Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемДанил Титов
1 Выпонил ученик 10 А класса Рубан Артем
2 ПОСЛЕ ЗАВОЕВАНИЯ КРЕПОСТИ АЗОВ БОЯРСКАЯ ДУМА ОБСУДИЛА РАПОРТ ПЕТРА I ОБ ЭТОМ ПОХОДЕ И РЕШИЛА НАЧАТЬ СТРОИТЕЛЬСТВО ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА 20 ОКТЯБРЯ 1696 ГОДА. ЭТА ДАТА СЧИТАЕТСЯ ОФИЦИАЛЬНЫМ ДНЕМ РОЖДЕНИЯ РЕГУЛЯРНОГО ВОЕННО- МОРСКОГО ФЛОТА РОССИИ, КОРАБЛИ КОТОРОГО БЫЛИ ПОСТРОЕНЫ НА ВЕРФЯХ ВОРОНЕЖСКОГО АДМИРАЛТЕЙСТВА.
3 АЗОВСКАЯ ФЛОТИЛИЯ НАМЕРЕВАЯСЬ УТВЕРДИТЬ РОССИЙСКУЮ ВЛАСТЬ НА БЕРЕГАХ АЗОВСКОГО МОРЯ, ПЁТР РЕШИЛСЯ ОВЛАДЕТЬ ТУРЕЦКОЙ КРЕПОСТЬЮ АЗОВ, ЗАПИРАВШЕЙ ВЫХОД ИЗ ДОНА. ПОКОРЕНИЕ ЭТОГО ПУНКТА И ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАСПРОСТРАНЕНИЕ ЗАВОЕВАНИЙ ПО МОРСКОМУ ПРИБРЕЖЬЮ ТРЕБОВАЛИ ПОСТОЯННОГО ПРЕБЫВАНИЯ В ТЕХ МЕСТАХ ФЛОТА; А ПОТОМУ ЦАРЬ ВЕЛЕЛ СТРОИТЬ СУДА НА РЕКЕ ВОРОНЕЖ, БЛИЗ ВПАДЕНИЯ ЕЁ В ДОН. НЕУДАЧА 1-Й АЗОВСКОЙ ОСАДЫ (1695 ГОД), НАЧАТОЙ БЕЗ ФЛОТА, ЕЩЁ БОЛЕЕ ПОКАЗАЛА НЕОБХОДИМОСТЬ ЕГО, И ПОЭТОМУ РАБОТЫ НЕ ПРЕКРАЩАЛИСЬ ДАЖЕ В НАЧАЛЕ ЗИМЫ, ОТЛИЧАВШЕЙСЯ В ТОТ ГОД НЕОБЫЧАЙНОЮ СУРОВОСТЬЮ. БЛАГОДАРЯ ЭНЕРГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ВОЗБУЖДАЕМОЙ ПРИСУТСТВИЕМ САМОГО ЦАРЯ, К ВЕСНЕ 1696 ГОДА ПОСТРОЕНО ДВА КОРАБЛЯ, ИЛИ [ПРАМ]А, ДВА ГАЛЕАСА, 23 ГАЛЕРЫ И 4 БРАНДЕРА. ГЛАВНЫМ НАЧАЛЬНИКОМ ЭТОГО ФЛОТА, В ЗВАНИИ АДМИРАЛА, НАЗНАЧЕН ЛЕФОРТ, А ПОСЛЕ НЕГО ГЕНУЭЗСКИЙ УРОЖЕНЕЦ ДЕ ЛИМА И ФРАНЦУЗ ДЕ ЛОЗЬЕР. НА НИХ ПРЕИМУЩЕСТВЕННО БЫЛ ВОЗЛОЖЕН НАДЗОР ЗА КОРАБЛЕСТРОЕНИЕМ. ГАЛЕРЫ, СКОЛЬКО ИЗВЕСТНО, ПОСТРОЕНЫ ПО МОДЕЛИ, ВЫПИСАННОЙ ИЗ ГОЛЛАНДИИ, А КОРАБЛИ, ИЛИ ПРАМЫ, БЫЛИ НЕ ЧТО ИНОЕ, КАК ПЛОСКОДОННЫЕ ЯЩИКИ О 2-Х МАЧТАХ, ВООРУЖЕННЫЕ КАЖДЫЙ 44 ОРУДИЯМИ. ЭТИ НЕПОВОРОТЛИВЫЕ МАССЫ НАЗНАЧАЛИСЬ НЕ ДЛЯ ПЛАВАНИЯ В ОТКРЫТОМ МОРЕ, А ДЛЯ ДЕЙСТВИЯ ПО БЕРЕГОВЫМ УКРЕПЛЕНИЯМ, И ТАК КАК ПРОВОД ИХ ПО МЕЛКОВОДНОМУ И ИЗВИЛИСТОМУ ВЕРХОВЬЮ ДОНА БЫЛ СОПРЯЖЕН С БОЛЬШИМИ ЗАТРУДНЕНИЯМИ, ТО ИХ РАЗОБРАЛИ И СУХИМ ПУТЕМ ВЕЗЛИ ДО ЧЕРКАССКА, ГДЕ ВТОРИЧНО СОБРАЛИ И СПУСТИЛИ НА ВОДУ. ФЛОТИЛИЯ ЭТА, НАХОДЯСЬ ПРИ ВТОРИЧНОЙ ОСАДЕ АЗОВА, НЕМАЛО СОДЕЙСТВОВАЛА ПОКОРЕНИЮ КРЕПОСТИ. УБЕЖДЕННЫЙ ОПЫТОМ В ПОЛЬЗЕ ФЛОТА, ПЁТР НАЗНАЧИЛ В ТЕЧЕНИЕ 1697, 1698 И 1699 ГОДОВ. ПОСТРОИТЬ ЕЩЁ 55 КОРАБЛЕЙ И ФРЕГАТОВ И 11 БОМБАРДИРНЫХ СУДОВ И БРАНДЕРОВ; НО ТАК КАК СРЕДСТВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КАЗНЫ НА ЭТО НЕ ХВАТАЛО, ТО ИЗДЕРЖКИ ПО СООРУЖЕНИЮ БОЛЬШЕЙ ЧАСТИ ЭТИХ СУДОВ ОН РАЗЛОЖИЛ НА ДУХОВЕНСТВО (НАЧИНАЯ С ПАТРИАРХА), БОЯР И ГОРОДСКИХ ОБЫВАТЕЛЕЙ. ВМЕСТЕ С ТЕМ ПРИСТУПЛЕНО К УСТРОЙСТВУ ТАГАНРОГСКОЙ ГАВАНИ.АЗОВСКОГО МОРЯКРЕПОСТЬЮГАЛЕАСАГАЛЕРЫБРАНДЕРААДМИРАЛАФРЕГАТОВБОМБАРДИРНЫХ СУДОВ
4 В 1702 ГОДУ 22 ЯНВАРЯ ПОСЛЕДОВАЛ УКАЗ ГОСУДАРЯ О ПОСТРОЙКЕ 6-ТИ 18- ПУШЕЧНЫХ КОРАБЛЕЙ НА РЕКЕ СЯСИ «В ОБОРОНУ И НА ОТПОР ПРОТИВ НЕПРИЯТЕЛЬСКИХ СВЕЙСКИХ ВОЙСК». В 1703 ГОДУ, 24 МАРТА, БЫЛИ ЗАЛОЖЕНЫ В ЛОДЕЙНОМ ПОЛЕ НА РЕКЕ СВИРИ В ОЛОНЦЕ: ПЕРВЫЙ ПАРУСНЫЙ ФРЕГАТ БАЛТИЙСКОГО ФЛОТА «ШТАНДАРТ», 2 ГАЛИОТА, 5 БУЕРОВ И 2 ШМАКА. ПОСТРОЙКА ВЕЛАСЬ ПРЕИМУЩЕСТВЕННО РУССКИМИ МАСТЕРОВЫМИ, ПОД РУКОВОДСТВОМ КОРАБЕЛЬНЫХ МАСТЕРОВ-ИНОСТРАНЦЕВ. В 1703 ГОДУ В МАЕ МЕСЯЦЕ КАПИТАН БОМБАРДИРСКОЙ РОТЫ ПЁТР В УСТЬЯХ НЕВЫ С 30 ЛОДКАМИ ВЗЯЛ НА АБОРДАЖ 2 ШВЕДСКИХ СУДНА С 17 ПУШКАМИ. ЭТО БЫЛО ПЕРВОЕ ДЕЛО ЗАРОЖДАВШЕГОСЯ ПЕТРОВСКОГО ФЛОТА. ПЁТР И ПОРУЧИК МЕНЬШИКОВ БЫЛИ НАГРАЖДЕНЫ ЗА НЕГО ОРДЕНОМ СВ. АНДРЕЯ, ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ ПОЛУЧИЛИ МЕДАЛИ С НАДПИСЬЮ «НЕБЫВАЕМОЕ БЫВАЕТ». ВСКОРЕ ПОСЛЕ ЭТОЙ ПОБЕДЫ БЫЛ ЗАЛОЖЕН ПЕТЕРБУРГ. СЮДА И БЫЛИ ПРИВЕДЕНЫ ИЗ ОЛОНЦА ФРЕГАТ «ШТАНДАРТ» И НЕСКОЛЬКО МЕЛКИХ СУДОВ. ЗИМОЙ ТОГО ЖЕ ГОДА НА ОСТРОВЕ КОТЛИНЕ БЫЛА ЗАЛОЖЕНА КРЕПОСТЬ КРОНШЛОТ. ДЛЯ КОМАНДОВАНИЯ ВНОВЬ ПОСТРОЕННЫМИ СУДАМИ ПЕТР ПРИГЛАСИЛ ГОЛЛАНДЦА КОРНЕЛИУСА КРЮЙСА, КОТОРЫЙ ВСТУПИЛ В СЛУЖБУ В ЗВАНИИ ВИЦЕ-АДМИРАЛА. КОМАНДИРЫ СУДОВ, А ТАКЖЕ БОЛЬШИНСТВО ОФИЦЕРОВ БЫЛИ ИНОСТРАНЦЫ, ГЛАВНЫМ ОБРАЗОМ ГОЛЛАНДЦЫ. В 1704 ГОДУ В ПЕТЕРБУРГЕ НАЧАТО СООРУЖЕНИЕ ОБШИРНОГО АДМИРАЛТЕЙСТВА. С 1704 ГОДА ФЛОТ ПРИНИМАЕТ ЭНЕРГИЧНОЕ УЧАСТИЕ В ОБОРОНЕ ПЕТЕРБУРГА, ГДЕ ШЛА ДЕЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПОСТРОЙКЕ СУДОВ НА ТОЛЬКО ЧТО ЗАЛОЖЕННОЙ ВЕРФИ, НА МЕСТЕ НЫНЕШНЕГО ГЛАВНОГО АДМИРАЛТЕЙСТВА. НА ПЕРВЫХ ПОРАХ РОЛЬ ФЛОТА БЫЛА ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ОБОРОНИТЕЛЬНАЯ. В 1705 ГОДУ НАША ЭСКАДРА ПОД НАЧАЛЬСТВОМ ВИЦЕ-АДМИРАЛА КРЮЙСА, СТОЯ НА ЯКОРЕ ЗА БОНАМИ У КРОНШЛОТА, В СОСТАВЕ 8 ФРЕГАТОВ 24- ПУШЕЧНЫХ, 6 ШНЯВ 12-ПУШЕЧНЫХ, 7 ГАЛЕР И 2 БРАНДЕРОВ (ВСЕГО 226 ОРУДИЙ), ОТРАЗИЛА НАПАДЕНИЕ ШВЕДСКОГО ФЛОТА ИЗ 7 КОРАБЛЕЙ, 6 ФРЕГАТОВ И 9 ПРОЧИХ СУДОВ (ПОД НАЧАЛЬСТВОМ АДМИРАЛА АНКЕРСТЕРНА), ИМЕВШЕГО ОКОЛО 660 ОРУДИЙ; ПРИ ЭТОМ ШВЕДЫ ВЫСАДИЛИСЬ НА КОТЛИНСКУЮ КОСУ, НО БЫЛИ ОТБИТЫ С БОЛЬШИМ УРОНОМ ПОЛКОВНИКОМ ТОЛБУХИНЫМ. В 1705 ГОДУ ЭСКАДРЫ РУССКИХ КОРАБЛЕЙ ДОХОДИЛИ ДО ОСТРОВА ГОТЛАНДА И ГОРОДА БОРГО.ГАЛИОТАБУЕРОВБОМБАРДИРСКОЙ РОТЫАБОРДАЖКРОНШЛОТВИЦЕ-АДМИРАЛАОФИЦЕРОВЭСКАДРАВИЦЕ-АДМИРАЛАПОЛКОВНИКОМ
6 Стремление русского государства к проведению активной внешней политики в середине 18 века требовало возрождения Российского флота, пришедшего в упадок после смерти Петра I. «Значительное усиление России немыслимо без действий Русского военно-морского флота» - эти слова Екатерины II блестяще подтвердила история. Во второй половине 18 века Россия вела ожесточенную борьбу за выход в Черное и Средиземное моря, а также укрепляла свои позиции на Балтийском море. Поэтому численный состав флота в этот период его развития в основном определялся двумя факторами: угрозой со стороны Турции на юге и Швеции - на Балтике. В законодательном порядке количественный и качественный состав флота определялся Штатным положением, разрабатываемым Адмиралтейств - Коллегией и утверждавшимся главой государства.
7 Галера построена в начале 1696 года в Воронеже по голландскому образцу, 2 апреля того же года вместе с двумя другими однотипными судами была спущена на воду. Длина - 38, ширина - 6 метров, высота от киля до палубы - около 4 м. В движение приводилась 34 парами весел. Численность экипажа - до 170 человек. Имела на вооружении 6 пушек. По типу «Принципиума», лишь с некоторыми изменениями, было построено еще 22 судна для участия в Азовском походе Петра 1. 3 мая 1696 года «Принципиум» под командованием Петра 1 в голове отряда из восьми судов покинула Воронеж и после 12- дневного плавания под парусами прибыла в Черкесск. Во время этого перехода на ее борту Петром 1 был написан так называемый «Указ по галерам», явившийся прототипом «Морского Устава», в котором были оговорены дневные и ночные сигналы, а также указания на случай боя. 27 мая это судно в составе флота впервые вышло в Азовское море, а в июне участвовало в блокаде с моря осажденной русскими войсками турецкой крепости Азов, закончившейся капитуляцией ее гарнизона. По окончании боевых действий под Азовом галера была разоружена и поставлена на Дону недалеко от крепости, где впоследствии за ветхостью была разобрана на дрова. В документах того времени чаще встречалась под наименованиями «Его высочества» и «Кумондера».
8 Самым лучшим линейным кораблём времён Петра I по праву считается корабль «Ингерманланд». Чертежи судна составлялись самим царём, а постройку он доверил знаменитому мастеру корабельных дел Ричарду Козенцу. С ним русский государь познакомился будучи в Англии, и разглядев потенциал мастера – предложил ему перебраться в Россию и заниматься постройкой военных судов.
9 СОЗДАНИЕ ФЛОТА ПЕТРОМ 1 НА НОВЫЙ ЛАД Если пытаться выстроить правильную цепочку тех далеких событий, то флот Петра 1 был построен только после того, как царь собственноручно уничтожил все старые корабли! Справедливости ради, следует отметить, что среди уничтоженных кораблей, практически не было военных, но другие корабли (торговые и рыболовные) были очень хорошего качества и отлично подходили для плаванья в северных водах. Многие из них доплывали до берегов Англии и Персии, что лишний раз свидетельствует об их качестве.
10 Кораблестроение на западе, прежде всего, в Голландии и Англии было на порядок выше, чем в России. Но их корабли строились по специальной технологии, которую разрабатывали веками, и они предназначались для плавания в нейтральных и южных водах. Кроме того отличие заключалось в том, что корабли, например, Голландии были более маневренными и скоростными. Казалось бы, правильно все делал Петр 1, флот которого строился по западным образцам. Не все так однозначно. Бусы (это основные русские корабли, который были более пузатые, но и более легко ловили даже легкий ветер) в Азии полностью покорили Индийский океан и были на вооружении до конца 18 века.
11 Такие корабли Петр 1 уничтожил полностью. Все, что веками строилось его предшественниками, он уничтожил в один момент. Такое поведение весьма свойственно для Петра, и о его причинах мы поговорим в другой статье. Сейчас же необходимо отметить, что уничтожив флот, русский правитель начал его выстраивать заново, на голландский и английский манер. Вот тут мы и подошли к сути повествования. Флот Петра 1 не был таким великолепным, как об этом принято писать. Многие историки и вовсе говорят, что строил царь «подобие флотилии». Почему? Ответ кроется в технологии. В Англии, например, процесс постройки корабля очень щепетильный и заключается в следующем:
12 Выбор правильной породы древесины и ее тщательная сушка. Пропитывание древесины специальной смолой, которая защищает корабль от порчи в результате постоянного нахождения в воде. Эти 2 очень простых правила, но они содержат секрет того, почему западные страны строят такие хорошие корабли. Основы этих правил русский царь постиг в результате великого посольства, но в тонкости технологического процесса его, естественно, никто не посвящал! В результате спешное строительство нового русского флота привело к явному нарушению всей технологии. Древесина не просушивалось должным образом (времени не было, флот был нужен в самые короткие сроки), а ее пропитка производилась совсем не тем составом, который для этого применялся в западных странах.
13 Вот и получается, что срок жизни тех знаменитых «чудо- кораблей», которые строил Петр 1 составлял всего 5-10 лет. После этого времени, из- за неправильного технологического процесса в момент строительства, флот просто гнил. Вот и получается, что образ создателя флота для Петра подходит мало, ведь он принял страну с сильными и действующими кораблями, а оставил после себя не более 10 полноценных кораблей, ни один из которых не сохранился даже до конца 18 века.
14 Подводя итоги вышесказанному, хочется вернуться к тому, с чего эта статья начиналась – Петр 1 по справедливости должен быть назван в исторических учебниках разрушителем флота, но никак не его создателем. Хотя, справедливости ради необходимо отметить, что сам царь пытался сделать из России великую морскую державу, но это было не в его силах. Флот Петра 1 был слаб и кроме одной победы над достаточно слабой Швецией, ничего не добился. Царь посчитал, что за год западного посольства постиг все тонкости кораблестроения, но это было не так. В результате Россия после Петра вовсе осталась без флота, и только через 100 лет началось новое строительство кораблей, которые строились по правильной технологии и действительно служили интересам государства.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.