Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемВлад Волков
1 1. Понятие и этапы развития науки 2. Характерные черты науки 3. Отличие науки от других отраслей культуры 4. Функции науки
2 В своем развитии наука прошла два этапа. Первый этап – преднаука, древнегреческая наука и параллельно зачатки научного познания мира в Китае и Индии. Второй этап – возникновение современной науки с XVII по XIX вв.
3 XVII в. научная революция – радикальная смена структуры науки, выдвижение новых принципов и методов познания. « Колодец - символ науки, ибо природа ее не на поверхности, а в глубине и не лежит у всех на виду, а любит прятаться где-то в незримом месте». (Н. Коперник)
4 Наука - это отрасль культуры, имеющая дело с теоретическим познанием мира, допускающая проверку на опыте или математическое доказательство.
5 Характерные черты науки.
6 Универсальность – наука сообщает знания, истинные для всего универсума при тех условиях, при которых они добыты человеком. Законы природы, открытые на Земле, справедливы для всей Вселенной.
7 Фрагментарность - наука изучает не бытие в целом а различные фрагменты реальности или ее параметры; сама же делится на отдельные дисциплины: физику, химию, биологию, социологию и т.д.
8 Общезначимость - научные знания пригодны для всех людей; язык науки - один и тот же для представителей различных наций, что способствует объединению человечества.
9 Обезличенность – ни индивидуальные особенности ученого, ни его национальность или место проживания никак не представлены в конечных результатах его научного познания.
10 Систематичность – наука имеет определенную структуру, а не является бессвязным набором частей.
11 Незавершенность – хотя научное знание безгранично растет, оно не может достичь абсолютной истины, после которой уже нечего будет исследовать.
12 Преемственность – новые знания определенным образом и по определенном правилам соотносятся со старыми знаниями.
13 Критичность – наука всегда готова поставить под сомнение и пересмотреть свои, даже основополагающие, результаты
14 Достоверность – научные выводы требуют, допускают проверку по определенным сформированным правилам.
15 Внеморальность - научные истины нейтральны в морально- этическом плане.
16 Рациональность - получение знаний на основе процедур, включающих в себя: 1. Понятийность, т.е способность определять определяемые в науке слова (термины) путем выявления наиболее важных свойств данного класса предметов; 2. Логичность, т.е использование законов формальной логики; 3. Дискурсивность, т.е. способность раскладывать научные утверждения на составные части.
17 Чувственность – научные результаты требуют эмпирической проверки с использованием восприятия и только после этого признаются достоверными.
18 Отличие науки от мистики заключается в стремлении не к слиянию с объектом исследования, а к его теоретическому пониманию и воспроизведению.
19 От искусства наука отличается рациональностью, не останавливающейся на уровне образов, а доведенной до уровня теорий.
20 В отличии от мифологии наука стремится не к объяснению мира в целом,а к формированию законов развития природы, допускающих эмпирическую проверку.
21 От философии науку отличает то, что ее выводы допускают эмпирическую проверку и отвечают не на вопрос «что такое?...», а на вопрос «как?», «каким образом?».
22 Наука отличается от религии тем, что разум и опора на чувственную реальность имеют в ней большее значение, чем вера.
23 По сравнению с идеологией научные истины общезначимы и не зависят от интересов определенных слоев общества.
24 В отличии от техники наука нацелена на познания мира, а не на использование полученных знаний о мире для его преобразования.
25 Теоретическим освоением действительностью наука отличается от обыденного сознания.
26 Функции науки: 1. описательная, которая обнаруживает разнообразные природные объекты и явления; 2. познавательная, благодаря которой открываются законы природы; 3. прогностическая, позволяющая на основании познанных наукой законов предвидеть поведение природных и социокультурных систем.
27 Истоки Стремление к рациональному познанию окружающего мира наука Способ передачи информации Эмпирическое познание Наблюдения Эксперимент Теоретическое познание Формулировка законов Функции Описательная Познавательная прогностическая
28 Почему науку, а не религию, философию или искусство можно назвать «третьим» миром?
29 Наука не только изучает мир и его эволюцию, но и сама является продуктом эволюции, составляя вслед за природой и человеком особый, «третий», мир – мир знаний и навыков.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.