Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемАртем Березкин
1 Семья – это система. Семейная система - это группа людей, связанная общим местом проживания, совместным хозяйством, а главное - взаимоотношениями. (А. Я. Варга)
2 Законы семьи. Закон развития: Каждая семейная система должна пройти свой жизненный цикл. Жизненный цикл семьи - это некая последовательность смены событий и стадий, которые проходит любая семья. Семейная система должна создаться и завершиться, так же как человек должен родиться и умереть. Закон гомеостаза : Каждая система стремится сохранить свое положение, каким бы оно ни было. Следовательно, семейная система стремится остаться в данной точке своего развития, не хочет никуда двигаться.
3 Типология семей. Функциональная семья – это та семья, которая справляется с поставленными перед ней внешними и внутренними задачами. Дисфункциональная семья – это та семья, которая с этими задачами не справляется, т.е. это семья, которая что-то хочет, но сделать этого по каким-то причинам не может.
4 Различают два уровня изменений в системе: Изменения первого порядка - это структурные изменения. Семья может разъехаться, кто-то может родиться, умереть, может произойти развод - любое изменение, связанное с физическим присутствием, с географией. Все это - изменения первого порядка, изменение структуры. Изменения второго порядка - это когда меняются отношения людей вместе с изменением структуры.
5 Семья – это живой организм. Отношения между членами семьи находятся в постоянном движении, они не статичны, а динамичны, как в любой системе. Расстояние между членами семьи постоянно изменяется: оно то увеличивается, то сокращается. Важно помнить, семья – это единый живой организм, это микрокосмос.
6 Этапы развития семьи. 1 стадия -это стадия монады (верхний рис.): одинокий, финансово самостоятельный молодой человек (девушка), живущий отдельно. Он (она) живет сам по себе, вырабатывает некий опыт самостоятельной жизни, реализует правила, усвоенные им в родительской семье, как-то может к ним отнестись, слегка от них отстраниться, проверить их на практике. Это - очень важная стадия как для индивидуального психического развития, так и для развития будущей семьи.
7 Вторая стадия называется стадией диады. Это - первый кризис, когда люди начинают жить вместе и должны договориться о том, по каким правилам это будет происходить. Есть правила, которые можно выработать легко, а есть правила, которые выработать трудно: во- первых, потому что они плохо осознаются, и, во-вторых, потому что они непосредственно привязаны к самооценке. (Кто что делает? Кто за что отвечает?)
8 Функции семьи. Партнерские функции: Осознание партнерских отношений, укрепление взаимоотношений между супругами; Создание сексуальных отношений, удовлетворяющих обоих; Развитие взаимопонимания, которое позволяет каждому свободно проявлять свои чувства; Налаживать отношения с родителями и другими родственниками, удовлетворяющие обе стороны; Распределение времени между домом и работой; Выработка порядка принятий решений, удовлетворяющих обе стороны; Беседы между супругами о браке и будущем семьи.
9 Третья стадия жизненного цикла - триада. Опять время кризиса. Они думали, что все будет лучше, а стало все хуже. Сразу меняются структура семьи и межличностные дистанции (рис. 3).
10 Структурный кризис семьи. Во-первых, это структурный кризис семьи. Увеличение дистанции между супругами. Пик супружеских измен. Во-вторых, надо опять пере договариваться, потому что должны измениться функции и обязанности людей. При этом закон гомеостаза все равно работает. Ребенок может быть запланированным и желанным, но при этом не удается решить, куда поставить детскую кроватку.
11 Функции семьи. Партнерские функции: Привыкание к мысли о беременности и рождение ребенка; Подготовка к материнству и отцовству, привыкание к роли отца и матери; Привыкание к новой жизни, связанной с появлением ребенка; Создание в семье атмосферы, благоприятной и для семьи, и для ребенка; Забота о потребностях ребенка; Распределение обязанностей по дому и уходу за ребенком, не перегружающее ни одного из родителей; Функции ребенка: Ребенок зависим от матери и начинает доверять ей; Появление привязанностей; Овладение навыками простейшего социального взаимодействия; Приспособление к ожиданиям других людей; Развитие координации рук и глаз; Нахождение удобного ритма смены покоя и действия; Овладение словами, короткими фразами, речью ;
12 4 стадия Появляется второй ребенок. Начинаются новые проблемы. Это будет настоящая драма. Новорожденный ребенок выталкивает старшего из уютного домика родительской любви (рис. 4). В этот момент начинается ревность и соперничество детей. Это новая проблема, с которой надо справиться, не говоря уже обо всех предыдущих, которые воспроизводятся на этой стадии. Опять надо решить, что кому, что когда, кто какие функции на себя берет. В то же время вся семейная ситуация может быть другой: родители находятся в другом возрасте, у них другое состояние здоровья, другие материнские и отцовские чувства. Новый ребенок - это новый характер, новая личность, новые требования.
13 Функции родителей и детей дошкольного возраста. Партнерские функции: Развитие интересов и потребностей ребенка; Преодоление чувства пресыщения материнством (отцовством) и раздражения по поводу хронической нехватки времени для собственных нужд; Поиск квартиры, соответствующей потребностям семьи; привыкание к чрезвычайно возросшим с появлением в доме ребенка материальным затратам; Распределение обязанностей и ответственности между родителями в постоянно меняющихся ситуациях; Поддержка сексуальных отношений, удовлетворяющих обоих, и беседы о будущих детях; Дальнейшее развитие взаимоотношений в семье – открытых, позволяющих супругам говорить на самые разные темы; Развитие отношений с родителями в связи с появлением ребенка и выполнением ими новой роли;Сохранение прежнего круга друзей и своих увлечений вне дома (в зависимости от возможностей семьи);Выработка образа жизни семьи, формирование семейных традиций, беседы родителей о воспитании детей; Функции ребенка: Преодоление противоречия между желаниями быть всегда с объектом своей привязанности и невозможности этого; Привыкание к самостоятельности; Выполнение требований родителей по соблюдению чистоты (опрятность во время еды, гигиена тела); Приспособление к запретам со стороны родителей; Проявление интереса к товарищам по игре; Стремление быть как мама или как папа;
14 На пятой стадии жизненного цикла семьи дети выходят во внешний мир. Как проверить семью на эффективность воспитания ею детей и правил, которые они получают? Если ребенок, как семейный агент, выходит во внешний мир, например, идет в школу и справляется со всеми школьными требованиями, семья функциональна. Если ребенок не справляется с этими требованиями, значит, семья диск функциональна.
15 Функции родителей и детей школьников. Партнерские функции: Воспитывать у детей интерес к научным и практическим знаниям; Поддержка увлечений ребенка; Дальнейшее развитие взаимоотношений в семье (открытость, откровенность); Забота о супружеских отношениях и личной жизни родителей; Сотрудничество с родителями других школьников; Функции ребенка: Получение навыков, необходимых для школьного образования; Стремление быть полноправным и готовым к сотрудничеству членов семьи; Постепенный отход от родителей, создание себя как личности, которую любят и уважают; Включение в группу сверстников, совместная с ними деятельность; Знакомство с правилами поведения и моралью группы; Расширение словарного запаса и развитее речи, позволяющее четко излагать свои мысли; Осознание значения причинно- следственных связей и формирование научной картины мира;
16 6 стадия - сепарация ребенка Шестая стадия драматична в любой культуре, потому что здесь требования гомеостаза расходятся с требованиями индивидуального психического развития очень резко. Что происходит? Ребенок в подростковом возрасте должен решить свой кризис идентичности. Для этого он должен ответить на разные вопросы: «Кто я? Куда иду? Зачем?» Ответ: «Я (сын или дочь своих родителей) недостаточен для требований реальности». Быть ребенком своих родителей недостаточно для того, чтобы эффективно приспособиться к быстроменяющимся условиям. Надо быть кем- то еще. Узнать, найти какие-то новые модели жизни ребенок может, только уйдя за пределы семьи. Он может легко это сделать, если в семье надежный тыл. Тогда требование безопасности соблюдается: он идет - рискует - реанимируется в семье, семья дает ему эти возможности. Это функциональная модель.
17 Функции семьи. Партнерские функции: Передача ответственности и свободы действий ребенку по мере взросления и развития его самостоятельности; Подготовка к новому периоду жизни семьи; Определение функций семьи, распределение обязанностей и разделение ответственности между членами семьи; Поддержка открытости во взаимоотношениях между разными поколениями в семье; Воспитание взрослеющих детей на достойных образцах, на собственном примере - взрослого мужчины, любящего супруга, любящего, но знающего меру отца (взрослой женщины, жены и матери); Понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к нему как уникальной личности; Функции ребенка: Положительное отношение к собственному полу и происходящим физиологическим изменениям; Прояснение для себя роли мужчины и женщины; Ощущение принадлежности к своему поколению; Достижение эмоциональной независимости, отход от родителей; Выбор профессии, стремление к материальной независимости; Подготовка к дружбе со сверстником противоположного пола, браку и созданию семьи; Постепенное формирование собственного мировоззрения.
18 7 стадия - диада Когда родители остались вдвоем. Наступает следующий этап - симметричный второму этапу: пожилые родители вдвоем. Часто это называется в литературе синдромом опустевшего гнезда. (Когда им надо подменять чем-то не нужные больше родительские функции.) В наших семьях это часто подменяется внуками, а в семьях других культур - путешествиями и разными другими делами.
19 Функции семьи. Партнерские функции: Обновление супружеских отношений; Приспособление к возрастным физиологическим изменениям; Творческое радостное использование большого количества свободного времени; Укрепление взаимоотношений с родственниками и друзьями; Вхождение в роль бабушки (дедушки); Функции ребенка: Заботливое, но независимое отношение к родителям; Поддержка их в новой роли пожилых людей.
20 8 стадия Время идет, один из супругов умирает, и жизненный цикл семьи завершается. Наступает стадия монады, только на другом возрастном уровне - конец семьи.
21 Функции семьи. Партнерские функции: Осознание собственного отношения к смерти и одиночеству; Изменение дома в соответствии с потребностями пожилых людей; Приспособление к жизни на пенсии; Воспитание готовности по мере уменьшения собственных сил принять помощь других людей; Подчинение своих увлечений и дел своему возрасту; Подготовление к неизбежному концу жизни, обретение веры, которая поможет спокойно дожить свои годы спокойно умереть; Функции ребенка: Наряду с функциями по развитию собственной семейной жизни проявлять заботу о пожилых родителях; Помогать им, если это необходимо, материально и духовно; Подготовиться к окончательному уходу родителей; Подготовить своих детей к потере бабушки (дедушки).
22 Схема развития семьи.
23 Семья повторного брака - проходит через дополнительные этапы развития. Такие смешанные семьи должны проходить одновременно 2 процесса развития: в соответствии с возрастом семьи; в соответствии с возрастным этапом членов семьи. 1. Сепарация / развод. Задачи: Эмоциональное отделение от бывшего партнера. Обретение чувства собственного достоинства и независимости. Разрешение себе горевать о разрушенном браке. Приспособление к реакции на развод со стороны членов расширенной семьи. 2. Неполная семья. – Реорганизация семьи для обеспечения ухода за ребенком (новые обязанности). Преодоление чувства вины и гнева. Создание новой системы социальной поддержки. 3. Ухаживание. – Появление желания близких отношений. Принятие конфликта в новых отношениях без страха. Подготовка ролей для новых членов семьи. 4. Повторный брак – Установление новых традиций. Создание новых альянсов, границ
24 Любую семейную систему можно описать шестью параметрами. Это: 1) стереотипы взаимодействия; 2) семейные правила; 3) семейные мифы; 4) границы; 5) стабилизаторы; 6) семейная история.
25 Первый параметр семейной системы это стереотипы взаимодействия Коммуникация Вербальная НевербальнаяОдноуровневая МногоуровневаяКонгруэнтная неконгруэнтная
26 Второй параметр семейной системы это семейные правила Нарушение правил - вещь опасная, очень драматичная Гласные – это культурно заданные, это то о чем можно договориться (кто что делает? Кто за что отвечает?). это то, как семья решила отдыхать и вести свое домашнее хозяйство, как она будет тратить деньги и кто именно может это делать в семье, а кто нет; кто покупает, кто стирает, кто готовит, кто хвалит, а кто по большей части ругает; кто запрещает, а кто разрешает. Словом, это распределение семейных ролей и функций, определенные места в семейной иерархии, что вообще позволено а что нет, что хорошо, а что плохо. Негласные – это то, что трудно сформулировать и осознать.
27 Семейные мифы это третий параметр семейной системы «Мы - это...». В каждом мифе существуют свои правила. Часто встречающие мифы: «Мы - семья героев» «Мы – дружная семья» «Спасатели»
28 Четвертый параметр семейной системы это границы Внешние (открытые и закрытые) Внутренние – это коалиции.
29 Пятый параметр семейной системы это стабилизаторы Функциональные стабилизаторы - общее место проживания, общие деньги, общие дела, общие развлечения. Дети, болезни, измены, нарушения поведения - дисфункциональные стабилизаторы. Дети - потому что они растут, меняются, поэтому функциональным стабилизатором быть не могут.
30 Семейная история это шестой параметр семейной системы
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.