Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемКатя Беспалова
1 Духовная жизнь советского общества в гг.
2 С лета 1946 г. власти развернули широкое наступление против «западного влияния» на развитие отечественной культуры. По существу, речь шла о наступлении на свободомыслие и любое проявление творческой самостоятельности интеллигенции, о возвращении безраздельного партийно-политического контроля над ней. ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА В ПЕРВЫЕ ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ
3 В августе 1946 г. был создан новый журнал «Партийная жизнь», призванный взять под контроль развитие культуры, которая, по мнению партийных чиновников, «страдала идеологической вялостью, появлением новых идей и иностранных влияний, подрывающих дух коммунизма».
4 Поход против «западничества» возглавил член Политбюро и секретарь ЦК ВКП(б) А. А. Жданов, отвечавший за идеологию. «Железный занавес» был окончательно восстановлен в ходе развернувшейся в конце 1948 г. кампании по борьбе с «космополитизмом» Страна вновь оказалась не только в идеологической, но и в культурной изоляции от остального мира.
5 Критике подверглись журналы «Звезда» и «Ленинград», которые опубликовали на своих страницах произведения М.Зощенко и А.Ахматовой. Журнал «Ленинград» был закрыт, а в «Звезде» сменилось руководство Зощенко Ахматова
6 Последовали постановления ЦК ВКП(б), содержавшие резкую критику репертуаров драматических театров. Некоторых режиссеров обвинили в национализме или искаженном отражении советской действительности, критиковали сатирический журнал «Крокодил». В печати и на организованных партийным активом собраниях трудовых коллективов огульно осуждалось творчество писателей А. А. Ахматовой и М. М. Зощенко, композиторов Д. Д. Шостаковича и В. И. Мурадели, кинорежиссеров С. М. Эйзенштейна, С. А. Герасимова и др. Их произведения оказались закрыты для широкой публики. С. М. ЭйзенштейнаД. Д. Шостакович В. И. Мурадели
7 Отношение властей было одобрительным к тем писателям, в произведениях которых воссоздавались яркие страницы отечественной истории, связанные с подвигом народа в годы Великой Отечественной войны, массовыми народными движениями, Гражданской войной, трудовыми свершениями в годы первых пятилеток. Большой популярностью пользовались произведения М. А. Шолохова, М. М. Пришвина, Э. Г. Казакевича, Л. М. Леонова, К. А. Федина, А. Н. Толстого, К. Г. Паустовского и др. М. А. Шолохов М. М. ПришвинА. Н. Толстой
8 Несмотря на многочисленные доносы о «неправильных» взглядах ведущих советских ученых, гонения не затронули тех из них, кто был задействован в атомном проекте и разработке межконтинентальных бомбардировщиков и баллистических ракет - носителей ядерного оружия. В августе 1945 г. был создан Специальный комитет, в который вошли крупнейшие советские ученые - академики И. В. Курчатов и П. Л. Капица. Потребности атомного проекта удовлетворялись государством в первую очередь. Благодаря этому в 1949 г. в нашей стране было создано ядерное оружие непосредственно на вооружение дальней авиации оно поступило в августа 1949 г. СССР провел испытания атомной бомбы
9 В 1953 г. сотрудники Института атомной энергии, работавшие под руководством И. В. Курчатова, опередив США, создали водородную бомбу, намного более разрушительную, чем атомная Первая в мире советская водородная бомба была взорвана 12 августа 1953 года на полигоне в Семипалатинске.
10 В 1954 г. в Советском Союзе вошла в строй первая в мире атомная электростанция (Обнинск).
11 Начало «оттепели» Середина 50-х годов - новая точка отсчета нашей литературы. Знаменитый доклад Н.С. Хрущева на «закрытом» заседании XX съезда партии 25 февраля 1956 года положил начало освобождению сознания многомиллионного народа от гипноза культа личности Сталина. Эпоха получила название «хрущевской оттепели», породившей поколение «шестидесятников», его противоречивую идеологию и драматичную судьбу.
12 Изменения в духовной жизни: Время "оттепели" характеризовалось подъемом советской науки и культуры. Существенное, хотя и временное, ослабление тоталитарного контроля государства, общая демократизация способов управления культурой значительно оживили творческий процесс. Раньше и живее всего на изменение ситуации отреагировала литература. Большое значение имела реабилитация некоторых репрессированных при Сталине деятелей культуры.
13 Изменения в духовной жизни: Советский читатель заново открыл для себя многих авторов, имена которых замалчивались в 30–40-х г.: заново вошли в литературу С. Есенин, М. Цветаева, А. Ахматова. Характерной чертой эпохи стал массовый интерес к поэзии. В прозе однообразная парадность сталинского соц.реализма сменилась обилием новых тем и стремлением изображать жизнь во всей присущей ей полноте и сложности. Возобновление связей с зарубежными странами.
14 Литература Важную роль в литературной жизни 60-х гг. играли литературные журналы. В 1955 г. вышел первый номер журнала «Юность». Среди журналов выделяется «Новый мир», который с приходом туда в качестве главного редактора А. Т. Твардовского обрел особую популярность среди читателей. Именно в «Новом мире» в 1962 г. с личного разрешения Н. С. Хрущева была опубликована повесть А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», в которой впервые литература коснулась темы сталинского ГУЛАГа. А. И. Солженицын
15 Основные черты произведений о прошедшей войне. В произведениях, посвященных Великой Отечественной войне, героически возвышенные образы сменяются изображением тяжести военных будней. Писателей интересует обыкновенный человек в условиях фронта: приходит герой, которому знаком и страх, и боль, и душевное смятение. Новую правду о войне раскрыли в своих произведениях Ю. В. Бондарев (роман «Батальоны просят огня» 1957 г.), К. М. Симонов (роман-трилогия «Живые и мертвые» 1959 – 1971 гг.), М.А.Шолохов(«Судьба человека»). Ю. В. Бондарев К. М. Симонов
16 В 50-е гг. возник «самиздат» – так назывались машинописные журналы (например, журнал «Синтаксис»), в которых свои произведения печатали молодые писатели и поэты, не имевшие надежды на публикацию в официальных изданиях. Основателем «Синтаксиса» был молодой поэт А. Гинзбург. В журнале печатались произведения Б. Ахмадулиной, Б. Окуджавы, Е. Гинзбург, В. Шаламова. За «антисоветскую агитацию» А. Гинзбург был приговорен к двум годам лагерей. Появление «самиздата» стало одним из проявлений зарождавшегося в кругах интеллигенции оппозиционного советскому государству движения диссидентов. Б. Ахмадулина А. Гинзбург
17 Музыка. В 1958 г.сняты обвинения с выдающихся деятелей отечественной музыкальной культуры – Шостаковича, Прокофьева, Хачатуряна и др. Начинают свою творческую деятельность молодые композиторы – А.П.Петров, А.Г.Шнитке, А.Н.Пахмутова и др. ПрокофьевА.Г.ШниткеА.Н.Пахмутова
18 Живопись и скульптура. Процессы обновления затронули и изобразительное искусство. По-новому трактуется художниками реализм. Шестидесятые годы – время становления так называемого «сурового стиля» в советской живописи. Реальность предстает без обычной в 40–50-е гг. лакировки, нарочитой праздничности и парадности. П.А. Смолин Полярники 1960
19 Однако далеко не все новаторские течения нашли поддержку у руководства страны. В 1962 г. Н. С. Хрущев посетил выставку московских художников в Манеже. Авангардная живопись и скульптура вызвали у первого секретаря ЦК резко отрицательную реакцию. В результате художники были лишены права продолжать работу и выставляться. Многие вынуждены были покинуть страну (например, скульптор Э. И. Неизвестный). Л. Грибков «1917 год»
20 Живопись и скульптура. Скульпторы работают над созданием мемориальных комплексов, посвященных Великой Отечественной войне. В 60-е гг. были возведены памятник-ансамбль героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане (1963–1967 гг., скульптор Е. В. Вучетич), мемориал на Пискаревском кладбище в Петербурге (1960 г., скульпторы В. Исаева, Р. Таурит) и др.
21 Кинематограф. В кино по-прежнему значительное место занимает военная тема. Она нашла выражение в творчестве многих режиссеров: Г. Н. Чухрай «Баллада о солдате» М. М. Хуциев «Застава Ильича» 1965 г., а также легкие романтичные ленты вроде «Я шагаю по Москве» Г. Н. Данелия 1964 г. «Баллада о солдате» «Я шагаю по Москве»
22 Система идеологического контроля Однако до полной свободы творчества в годы «оттепели» было далеко. Рецидивы сталинских методов обращения с деятелями культуры случались периодически. В критике по прежнему время от времени слышались обвинения в «формализме», «чуждости» в адрес многих известных писателей: А. А. Вознесенского, Д. А. Гранина, В. Д. Дудинцева. Из-за публикации рассказа А.И.Солженицина «Один день Ивана Денисовича» А.Т.Твардовский был отстранен от руководства журналом. А. А. Вознесенский А.Т.Твардовский
23 Вывод В период "оттепели" отмечается заметный подъем в литературе и искусстве, чему немало способствовала реабилитация части деятелей культуры, репрессированных при Сталине. Именно в сфере культуры особенно отчетливо проявились свойственные этому времени прямые рецидивы сталинизма. Партийные руководители по-прежнему вторгались своими указаниями в литературу, живопись, науку, пытаясь подчинить идеологическим штампам творческий процесс. Но несмотря на все противоречия «оттепель» готовила почву для демократизации общества в последующие годы.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.