Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемwww.eurekanet.ru
1 Технологии саморегуляции механизмов формирования содержания образовательных программ в муниципальных образовательных системах Томской области Сартакова Е.Е., к.и.н., доцент, зав. лаб. «Сельская МКШ»
2 1. Муниципальная образовательная система (МОС) есть совокупность муниципальных образовательных сетей, реализующих вариативные сетевые образовательные программы, обладающие территориальной специфичностью и объединенные единой системой государственно-общественного управления в рамках принадлежности к одной административной единице.
4 Главным элементом МОС является муниципальная образовательная сеть (МС) часть муниципальной образовательной системы, создаваемая на селе для обеспечения разностороннего развития и полноценного образования детей, стимулирующая процессы повышения качества, доступности и эффективности образования, которая включает образовательные учреждения, удовлетворяющие разнообразные потребности населения, в том числе и социально-педагогического типа.
6 В отличие от классических городских МОС, в структуру сельской муниципальной образовательной системы, кроме вышеуказанных элементов, могут входить следующие подсистемы: муниципальные образовательные сети различного типа (в том числе педагогические ассоциации), а также отдельные ОУ различного вида вне сетевого взаимодействия.
7 На основании педагогических исследований и статистических данных в области образования выделим ряд особенностей сельских МОС ТО: 1. в рамках реализации принципа доступности: малочисленность сельских МОС в виду низкой плотности расселения; малочисленность сельских МОС в виду низкой плотности расселения; низкая степень концентрации ОУ (в большинстве регионов РФ) при условиях малой заселенности и больших расстояний между поселениями; низкая степень концентрации ОУ (в большинстве регионов РФ) при условиях малой заселенности и больших расстояний между поселениями; низкая степень развитости муниципальных образовательных сетей (как общих, так и профильных) в виду недостаточности социальной инфраструктуры; низкая степень развитости муниципальных образовательных сетей (как общих, так и профильных) в виду недостаточности социальной инфраструктуры; безальтернативность ОУ в предоставлении образовательных услуг; безальтернативность ОУ в предоставлении образовательных услуг; недостаточный уровень предоставления образовательных услуг в области инклюзивного, специального образования); недостаточный уровень предоставления образовательных услуг в области инклюзивного, специального образования); 2. в рамках реализации принципа качества: недостаточный уровень качества образовательных услуг, предоставляемых «периферийными» ОУ, том числе ОСШ, МКШ, МЧШ; недостаточный уровень качества образовательных услуг, предоставляемых «периферийными» ОУ, том числе ОСШ, МКШ, МЧШ; нвариантность спектра образовательных программ (в том числе и дополнительного образования) сельских образовательных учреждений); нвариантность спектра образовательных программ (в том числе и дополнительного образования) сельских образовательных учреждений); 3. в рамках реализации принципа эффективности: слабая степень «адаптации» сельских МОС к НПФ в виду высокой стоимости обучающихся; слабая степень «адаптации» сельских МОС к НПФ в виду высокой стоимости обучающихся; неадекватность высокого уровня затрат на общее и дополнительное образование уровню его качества (особенно в МЧШ, МКШ, ОСШ). неадекватность высокого уровня затрат на общее и дополнительное образование уровню его качества (особенно в МЧШ, МКШ, ОСШ).
8 В Томской области были сформированы следующие виды муниципальных образовательных сетей ОУ (всего 418), организованные на базах: педагогических ассоциаций-82 педагогических ассоциаций-82 «ресурсного центра» (крупного ОУ)-48 «ресурсного центра» (крупного ОУ)-48 территориального общеобразовательного центра-69 территориального общеобразовательного центра-69 отдельных вузов («выездные школы»)- 47 отдельных вузов («выездные школы»)- 47 центров профильного обучения-1 центров профильного обучения-1 образовательных комплексов, объединяющих ОУ как общего, так и профессионального образования- 10 образовательных комплексов, объединяющих ОУ как общего, так и профессионального образования- 10 центров внеклассной и внешкольной деятельности учащихся учреждений общего образования- 40 центров внеклассной и внешкольной деятельности учащихся учреждений общего образования- 40 межшкольных ресурсных образовательных центров- 55 межшкольных ресурсных образовательных центров- 55 ОУ, реализующих дистанционные модели обучения-66 ОУ, реализующих дистанционные модели обучения-66
9 В структуру МОС и Сети включены разнообразные модели ОУ, разработанные на основе работ В.М.Артюхова, М.П.Гурьяновой, Б.Кугана, Т.А. Фральцовой и др.,: базовые, окружные школы, ресурсные центры, а также различного вида малокомплектные школы (разновозрастного, частично разновозрастного, индивидуального обучения, семейного образования и др.). В структуру МОС и Сети включены разнообразные модели ОУ, разработанные на основе работ В.М.Артюхова, М.П.Гурьяновой, Б.Кугана, Т.А. Фральцовой и др.,: базовые, окружные школы, ресурсные центры, а также различного вида малокомплектные школы (разновозрастного, частично разновозрастного, индивидуального обучения, семейного образования и др.). В структуру сети включены образовательные округа (Томская модель) как механизм реализации профессионального роста педагогов. В структуру сети включены образовательные округа (Томская модель) как механизм реализации профессионального роста педагогов.
10 Наибольшее значение для проектирования МС имели расселенческие структуры: отдаленные и сохраняющие традиционные сельскохозяйственные функции в сочетании с отраслевым природопользованием; отдаленные и сохраняющие традиционные сельскохозяйственные функции в сочетании с отраслевым природопользованием; находящиеся в буферной зоне городов с высокоинтенсивным сельским хозяйством при очевидном влиянии города; находящиеся в буферной зоне городов с высокоинтенсивным сельским хозяйством при очевидном влиянии города; эволюционизирующиеся в рамках перехода сельских населенных пунктов в агрорекреационные поселения; эволюционизирующиеся в рамках перехода сельских населенных пунктов в агрорекреационные поселения; отмирающие «дистрофные» населенные пункты, утратившие прежние хозяйственные функции. отмирающие «дистрофные» населенные пункты, утратившие прежние хозяйственные функции. Характеристика расселенческих структур позволила выделить три группы МОС: пригородные, центральные, отдаленные. При этом в пригородных МОС преобладают второй-третий типы расселения, в центральных – третий-второй, а в отдаленных – первый-четвертый.
11 Организационные модели МС могут быть классифицированы на основании «принцип развития социокультурной сферы»: Сети, учитывающие особенности расселения (депопуляция, мелкоселенность, поляризация); Сети, учитывающие особенности расселения (депопуляция, мелкоселенность, поляризация); Сети, учитывающие особенности финансирования сетей (распыление средств, недофинансирование, избыточность); Сети, учитывающие особенности финансирования сетей (распыление средств, недофинансирование, избыточность); Сети, учитывающие особенности организации взаимодействия (ведомственная разобщенность, административные барьеры, управленческий дисбаланс); Сети, учитывающие особенности организации взаимодействия (ведомственная разобщенность, административные барьеры, управленческий дисбаланс); Сети, учитывающие особенности управления (институциональный дисбаланс, отраслевой подход к управлению территориями); Сети, учитывающие особенности управления (институциональный дисбаланс, отраслевой подход к управлению территориями); Сети, учитывающие особенности инфраструктуры (слабое развитие транспортных сетей, коммуникаций, современной связи). Сети, учитывающие особенности инфраструктуры (слабое развитие транспортных сетей, коммуникаций, современной связи).
13 Сущностная характеристика МОС определяется: 1.совокупностью муниципальных образовательных сетей, реализующих вариативные образовательные программы (обладающие территориальной специфичностью), объединенных единой системой государственно- общественного управления в рамках принадлежности к одной административной единице, направленных на формирование и реализацию вариативных образовательных услуг, обеспечивающих высокое качество обучения и воспитания, развития личности школьников, соответствующих задачам инновационной экономики (в том числе и региона, муниципалитета) в рамках общественно-государственного управления образованием; 2.повышением доступности к вариативным образовательным программам, в том числе специальным, инклюзивным и др.; 3.созданием эффективных финансово-экономических, материально- технических и нормативно-правовых условий реализации учебно- воспитательного процесса; 4. изменением социального и профессионального статуса педагогов, в том числе на создание условий для профессионального роста учительства.
14 Особое место в формировании МОС играют образовательные программы, создание которых и является специфицирующим признаком сформированности МС, что обуславливает необходимость выделения и рассмотрения в качестве самостоятельного педагогического условия модернизации МОС параметра «Формирование сетевых образовательных программ».
18 Специфика различных сетевых образовательных программ связана с формами их проектирования и реализации в рамках соответствующих МС: образовательные программы, реализуемые в рамках классических МС, осуществляются в рамках отдельных ОУ, реализующих образовательные услуги в более чем двух сельских поселений; образовательные программы, реализуемые в рамках классических МС, осуществляются в рамках отдельных ОУ, реализующих образовательные услуги в более чем двух сельских поселений; образовательные программы, реализуемые в рамках меж и внутри муниципальных сетей, есть систематика уровневых образовательных программ (начального, основного, среднего и иного образования), которые осуществляются отдельными ОУ, относящихся к одному или нескольким муниципальным образованиям»; образовательные программы, реализуемые в рамках меж и внутри муниципальных сетей, есть систематика уровневых образовательных программ (начального, основного, среднего и иного образования), которые осуществляются отдельными ОУ, относящихся к одному или нескольким муниципальным образованиям»; образовательные программы, реализуемые в рамках РЦ (базовых школ, РИЦ и др.) есть совокупность образовательных программ, реализуемых отдельными ОУ при координирующей и дополняющей (при необходимости даже замещающей) деятельности по оказанию образовательных услуг базовой школой (ресурсным или ресурсно-информационным центром); образовательные программы, реализуемые в рамках РЦ (базовых школ, РИЦ и др.) есть совокупность образовательных программ, реализуемых отдельными ОУ при координирующей и дополняющей (при необходимости даже замещающей) деятельности по оказанию образовательных услуг базовой школой (ресурсным или ресурсно-информационным центром); образовательные программы, реализуемые в рамках выездных МС – есть краткосрочные образовательные программы различного уровня и вида, реализуемыми временными педагогическими коллективами ОУ свободно формирующихся МС; образовательные программы, реализуемые в рамках выездных МС – есть краткосрочные образовательные программы различного уровня и вида, реализуемыми временными педагогическими коллективами ОУ свободно формирующихся МС; образовательные программы, реализуемые в рамках дистанционных МС – есть образовательные программы, реализуемые отдельными ОУ при активном информационно-коммуникативном взаимодействии других субъектов МС; образовательные программы, реализуемые в рамках дистанционных МС – есть образовательные программы, реализуемые отдельными ОУ при активном информационно-коммуникативном взаимодействии других субъектов МС; образовательные программы, реализуемые в рамках профильных МС – есть образовательные программы, осуществляемые взаимодополняющей сетью ОУ при реализации ученых дисциплин среднего полного общего образования; образовательные программы, реализуемые в рамках профильных МС – есть образовательные программы, осуществляемые взаимодополняющей сетью ОУ при реализации ученых дисциплин среднего полного общего образования; образовательные программы, реализуемые в рамках локальных сетей МКШ – есть совокупность программ, которые реализует несколько МКШ МС на принципах дополнения друг друга на основе заявок социума. образовательные программы, реализуемые в рамках локальных сетей МКШ – есть совокупность программ, которые реализует несколько МКШ МС на принципах дополнения друг друга на основе заявок социума.
20 Требования к структуре образовательной программы обусловливают формирование цели образовательной программы (ОП); определение требования к уровню освоения содержания образования; создание учебного плана; определение требований к реализации образовательной программы, которые включают общие требования к условиям реализации ОП, требования к кадровому, финансово- экономическому, материально-информационному, учебно-методическому и информационному, технологическому обеспечению. Особое место занимают требования к оценке качества освоения ОП, в том числе определение параметров (объектов контроля, видов деятельности, состава показателей). Требования к структуре образовательной программы обусловливают формирование цели образовательной программы (ОП); определение требования к уровню освоения содержания образования; создание учебного плана; определение требований к реализации образовательной программы, которые включают общие требования к условиям реализации ОП, требования к кадровому, финансово- экономическому, материально-информационному, учебно-методическому и информационному, технологическому обеспечению. Особое место занимают требования к оценке качества освоения ОП, в том числе определение параметров (объектов контроля, видов деятельности, состава показателей). Технология разработки ОП МС рассматривается как средство социального управления. Каждая школа МС разрабатывает свои образовательные программы, которые показывают как с учетом конкретных условий создается в образовательном учреждении специфицированная модель обучения, воспитания и развития учащихся. ОП школ являются сугубо индивидуальными, в целом они призваны учитывать потребности конкретных обучаемых, их родителей сельских поселений, входящих в МС. Технология разработки ОП МС рассматривается как средство социального управления. Каждая школа МС разрабатывает свои образовательные программы, которые показывают как с учетом конкретных условий создается в образовательном учреждении специфицированная модель обучения, воспитания и развития учащихся. ОП школ являются сугубо индивидуальными, в целом они призваны учитывать потребности конкретных обучаемых, их родителей сельских поселений, входящих в МС. Пооперационная модель технологии разработки и реализации образовательных программ ОУ, МС содержит следующие этапы: формирование ОП отдельных ОУ МС; согласование между участниками МС содержание сетевых ОП; утверждение ОП участниками МС; ресурсное обеспечение ОП; координация и регулирование процесса реализации ОП; контроль процесса реализации ОП, анализ результатов и проблематизация дальнейших ОП. Пооперационная модель технологии разработки и реализации образовательных программ ОУ, МС содержит следующие этапы: формирование ОП отдельных ОУ МС; согласование между участниками МС содержание сетевых ОП; утверждение ОП участниками МС; ресурсное обеспечение ОП; координация и регулирование процесса реализации ОП; контроль процесса реализации ОП, анализ результатов и проблематизация дальнейших ОП. Таким образом, ОП МС выступают как элемент социальной технологии и представляют собой комплекс приемов достижения социально полезной цели обеспечения эффективного взаимодействия в обеспечении интересов всех социальных групп образовательного процесса (школьники, их родители, педагоги и администрация ОУ МС, муниципальные и государственные органы власти). Таким образом, ОП МС выступают как элемент социальной технологии и представляют собой комплекс приемов достижения социально полезной цели обеспечения эффективного взаимодействия в обеспечении интересов всех социальных групп образовательного процесса (школьники, их родители, педагоги и администрация ОУ МС, муниципальные и государственные органы власти).
21 Каковы же технологии саморегуляции механизмов формирования содержания образовательных программ в муниципальных образовательных системах Томской области? При этом мы понимаем, что: Технология есть определенная установленная последовательность этапов, операций, процедур деятельности; Технология есть определенная установленная последовательность этапов, операций, процедур деятельности; Механизм есть способ (система, устройство) определяющий порядок какого-либо вида деятельности; Механизм есть способ (система, устройство) определяющий порядок какого-либо вида деятельности; Саморегуляция есть спонтанное возникновение процессов, направленных на устранение диспропорций, введение новых элементов в организации или ликвидацию устаревших (В.С.Алексеевский). Саморегуляция есть спонтанное возникновение процессов, направленных на устранение диспропорций, введение новых элементов в организации или ликвидацию устаревших (В.С.Алексеевский). Таким образом, данный вопрос можно задать иначе: «В чем заключается алгоритм этапов спонтанного формирования содержания образовательных программ в рамках сетевого взаимодействия?»
25 Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.