Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемАлександр Неверов
1 Использование дистанционных образовательных технологий при реализации учебного процесса Дистанционное образование All rights reserved Лекция 1
2 © А.В. Неверов, 2018 Нормативная база Федеральный закон от N 273-ФЗ (ред. от ) "Об образовании в Российской Федерации» Статья 13. Общие требования к реализации образовательных программ 1. Образовательные программы реализуются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации. 2. При реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение. 2
3 © А.В. Неверов, 2018 Нормативная база Статья 16. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий 1. Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно- телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. … 3
4 Электронное обучение БАЗА ДАННЫХ ОБУЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВ А ИТК-СЕТИ 4
5 © А.В. Неверов, 2018 Нормативная база Статья 16. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий 1. … Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников. 5
6 Дистанционные образовательные технологии ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ СЕТИ 6
7 © А.В. Неверов, 2018 Нормативная база Статья 16. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий 2. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. 7
8 © А.В. Неверов, 2018 Нормативная база 3. При реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно- образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся. 8
9 © А.В. Неверов, 2018 ФГОС ВО ЭИОС должна обеспечивать: доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик, к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах; фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения программы бакалавриата; проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучен ия, дистанционных образовательных технологий; формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сох ранение работ обучающегося, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса; взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействия посредством сет и «Интернет». 9
10 © А.В. Неверов, 2018 Нормативная база Статья 16. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий 4. При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий местом осуществления образовательной деятельности является место нахождения организации, осуществляющей образовательную деятельность, или ее филиала независимо от места нахождения обучающихся. 10
11 © А.В. Неверов, 2018 Нормативная база Статья 18. Печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы 1. В организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в целях обеспечения реализации образовательных программ формируются библиотеки, в т ом числе цифровые (электронные) библиотеки, обеспечивающие доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам. … 11
12 © А.В. Неверов, 2018 Нормативная база Статья 18. Печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы 1. … Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия), методическими и периодическими изданиями по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям). 12
13 © А.В. Неверов, 2018 Нормативная база Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации 3. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: … 12) использование и совершенствование методов обучения и воспитания, образовательных технологий, электронного обучения; 13
14 © А.В. Неверов, 2018 Нормативная база Статья 91. Лицензирование образовательной деятельности 15. Лицензионные требования и условия, установленные в положении о лицензировании образовательной деятельности, должны учитывать особенности: … 4) осуществления образовательной деятельности при реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. 14
15 © А.В. Неверов, 2018 Нормативная база «Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ», утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. N
16 © А.В. Неверов, 2018 Нормативная база 1. Настоящий Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ устанавливает правила применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации основных образовательных программ и/или дополнительных образовательных программ (далее - образовательные программы). 16
17 © А.В. Неверов, 2018 Нормативная база 2. Перечень профессий, специальностей и направлений подготовки, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, определяется Министерством образования и науки Российской Федерации 17
18 © А.В. Неверов, 2018 Нормативная база 3. Организации, осуществляющие образовательную деятельность (далее - организации), реализуют образовательные программы или их части с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ" Об образовании в Российской Федерации" формах обучения или при их сочетании, при проведении учебных занятий, практик, текущего контроля успеваемости, промежуточной, итоговой и (или) государственной итоговой аттестации обучающихся. от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ 18
19 © А.В. Неверов, 2018 Нормативная база 4. Организации доводят до участников образовательных отношений информацию о реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, обеспечивающую возможность их правильного выбора. 19
20 © А.В. Неверов, 2018 Нормативная база 5. При реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий: местом осуществления образовательной деятельности является место нахождения организации или ее филиала независимо от места нахождения обучающихся. организации обеспечивают соответствующий применяемым технологиям уровень подготовки педагогических, научных, учебно-вспомогательных, административно-хозяйственных работников организации; 20
21 © А.В. Неверов, 2018 Нормативная база организации самостоятельно определяют порядок оказания учебно-методической помощи обучающимся, в том числе в форме индивидуальных консультаций, оказываемых дистанционно с использованием информационных и телекоммуникационных технологий; организации самостоятельно определяют соотношение объема занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся, в том числе с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий; 21
22 © А.В. Неверов, 2018 Нормативная база допускается отсутствие учебных занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся в аудитории. 22
23 © А.В. Неверов, 2018 Нормативная база 6. При реализации образовательных программ или их частей с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий организация самостоятельно и (или) с использованием ресурсов иных организаций: создает условия для функционирования электронной информационно- образовательной среды, обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ или их частей в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся; 23
24 © А.В. Неверов, 2018 Нормативная база обеспечивает идентификацию личности обучающегося, выбор способа которой осуществляется организацией самостоятельно, и контроль соблюдения условий проведения мероприятий, в рамках которых осуществляется оценка результатов обучения. 24
25 © А.В. Неверов, 2018 Нормативная база 7. Организации вправе осуществлять реализацию образовательных программ или их частей с применением исключительно электронного обучения, д истанционных образовательных технологий, организуя учебные занятия в виде онлайн-курсов, обеспечивающих для обучающихся независимо от их м еста нахождения и организации, в которой они осваивают образовательную программу, достижение и о ценку результатов обучения путем организации образовательной деятельности в электронной информационно-образовательной среде, к которой предоставляется открытый доступ через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет". 25
26 Платформа открытых онлайн- курсов 26
27 © А.В. Неверов, 2018 Нормативная база 8. Освоение обучающимся образовательных программ или их частей в виде онлайн-курсов подтверждается документом об образовании и (или) о квалификации либо документом об обучении, выданным организацией, реализующей образовательные программы или их части в виде онлайн-курсов. 27
28 © А.В. Неверов, 2018 Нормативная база Организация, которой обучающимся представлен документ, подтверждающий освоение им образовательной программы или ее части в виде онлайн-курсов в иной организации, допускает обучающегося к промежуточной аттестации по соответствующим учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям), иным компонентам образовательной программы, или зачитывает результат обучения в качестве результата промежуточной аттестации на основании данного документа. 28
29 © А.В. Неверов, 2018 Нормативная база 9. При реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий организации ведут учет и осуществляют хранение результатов образовательного процесса и внутренний документооборот на бумажном носителе и/или в электронно-цифровой форме в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации от 21 июл я 1993 г. N "О государственной тайне", Федерального закона от 27 июля 2006 г. 152-ФЗ "О персональных данных", Федерального закона от 22 октября 2004 г. 25-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации".от 21 июл я 1993 г. N от 27 июля 2006 г. 152-ФЗ 29
30 История развития дистанционного обучения 30
31 © А.В. Неверов, 2018 История развития ДО Первое поколение: передача учебной информации через почтовую связь. В Европе в конце XVIII века, с появлением регулярной и доступной почтовой связи, возникло "корреспондентское обучение". 31
32 © А.В. Неверов, 2018 История развития ДО Второе поколение. В 1969 г. в Великобритании был открыт первый в мире университет дистанционного образования – Открытый Университет Великобритании 32
33 © А.В. Неверов, 2018 История развития ДО Известные университеты с программами дистанционного обучения за рубежом: FernUniversität in Hagen(Германия, 1974); Национальный технологический университет(США,1984), Открытый университет Хаген (Германия), INTEC-колледж Кейптауна (ЮАР), Испанский национальный университет дистанционного об учения, Открытая школа бизнеса Британского открытого универси тета, Австралийская территориальная информационная сеть. 33
34 © А.В. Неверов, 2018 История развития ДО Третье поколение. Базируется на активном использовании телекоммуникационных технологий 34
35 © А.В. Неверов, 2018 История развития ДО в России 1995 г. – Утверждена КОНЦЕПЦИЯ создания и развития Единой системы дистанционного образования в России г. – Принято инструктивное письмо «О дистанционном обучении в среднем и высшем профессиональном образовании» 2002 г. – Приказ Минобразования РФ "Об утверждении Методики применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения ) в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального Образования Российской Федерации" 35
36 © А.В. Неверов, 2018 История развития ДО в России 1990 г. – Система дистанционного обучения рыбаков на Дальнем Востоке (РИУ «Тантал») г. – Обучение по корпоративным программам (МИМ «Линк») 1992 г. – Дистанционное профессиональное образование в СГА 1996 г. – Дистанционное профессиональное образование в МЭСИ 2000 г. - Дистанционное профессиональное образование в ФГНУ «Российский государственный университет открытого образования» 36
37 Типы дистанционных образовательных технологий 37 Корреспондентская Кейс-технология Телевизионная технология Интернет-технология
38 © А.В. Неверов, 2018 Корреспондентская технология Доставка учебных материалов почтой 38
39 © А.В. Неверов, 2018 Кейс-технология 39 Учебные материалы передаются обучающемуся в виде бумажных пособий, аудио и видеокассет, всевозможных инструкций и т.д.
40 © А.В. Неверов, 2018 Телевизионная технология 40 Учебные материалы передаются через спутниковые каналы связи
41 © А.В. Неверов, 2018 Интернет-технология 41 Взаимодействие преподавателей и обучающихся происходит посредством сети Интернет
42 Семь принципов дистанционного обучения с использованием Интернет 42
43 © А.В. Неверов, 2018 Первый принцип 43 В центре образовательного процесса стоит обучаемый. Преподаватель не "мудрец на трибуне", а "проводник на обочине дороги"
44 © А.В. Неверов, 2018 Второй принцип 44 Для дистанционного курса должны разрабатываться специальные учебные материалы.
45 © А.В. Неверов, 2018 Третий принцип 45 Заранее планировать все виды работ и упражнений, а также время, отводимое на их выполнение.
46 © А.В. Неверов, 2018 Четвертый принцип 46 Интерактивность обучения
47 © А.В. Неверов, 2018 Пятый принцип 47 Высокая интенсивность дискуссий
48 © А.В. Неверов, 2018 Шестой принцип 48 Доступность преподавателя для студентов
49 © А.В. Неверов, 2018 Седьмой принцип 49 Налаженная, функционирующая система поддержки обучающихся
50 Проектирование учебного курса для дистанционного обучения 50
51 © А.В. Неверов, 2018 Проектирование курса 51 При дистанционном обучении форма представления учебных материалов приобретает особое значение. В учебных материалах заранее должны быть заложены о тветы на все вопросы, которые могут возникнуть у студента по изучению курса.
52 © А.В. Неверов, 2018 Проектирование курса 52 Дистанционный курс - это аналог комплексного учебного пособия для студентов, обучающихся по традиционной заочной форме. Дистанционный курс можно назвать путеводителем по у чебной дисциплине со всеми присущими ему атрибутами.
53 © А.В. Неверов, 2018 Проектирование курса 53 Фактически дистанционный курс - это разработанная с определенной степенью подробности пошаговая инструкция освоения учебного материала, т.е. достижения целей, сформулированных в его описании.
54 © А.В. Неверов, 2018 Проектирование курса 54 Курс состоит из ряда модулей. Модуль - логически целостный раздел курса, имеющий с вое название, структуру и содержание. Модуль обеспечивает интенсивную и регулярную комбинированную работу над предлагаемыми текстами, решением задач, выполнением письменных работ, участием в дискуссиях, а также прохождением серии контрольных мероприятий.
55 © А.В. Неверов, 2018 Проектирование курса 55 Дидактическая единица - логически самостоятельная часть учебного материала, по своему объему и структуре со ответствующая таким компонентам содержания, как понятие, теория, закон, явление, факт, объект и т.п. Дидактическая единица состоит из нескольких неделим ых по смыслу частей – фреймов, которые описывают названные компоненты содержания. ТЕМА Д.Е. Фрейм
56 © А.В. Неверов, 2018 Проектирование курса 56 В отличие от очного обучения при использовании дистанционных технологий необходимо более формализовано подходить к построению изучаемых курсов и организации самостоятельной работы студентов в целом. Это связано и с более строгими требованиями к системе оценки усвоения знаний, организации учебного процесса и особенностями взаимодействия преподавателя и студентов.
57 © А.В. Неверов, 2018 Проектирование курса 57 Процесс разработки курса четко делится на 2 части: разработка содержательного наполнения и дизайн текста.
58 © А.В. Неверов, 2018 Проектирование курса 58 Термин «дизайн» здесь понимается в двух смыслах. С одной стороны, это методический дизайн – структурирование и методическая отработка текстов, логическое выстраивание их составных частей, проектирование структуры понятийно-категориального аппарата и инструментальной части - контроля, обсуждений, оценочных критериев и т.д.
59 © А.В. Неверов, 2018 Проектирование курса 59 С другой стороны, дизайн - это «наведение красоты» - по дбор иллюстраций, разработка и реализация цветового решения, баннерных модулей и т.д.
60 © А.В. Неверов, 2018 Проектирование курса 60 Очень важная часть методического дизайна – формирование гипертекстовой структуры курса, т.е. системы отсылок и «переходов» между понятиями, содержательными и инструментальными блоками
61 © А.В. Неверов, 2018 Проектирование курса 61 Представляется важной унификация шрифтовых решений в рубриках и выделений в тексте.
62 © А.В. Неверов, 2018 Проектирование курса 62 Проектирование содержания - это особым образом сконструированная, адаптированная и логически выстроенная информационная модель необходимого объема, структуры и последовательности изучения учебного материала, а также оптимальной формы его представления.
63 © А.В. Неверов, 2018 Проектирование курса 63 Объем учебного материала, с одной стороны, задается учебным планом. С другой стороны требуется учет реального времени студентов на их самостоятельную работу
64 © А.В. Неверов, 2018 Среднестатистические данные 64 Студенты имеют в среднем 2 ч в день на СР, что составляет в неделю, за исключением выходного дня, примерно 12 ч; на подготовку к одному практическому занятию им требуются от 1,5 до 3 ч, т.е. в среднем 2 ч; на выполнение одной письменной контрольной работы с поиском информации - 10 и более часов; на выполнение одной курсовой работы - 25 и более часов; большинство студентов могут прочитать в час не более 1 0 страниц учебника по специальности и еще меньше - по п редметам гуманитарного профиля
65 © А.В. Неверов, 2018 Проектирование курса 65 Особенностью курса для системы ДО является то, что в его темах соединяются как содержательная, так и методическая часть изучаемого материала. Это не просто аналог лекций, содержащий текст, подлежащий усвоению, но и своеобразный ориентир, показывающий студенту структуру осваиваемого содержания, иерархию категорий и понятий, проблемные места темы и объясняющий, на что обратить особое внимание, каким образом лучше усвоить материал и т.д.
66 © А.В. Неверов, 2018 Проектирование курса 66 Каждая тема должна быть логически завершенной, обоснованной и иметь заголовок. При этом каждая тема должна со держать примерно равное количество новых дидактических единиц, чем обеспечивается равномерность з агрузки студента в течение учебного периода.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2025 MyShared Inc.
All rights reserved.