Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемАру Али
1 Психология педагогического воздействия
2 План доклада 1. Педагогическое воздействие 2. Психологическое обеспечение технологии эффективного педагогического воздействия 3. Виды педагогического воздействия 4. Конструирование ситуаций педагогического воздействия с позиций рефлекторной модели психики 5. Модели психологического воздействия
3 I. Педагогическое воздействие - особый вид деятельности педагога, цель которой - достижение позитивных изменений психологических характеристик воспитанника (потребностей, установок, отношений, состояний, моделей поведения). Технология эффективного педагогического воздействия несомненно должна базироваться на психологической теории. Актуальность изучения психических закономерностей, лежащих в основе педагогического воздействия, подчеркивалась всегда, поскольку именно на знании этих закономерностей основано психологически грамотное воздействие на психику ребенка. Однако до сих пор проблема психологического воздействия является одной из наименее разработанных в отечественной и мировой психологии.
4 Цель любого психологического воздействия - преодоление субъективных защит и барьеров индивида, переструктурирование его психологических характеристик или моделей поведения в нужном направлении.
5 Воздействие считают психологическим, когда оно имеет внешнее по отношению к адресату (реципиенту) происхождение и, будучи отраженным им, приводит к изменению психологических регуляторов конкретной активности человека. психологического воздействия
6 виды психологического воздействия ПРОИЗВОЛЬНОЕ И НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ И ОПОСРЕДОВАННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ КРАТКОСРОЧНОЕ И ДЛИТЕЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ЯВНОЕ И СКРЫТОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ПРЯМОЕ И КОСВЕННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ
7 II. Психологическое обеспечение технологии эффективного педагогического воздействия Эффективность педагогического воздействия зависит во многом от позиции педагога по отношению к ребенку. Еще в 1960-е гг. были сформулированы принципы педагогического воздействия: педагогический оптимизм, уважение к воспитаннику, понимание душевного состояния ученика, раскрытие мотивов и внешних обстоятельств совершаемых поступков, заинтересованность в судьбе ученика. Другое важное условие педагогического воздействия - высокий уровень культуры педагога, его авторитет. В психологии воздействия известно положение о том, что результативность воздействия зависит от неформального статуса воздействующего субъекта, от меры его авторитета. Завоевание истинного, а не мнимого авторитета - постоянная забота педагога, на каком бы высоком уровне профессионализации он не находился. Педагог должен быть носителем высочайших культурных достижений, образцом для ребенка.
8 Виды педагогического воздействия Убеждение Внушение
9 Убеждение - психологическое воздействие, адресованное сознанию, воле ребенка. Это логически аргументированное воздействие одного человека: или группы лиц, которое принимается критически и выполняется сознательно. Цель убеждения - стремление добиться того, чтобы воспитанник сознательно принял взгляды, отношения и следовал им в своей деятельности. Искусство убеждения состоит в умении находить веские аргументы (факты, примеры, закономерности) и связывать их с личным опытом воспитанника. Эффективность убеждения зависит от авторитета педагога, от его собственной убежденности в том, о чем он говорит, от степени эмоциональной насыщенности убеждения, поскольку в процессе убеждения должна быть также задействована эмоциональная сфера воспитанника. Несомненно, надо хорошо знать личность и индивидуальные особенности ребенка.
10 Внушение - психологическое воздействие, которое отличается сниженной аргументацией, принимается при сниженной степени осознанности и критичности. Суть внушения состоит в том, что в психику внушаемого (суггеренда) вводится установка, направленная на изменение психической деятельности, которая становится его внутренней установкой, регулирующей психическую и физическую активность при той или иной степени автоматизма.
11 Способы воздействия выделяются прямое и косвенное внушение Косвенное внушение - разновидность внушения, при котором его содержание подкрепляется строго определенными и конкретными условиями, при наличии которых оно будет реализовываться. Прямое внушение - внушение, при котором суггестор дает свои распоряжения прямо, открыто. Цель внушения, так же как при убеждении, не скрывается («Я думаю, ты теперь всегда будешь прилежно готовить уроки»), В практике используются две разновидности прямого внушения: команда, приказ и внушающее наставление.
12 Материальная форма Лишение удовольствий Наказания Поощрение Одобрение Похвала Неодобрение и замечание Благодарность Конструирование ситуаций педагогического воздействия с позиций рефлекторной модели психики модели построены классификации приемов педагогического воздействия
13 Модели психологического воздействия Психологическое воздействие с позиций рефлекторной теории: приемы поощрения и наказания. Теория деятельности и психологическое воздействие: выявление мотивов поведения, введение значимого мотива. Сдвиг мотива на цель Психологическое воздействие с позиций ролевой теории: условия принятия ролей, освоение и выполнение новых ролей. Психологическое воздействие и теория когнитивного диссонанса.
14 Воспитание – дело трудное, и улучшение его условий - одна из священных обязанностей каждого человека, ибо нет ничего более важного, как образование самого себя и своих ближних. Сократ
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.