Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемДарья Радченко
2 Истоки формирования казахской философии Казахская национальная философия имеет более чем пятисотлетнюю историю, она состоит из нескольких временных пространств. Творческое наследие Коркута, аль- Фараби, Юсуфа Баласагуни, Махмута Кашгари, Ахмета Яссауи стало основой, отправной точкой формирования мировоззрения казахского народа. Первые казахские мыслители в лице Асана Кайгы и Хайдара Дулати появились еще в XV веке, когда 1456 году в уро-чище Козы-Басы, что находится в пойме реки Шу, возникло Казахское ханство. Ханский период от 1456 года до выхода в свет «Устава о Сибирских киргизах» в 1822 году; это приблизительно около 360 лет. Более трех веков философская мысль существовала как составная часть социокультурной общности при ханском управлении с присущей этому периоду системой ценностных ориентиров, отраженных в многочисленных жырау и дастанах, объединенных одной темой: философией подвига.
3 Творчество Асана Кайгы Асан Сабит улы (Асан Кайгы) - первый жырау, выдающаяся личность, общественный деятель, мыслитель, создатель нового учения о земле обетованной, ставшего основой государственной концепции построения независимого ханства. Шокан Уалиханов, придавая исключительное значение идее государственного обустройства, назвал Асана Кайгы первым степным философом, считавшим, что земля это главное, основополагающее понятие в истории становления национального самосознания, мировосприятия народа. Мировоззрение мыслителя зиждется на размышлениях и определениях экзистенциалистского содержания, и он выражает свои мысли в жанре толгау. Его мировоззренческая позиция основывается на двух философских категориях: категории жизни и категории существования. В этом смысле он является преемником мировоззренческих взглядов Коркыта. Концепция фатализма, выраженная в словах: «Куда бы ни пошел, везде тебя ищет могила Коркыта», перекликается с концептуальной идеей грядущих необратимых перемен Асана Кайгы.
4 Хайдар Дулати Другой родоначальник казахской философской мысли видный общественный деятель, поэт, писатель, художник Хайдар Дулати, который в книге «Тарих-и- Рашиди» ярко и убедительно показывает духовное единство тюрков и прослеживает их связь с мировой цивилизацией. Хайдар Дулати, опираясь на известные труды мыслителей своей эпохи, произвел блестящий анализ одной из основных тем философской антропологии проблемы греха. Грех он делит на две категории. Первую подразделяет на семь видов: безверие, убийство, клевета, жестокое обращение с сиротами, ростовщичество, глупость, непочтительное отношение к родителям. Вторую классифицирует по следующим признакам: четыре вида греха относит к сердцу, четыре связаны с языком, два с руками, следующие два с половыми органами, один грех производится ногами и еще один связан с плотью.
5 Ахмет Яссауи Одним из самых крупных мыслителей средневековья в Казахстане является Ходжа Ахмет Яссауи (неизвестно-1166). Главный труд – «Диван-и-хикмет» («Книга мудрости»). Его хикметы представляют собой стройную мировоззренческую систему. «Хикмет» означает мудрую мысль. Следовательно, Яссауи был мудрецом. О Яссауи говорят как основателе «тюркского» пути мистического познания в исламе. Признавая значимость его идей о единой сущности всего сущего, о близости и даже тождестве процесса познания бога самосознанием, о необходимости собственного духовного опыта на пути созерцания, общения, соединения с богом, исследователи отмечают адаптацию этих идей к народному миросозерцанию.
6 Философия зар-шаманизма После того, как система ханской власти распалась, социокультурная общность казахов переходит в другое историко-временное пространство, продлившееся с 1822 по 1917 г., когда территория бывшего ханства стала частью России. В этом пространстве прежняя система ценностей постепенно разрушалась, на смену ей пришли другие ориентиры. Философию подвига заменила психология угодничества, психология раболепия, философию гражданственности заменили родовые и джазовые предрассудки. В общественном сознании этот период выразился понятием «Зар Заман» («Эпоха Скорби»). Это была скорбь по разрушившимся, ушедшим в небытие духовным ценностям.
7 Жамбыл Жабаев ( ) в истории духовной культуры народа также явление необыкновенное и уникальное, ибо в условиях идеологического прессинга и всеобщего нивелирования он был носителем фольклорного сознания, преемником традиции жырау, в частности Суюнбая. Крупный мыслитель этого периода – Ибрагим Абай Кунанбайулы ( ). Он изложил концептуальное видение модели, сущности зрелой личности. По его мнению, такую личность формируют три качества: разум, сердце, воля. В творческом наследии содержатся глубокие размышления о душе и плоти.
8 Третий период в философской истории казахов считается советским периодом, когда произошло формирование научной философской мысли. Большое развитие получает в начале XX в. философско-этическая литература, виднейшими представителями которой были Шакарим Кудайбердыулы, Мухаммед Салим Кашимов, Машгур-Жусуп Копейулы. Особая роль в развитии казахской философской мысли принадлежит Шакариму Кудайбердыулы ( ). Шакарим был религиозным философом, но в отличие от схоластической школы, пытался обосновать основные догматы ислама при помощи рационального (логического) метода. Первым философским произведением его был труд «Мусылманшылдык шарттары», вышедший в Оренбурге в 1911 г. В том же году была опубликована «Родословная тюрков, киргизов, казахов и ханских династий» - одна из первых работ по истории казахов. Представителем религиозной философии был Мухамед Салим Кашимов. В своих произведениях «Вежливость», «Агитация», «Книга разума», «Наставление казахам» он выступает с педагогическими наставлениями, излагает свои философские и социально-политические воззрения. Большой след в казахской литературе оставили Макыш Калтаев, Таир Жомартбаев, Сабит Донентаев и другие писатели и поэты. Философия советского периода
9 Современная философия В целом XX в. стал периодом особого расцвета казахской письменной литературы, философии и культуры, впитавших в себя лучшие черты казахской, восточной и европейской общественно- философской мысли. В это время закладываются основы современной казахской литературы, окончательно складывается литературный язык. С обретением независимости заметно возрос выпуск монографий и серьезных трудов, успешно идет защита кандидатских и докторских диссертаций по вопросам истории фи-лософии и актуальным ее проблемам. Все это стало приоритетным направлением в формировании общественного сознания, связанный с современным, четвертым периодом развития собственно-казахской философской мысли год для казахстанского общества ознаменовал собой наступление новой эры, нового времени времени суверенитета; начало современной истории. Прежние идеологические штампы и мнимые ценности утратили свои доминирующие позиции. Строительство нового общества повлекло за собой необходимость создания иных, либерально- демократических, цивилизованных измерений и понятий, истинно человеческих ценностей. Философская наука в современном Казахстане связана с именами выдающихся философов Г.Есима, А.Нысанбаева, Д.Алтаева, Т.Габитова, А.Хамитова и других.
10 Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.