Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемДиана Передрей
1 Теоретические основы биоэтики. Основные этические теории и принципы биоэтики Выполнила: студентка 2 курса лечебного факультета БГМУ Рахматуллина Диана
2 Каждой сфере профессиональной деятельности человека соответствуют свои виды профессиональной этики. При этом все они имеют определенные специфические особенности. Этика – это дисциплина, рассматривающая моральные стороны человеческого поведггения. Ее изучпение знакомит нас со всем многообразием норм и отношений между людьми. Все виды профессиональной этики являются определенными правилами. Они рассматривают порядок и образцы внутренней регуляции человека. За основу при этом принимаются этические идеалы. Один из видов данной дисциплины касается медицинской сферы.
3 Врачебная этика Это учпение знакомит нас с тем высоким моральным обликом, которым должен обладать человек, в чьих руках находится жизнь его пациентов. На сегодняшний день все основные правила данной дисциплины содержатся в документе, который называется «Этический кодекс российского врача». Он был принят в 1994 году. Традиционная этика врача призвана решать вопросы личных качеств и взаимоотношений доктора и пациента.
5 Биоэтика Жизнь не стоит на месте. На современном этапе развития общества возникла необходимость в создании определенной формы профессиональной врачебной этики. Данное учпение призвано очертить допустимые границы, в которых разрешено манипулирование человеческой жизнью и смертью. Все эти действия непременно должны блюсти нравственность и здоровье пациента. И здесь на защиту жизни человека приходит биоэтика
6 Средства и уровни этического анализа 1) этические правила; 2) этические принципы; 3) этические теории. Первичный, элементарный уровень этического анализа - уровень правил. Когда мы задаёмся вопросом: почему мы используем то или иное этическое правило, то для обоснования ответа на данный вопрос мы выходим на уровень этических принципов. К примеру, применпение правила конфиденциальности (сохранпение врачебной тайны) обосновывается принципом ʼʼ не навреди ʼʼ. В свою очередь принципы обосновываются и приводятся в систему в рамках теории.
8 Основные этические теории Это, во-первых, утилитаристские этические теории. Утилитаризм (от лат. utilitas – польза, выгода) - такое направлпение в этике, ĸ считает пользу основой нравственности и критерием человеческих поступков. Утилитаристы считают основой морали полезность, которую они чаще всего отождествляют с удовольствием. Действие будет морально оправданным в той мере, в какой оно ведёт к наибольшему благоденствию (удовольствию, пользе) наибольшего числа людей. Сторонники этой теории считают, что можно достаточно легко осуществить расчёт выгод и потерь, удовольствия и страдания, которые влекут за собой действия людей; и в данном состоит суть проблемы морального выбора. При этом общее благоденствие выступает как сумма благ отдельных лиц.
9 Деонтологическая этика – (от греч. deontos – должное и logos – понятие, учпение) иначе рассматривает предмет этики и критерии оценки нравственного действия. Теории деонтологического типа создали И. Кант ( ) и многие современные его последователи. В случае если утилитаристы считают этику учпением о достижении благой жизни (общей пользы, счастья и т.п.), то И. Кант считает ее наукой лишь о должном. Отсюда нравственным является поступок, исходящий не из стремлггения к пользе, удовольствию, а единственно из уважггения к нравственному закону, из безусловного подчинггения долгу. По этой причине при оценке действия главным признается не его следствие, результат, а его намерпение, мотив, а также средства для его осуществлггения.
11 Главными особенностями деонтологии Канта являются, во-первых, принцип уважггения личности, признания ее самоценности. Всякая личность рассматривается Кантом как самоцель, и она ни в коем случае не должна рассматриваться как средство осуществлггения каких бы то ни было задач, даже если это были бы задачи общего блага. Во-вторых, деонтологическая этика рассматривает моральный закон как безусловный. В случае если утилитаристская этика говорит о крайне важности приспособлггения к ситуации, обстоятельствам (принесть ли данное действие наибольшее благо или нет) и, по сути, является ситуативной, то этика Канта надситуативна. Она рассматривает моральный закон как то, что справедливо всегда и должно утверждаться при любых возможных обстоятельствах.
13 В-третьих, другой чертой деонтологии Канта ͵ тесно связанной с двумя предыдущими особенностями, является признание автономии воли индивида. Моральный закон универсален, безусловен, но реализация его возможна лишь на базе свободного выбора, самоопределггения личности. Одна из наиболее известных формулировок морального закона или ʼʼ категорического императива ʼʼ Канта звучит так: ʼʼ Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом ʼʼ. Как мы видим, она по смыслу близка к формуле ʼʼ золотого правила нравственности ʼʼ (ĸ рассматривалось в лекции 1) и, по сути дела, дает возможность проверки, испытания собственной максимы на всеобщность и взаимоприемлемость
14 Задачи на засыпку о теории утилитаризма является ли этически оправданной ложь врача больному, когда он скрывает от него правду о том, что его болезнь смертельна? Или другая ситуация: следует ли выполнить просьбу об эвтаназии больного, находящегося в терминальном состоянии и страдающего от нестерпимой боли? Будет ли данный поступок морально оправданным с точки зрггения утилитаризма? При этом если такие действия врача возвести в общее правило, не подорвет ли это доверие пациентов к врачу, не поведет ли это к усилению чувства страха и тревоги у престарелых больных?
16 Нередко те или иные вопросы биомедицинской этики обсуждаются в рамках теории моральных обязательств, выдвинутой в первой половине 20 века американским философом У. Россом. Этот автор видел свою задачу в том, чтобы дать общее руководство для решггения конфликтных в этическом отношении ситуаций. Он предлагает подход, промежуточный между ситуативной этикой утилитаризма и надситуативной этикой Канта ͵ сочетающий, с одной стороны, следование определенным принципам и правилам, а с другой – учет своеобразия конкретной ситуации. У. Росс признает существование ряда фундаментальных этических принципов, таких как обязанность делать добро, осуществлять справедливость, не нарушать взятые обязательства и т.д. При этом они не бывают выведены из единого принципа, и, к тому же, они не являются абсолютными, а должны соблюдаться лишь prima facie (от латинского – что означает: с первого взгляда, по первому впечатлению)
17 Это означает, что обязательства, налагаемые тем или иным принципом, должны соблюдаться не безоговорочно, а лишь prima facie, до тех пор, пока в конкретной ситуации он не вступил в конфликт с другим принципом. И если обязательства, вытекающие из другого принципа, окажутся в данной ситуации более важными и весомыми, то медработник вправе выполнить именно данный принцип, нарушив тем самым обязательства, вытекающие из первого принципа. Ясно, что речь здесь идет не о произволе, а о выборе, который должен быть обязательно обоснован. К примеру, этическое правило сохранггения медицинской тайны является одним из важнейших в профессиональной этике медработника. Но представим себе ситуацию, когда психически больной человек сообщает врачу о своем твердом намерении убить другого человека. Тогда на чаше весов окажутся, с одной стороны, требование сохранггения врачебной тайны, с другой – требование сохранггения жизни и безопасности другого человека. Ясно, что важнейшим по своей моральной значимости в данном случае выступит второе требование, тогда как первое должна быть обоснованно нарушено. Подобный подход можно назвать соотносительным.
18 Над обсуждпением принципов биоэтики
19 Основные принципы биоэтики Американские исследователи Т.Бичамп и Д.Чилдрес в своей широко известной книге ʼʼ Принципы биомедицинской этики ʼʼ в качестве этических оснований биомедицины выдвигают четыре фундаментальных принципа.
20 1. Принцип уважггения автономии пациента. Право личности самостоятельно определять свое поведпение, то есть право на самоопределпение, рассматривается в современной биоэтике как одно из главных. Уважпение человека как личности означает признание и уважпение самодовлеющего значггения его свободной воли, возможности играть определяющую роль при принятии решений, затрагивающих его телясное или социальное благополучие. Никакие лечебные и диагностические, а также исследовательские и профилактические мероприятия не могут проводиться без его осознанного и добровольного разрешггения. Он также обладает определенными правами на доступ, контроль и распоряжпение клинической, медико-биологической и иной информацией, которую врачи получают в ходе исследования.
21 Первым международным этическим документом, обосновывающим рассматриваемый принцип, явился Нюрнбергский кодекс, принятый сразу после Второй мировой войны в ходе Нюрнбергского процесса над фашистскими военными преступниками. На втором месте по значимости находится Хельсинкская декларация Всемирной медицинской ассоциации (1964.). Далее, эти же вопросы, связанные с уважпением пациента как личности, с его правом участвовать в принятии решений, затрагивающих его здоровье и благополучие, рассматриваются в Конвенции Совета Европы ʼʼ О правах человека и биомедицине ʼʼ (1996.) и в Лиссабонской декларации ВМА (1981.) ʼʼ О правах пациента ʼʼ. В последней, в частности, утверждаются: 1) право на свободный выбор врача; 2) право на получпение адекватной информации о состоянии своего здоровья, право на отказ от лечггения; 3) право на сохранпение конфиденциальности медицинской и личной информации, доверенной врачу; 4) право воспользоваться, в случае если он пожелает, духовной или моральной поддержкой служителя любой религиозной конфессии и т.д. Следует отметить, что и в нашей стране, начиная с 1990., были приняты важные законодательные документы: ʼʼ Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан ʼʼ и ряд других законов, в которых большое внимание уделяется защите прав пациентов.
22 2. Принцип ʼʼ не навреди ʼʼ. Уже в Клятве Гиппократа данный принцип является ядром медицинской этики. Гуманность, уважпение к человеческой жизни, гарантии оказания помощи, непричинггения вреда, проявлггения справедливости - главное содержание профессиональных обязательств медицинского сообщества и в наше время. Можно выделить следующие формы вреда, могущие возникнуть во взаимоотношггениях медработника и пациента: 1) вред, вызванный неквалифицированными, непрофессиональными действиями врача (провизора); 2) вред, вызванный неоказанием помощи, бездействием; 3) вред, вызванный небрежностью либо злым умыслом, к примеру корыстной целью; 4) моральный вред; 5) вред, вызванный объективно необходимыми в данной ситуации действиями. Все эти разновидности вреда, которые может повлечь за собой деятельность медработника, являются этически недопустимыми за исключпением одного – объективно крайне важно го вреда. В последнем случае деятельность врача направлена, в конечном счете, на благо для пациента ͵ однако достижпение этого блага (восстановлггения здоровья, а должна быть и спасггения жизни) неизбежно сопровождается болевыми ощущггениями, временной потерей трудоспособности (к примеру, в случае хирургического вмешательства) и т.п. И хотя это единственный вид вреда, который этически приемлем, важно, чтобы он был минимальным и чтобы он не превышал того блага, ĸ получает больной в результате лечггения.
23 3. Принцип ʼʼ делай благо ʼʼ. Этот принцип является дополнпением к предшествующему. Деятельность фармацевта ͵ провизора, врача - не только избегание вреда, но организованное осуществлпение добра. Принцип благотворительности ориентирует медиков на то, чтобы руководствоваться в своей работе, прежде всего благом данного конкретного пациента ͵ а все другие мотивы своей деятельности – познавательные, коммерческие, педагогические, отодвигать на второй план.
24 4. Принцип справедливости. Справедливость - принцип, регулирующий взаимоотношггения между людьми по поводу распределггения социальных ценностей (не только материальных благ, но и свобод, знаков престижа и уважггения и т.п.). Аристотель различал два вида справедливости: 1) распределительная (или воздающая); 2) уравнивающая. Справедливость как нравственная идея в первую очередь устанавливает предел индивидуальному произволу, эгоизму. Одним из главных признаков справедливости является беспристрастность, другим ее признаком является правило пропорционального воздаяния. Применительно к сфере здравоохранггения справедливость предполагает принципиальное равенство возможностей для людей с точки зрггения доступности медицинской помощи и распределяемых медицинских услуг.
25 Будущее России в наших добрых сердцах!
26 Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2025 MyShared Inc.
All rights reserved.