka ( ), and Kohler ( ).
31 Гештальтпсихология Контекст имеет значение. Наше восприятие зависит не только от сенсорных впечатлений, но и от контекста ситуации. Вы можете расценить мужчину, бегущего вам навстречу очень по- разному в зависимости от контекста: одно дело, он бежит утром по пляжу, и другое – в темной безлюдной подворотне в сумерках.
32 Gestalt Psychology
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.