Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемЯна Прибылева
1 Исследовательская работа Образ Снегурочки в русском фольклоре и литературе. Автор: Одношовина Елена, ученица 5 класса Руководитель: Саютина С.В, учитель русского высшая квалификационная категория. С. Брылино, 2014 год К а к вставить э м б л е м у п р е д п р и я т и я н а э т о т слайд О т к р о й т е м е н ю В с т а в к а в ы б е р и т е Р и с у н о к Н а й д и т е файл с эмблемой Н а ж м и т е к н о п к у О К К а к изменить р а з м е р ы э м б л е м ы В ы д е л и т е э м б л е м у. И з м е н и т е р а з м е р ы к а р т и н к и, п е р е т а с к и в а я мышью о д и н и з у п р а в л я ю щ и х м а р к е р о в. Д л я с о х р а н е н и я п р о п о р ц и и и з о б р а ж е н и я п е р е т а с к и в а й т е м а р к е р ы с нажатой клавишей S h i f t.
2 Моя любимая сказочная героиня – Снегурочка. Впервые я не прочитала о ней, а увидела её на новогоднем празднике, когда вместе с Дедом Морозом вышла очаровательная девушка в красивом платье. С тех пор мне хочется быть похожей на Снегурочку. Позже, бабушка рассказала нам с братом сказку «Девочка Снегурочка». Таким образом, получается, что Снегурочка имеет преимущество над другими сказочными героями: один раз в год она приходит к нам в дом, с ней можно пообщаться и даже получить от неё подарок. Кто же она девочка – Снегурочка? Когда впервые появилась на страницах художественных произведений? Какова история её происхождения? Именно на эти вопросы мне хочется дать ответ в своей исследовательской работе. Кроме того, опрос детей старшей группы детского сада и учеников начальной школы показал, что дети хорошо знают героев современных мультфильмов и сказок таких как: человек – паук, Бетман, русалочка Ариель и др. Мне бы хотелось рассказать им о Снегурочке, чтобы она осталась в их памяти навсегда. Может быть, для кого-то она, а не кукла Барби, станет идеалом для подражания
3 Задачи исследования: Прочитать и проанализировать авторские и народные сказки с персонажем Снегурочка. На основе сравнения разных сказок выявить характерные особенности Снегурочки. Проследить характерные черты в тематике, тропах, используемых авторами сказок для описания Снегурочки.
4 мы предположили, что имя главной героини произведений фольклора и литературы Снегурочки тесно связано с историей её рождения.
5 биографический исследовательский Аналитический Анкетирование
6 Для работы над поставленными целями я прочитала сказки, где главным персонажем является Снегурочка. В.И. Даль «Девочка Снегурочка», русскую народную сказку «Снегурочка», народную сказку А.Н. Афанасьева «Снегурушка и лиса». Как видно из названия сказок, имя героини звучит по- разному. В одном варианте чёткое произношение – чк -, в другом (у А.Н. Афанасьева) – более мягкое, где буква ч заменена на букву ш. Это придаёт имени более нежное звучание.
7 Эпизоды для сравнения В.И. Даль «Девочка и Снегурочка» Русская народная сказка «Снегурочка» А.Н. Афанасьев «Снегурушка и лиса». Рождение Снегурочки Из комочка снега в горшочке (…я девочка Снегурочка, из вешнего снегу скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена) Скатали снежный ком, приставили голову, приладили руки и ноги, вылепили нос, нарисовали рот и глаза. Ожила девочка и вышла из сугроба Была внучка у старика и старухи Снегурушка Описание внешности Беленькая, как снежок, кругленькая, как комок Что ни день, всё краше становится, сама беленькая, точно снег, коса русая до пояса, только румянца вовсе нет Нет описания
8 Как растёт Растёт на радость старикам Ни по дням, а по часам Черты характера (отношение к родителям, к труду) Умная, разумная Умная, смышленая, весёлая. Хорошо поёт, работа в руках спорится. Печалится с приходом весны и лета, радуется дождю и граду. Трудолюбивая, трусливая (боится медведя, волка) Плачет припеваючи Когда и где случается несчастье со Снегурочкой Пошла в лес за ягодами с подружками, заблудилась… Спасает Жучка Пошла в лес с подружками, стали они через костёр прыгать, Снегурочка и растаяла, превратилась в белое облачко ( откликнулась эхом) Позвали подружки в лес, заблудилась, забралась на дерево. Спасает лиса.
9 Как видно из таблицы, рождение героини неразрывно связано со снегом. Она либо скатана из комочка снега, либо ожила из снежного кома. Словообразовательный разбор слова показывает следующее: корень снег - суффикс – ур - и суффикс – очк - окончание – а. То есть, из существительного снег путём прибавления суффиксов образовалось существительное, окончание – а –которого указывает на женский род, суффикс на уменьшительно –ласкательное значение.
10 Портрет: красивая девушка, беленькая, как снежок, кругленькая, как комок, имеет русую косу до пояса. Но совсем нет румянца. Видимо, белый цвет ей дан от снега, а у снега не может быть румянца.
11 Девочка растёт очень быстро, ни по дням, а по часам, принося бабушке и дедушке только радость. Здесь надо отметить, что Снегурочка появляется в доме в роли внучки, у неё нет ни отца, ни матери, есть только бабушка и дед. Возможно, она дана пожилым людям, чтобы скрасить их одиночество, уже поэтому она не способна на что-то плохое, она рождена творить добро. Старики называют её уменьшительно – ласкательным словом внученька, и никто не назвал её просто внучка. Ей поют колыбельные песни.
12 Снегурочка трудолюбива (работа в руках спорится) и послушна (всегда отпрашивается погулять). Умная, смышленая, весёлая. Она хорошо поёт. По характеру она весёлая, печалится лишь приходу весны и лета. И это её отличает от простых девочек и мальчиков, которые любят солнышко. Снегурочке же милее зима с её холодным ветром и снежными метелями.
13 Во всех трёх сказках со Снегурочкой случается несчастье, в двух сказках (В.И. Даль «Девочка и Снегурочка», А.Н. Афанасьев «Снегурушка и лиса») она остаётся в живых, в народной сказке она растаяла от огня. Возможно, эта сказка связана с мифом о природных духах, погибающих при смене сезона ( рождённое зимой из снега существо при наступлении лета тает, превращаясь в облачко). Причём несчастье случается с девочкой всегда в лесу. Мне кажется, что это тоже связано с мифологией: в лесу обитает леший, ….Но даже, оказавшись в трудной жизненной ситуации и страдая, Снегурочка не проявляет ни одной отрицательной черты.
14 При описании Снегурочки в сказках использованы различные средства художественной изобразительности: сравнения (беленькая, точно снег), гипербола (растёт не по дням, а по часам), постоянный эпитет (красна девица). Всё это делает образ Снегурочки более выразительным, ярким, запоминающимся.
15 Все сказки о Снегурочке собрал и записал фольклорист А.Н. Афанасьев. Литературным же персонажем Снегурочка стала в 1873 году в пьесе А.Н. Островского «Снегурочка». В 1937 году Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на новогодний праздник. На более ранних изображениях Снегурочка представлена в образе маленькой девочки, в виде девушки её стали представлять позднее.
16 Материал, полученный в результате анализа сказок, показывает, что Снегурочка, как главная героиня сказки, впервые встречается в устном народном творчестве, позже в сказках Афанасьева и Даля. Во всех сказках – это девочка- внучка. Она окружена заботой и лаской родных. Счастливая жизнь Снегурочки омрачается несчастьем, которое происходит всегда в лесу, чаще в летний период.
17 Для придания образу Снегурочки выразительности авторы используют различные тропы, чаще встречаются : сравнение, гиперболу, эпитет. Если учесть, что тема произведения определяется вопросом «О чём?», то тема прочитанных сказок – о …….., и основная мысль – показать роль Снегурочки в жизни дедушки и бабушки.
18 Проведённая работа показывает правильность нашей гипотезы. Во всех произведениях Снегурочка родилась из снега. Как снег тает под лучами весеннего солнышка,так и Снегурочка исчезает с приходом весеннее-летнего периода. Таким образом, имя главной героини произведений фольклора и литературы Снегурочки тесно связано с историей её рождения.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.