Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемекатерина павлова
1 Понятие зоны актуального развития и зоны ближайшего развития. Выполнила Самарина Светлана Юрьевна Воспитатель 1 категории
2 В последние годы все больше возникает потребность в новых методах, подходах к обучению и образованию, которые бы отвечали прогрессивным требованиям и тенденциям XXI века. В ХХ веке быстрыми темпами развивалась психология. В том числе были проведены исследования и открыты новые закономерности формирования особы ребенка. В этой связи необходимо упомянуть исследования Л. С. Выготского, А. М. Леонтьева. Эти исследования легли в основу многих педагогических идей.
3 Цели: 1. Рассмотреть психологическую основу теории развивающего обучения 2. Представить основные понятия - зоны актуального развития и зоны ближайшего развития. 3. Показать преимущества развивающего обучения
4 Задачи: Дать определении понятиям «дидактика», «обучение»; рассмотреть основные дидактические модели Выделить принципиальные особенности обучения и развития Рассмотреть теории о соотношении развития и обучения, взгляды Л. С. Выготского Рассмотреть зоны актуального развития и зоны ближайшего развития в современной психологии
5 Понятие обучения. Общее понятие о дидактике. Обучение – целенаправленный процесс взаимодействия воспитателя и воспитанников, в ходе которого происходит усвоение знаний, умений и навыков, осуществляется воспитание и развитие детей. Дидактика – это научная дисциплина, которая занимается исследованием теоретических и методических основ обучения.
6 Дидактические модели. Традиционная модель. Цель обучения – формирование интеллектуальных умений, представлений, понятий, теоретических знаний. Педоцентрическая модель. Цель обучения – развитие общих и умственных способностей, разнообразных умений детей.. Современная модель
7 Основные характеристики развивающего обучения. 1. Ведущая роль в развитии принадлежит обучению. 2. Обучение должно ориентироваться на зону ближайшего развития ребенка. 3. В основе обучения должен находиться активно-деятельностный способ (тип) обучения. 4. Ребенок является полноценным субъектом учебной деятельности. 5. Целенаправленное формирование мотивационной основы учебной деятельности. 6. Организация учебного взаимодействия и сотрудничества в учебно-воспитательном процессе. 7. Развивающее обучение направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности.
8 Уровень актуального развития и зона ближайшего развития 1. Уровень актуального развития, фиксируемый по некоторым завершенным его циклам; 2. Уровень зоны ближайшего развития, фиксируемый по еще незавершенным его циклам. Зона ближайшего развития позволяет предсказать, что произойдет в развитии ребенка завтра, но это «завтра» внутренне связано с тем, что происходит с ним «сегодня» в процессе учебно-воспитательного сотрудничества (общения) со взрослыми и сверстниками.
9 Согласно Л.С. Выготскому, зона ближайшего развития различна у разных детей, поэтому и определение ее величины необходимо проводить конкретно у каждого отдельного ребенка. Благодаря этой зоне ребенок может научиться, решая первоначально те или иные задачи вместе с другими людьми, новому типу индивидуальных действий.
10 Зоны актуального развития и зоны ближайшего развития в современной психологии Решая проблему взаимосвязи обучения и развития, Л.С. Выготский выделяет два уровня развития ребенка: один проявляется в его самостоятельной деятельности (актуальный уровень развития), другой – в сотрудничестве с другими людьми (зона ближайшего развития).
11 Сотрудничество – это один из параметров социального окружения, который является источником развития в онтогенезе. Сотрудничество может приобретать и форму подражания, но подражание возможно только потому, что лежит в «зоне ближайшего развития» ребенка. Подражание делает возможным «культурное развитие ребенка», формирование у него высших психических функций.
12 Заключение Для современной психологии остаются открытыми следующие вопросы: какие изменения происходят с ЗБР в процессе обучения и каковы причины разной величины ЗБР у разных детей. Кроме выделенной линии исследования зоны ближайшего развития (диагностика психического развития). Делая вывод из анализа современных исследований ЗБР, можно утверждать, что обучение называется развивающим только в том случае, если оно развивает саму зону ближайшего развития, т.е. ЗБР становится глубже и шире в результате обучения. ЗБР будем рассматривать как возможность создания ребенком совместной деятельности со взрослым.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.