Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемF C
1 Тема: Живопись Древнего Рима. Фаюмский портрет Учебная дисциплина: «История искусств» Бийск 2014 г.
2 Такое название портреты получили по месту обнаружения первых экземпляров в селении Эр-Рубайят близ оазиса Фаюм (Средний Египет) в 80-х годах XIX в.. Изображения представляют собой портреты жителей римского Египта I-IV веков н.э.- египтян, греков, нубийцев, евреев, сирийцев, римлян.
3 Раньше египтяне сохраняли своих умерших, помещая мумии в деревянные или оштукатуренные гробы, большей частью оканчивающихся скульптурной портретной маской. Целью древних египтян было создание физического двойника усопшего. Скульптурные портретные маски продолжали изготовляться в некоторых областях в течение всего римского периода и даже в коптскую эпоху ( гг. н.э.) Саркофаг Артемидора. Фаюм. 2 век. Британский музей
4 После завоевания Египта сначала Грецией (IV век до н.э.), затем Римом (30-е годы до н.э.), греки и римляне позаимствовали многие черты древнеегипетской культуры, в том числе культ мертвых с его обрядами и бальзамированием тел. Египтяне с древних времен покрывали лицо забинтованной мумии заупокойной маской, греки и римляне вместо маски использовали написанные на доске или холсте портреты. Эти портреты они прикрепляли к лицу мумии так, чтобы из бинтов его окружающих, была видна голова изображенная на портрете, т.е. из небольшого отверстия среди бинтов выглядывало реалистически изображенное лицо покойного. Под римским влиянием происходит постепенная замена традиций египетской заупокойной маски.
5 Возникновение фаюмских портретов некоторое время относили к эпохе Птоломеев (IV-I вв. до н.э.), затем ученые предположили, что появление фаюмских портретов связано со временем римского господства в Египте. Какие-то ученые относили появление портретов к первой половине I века нашей эры. В настоящее время официальной версией считается та, которая утверждает, что расцвет заупокойной живописи в Древнем Египте относится к середине I-III вв. н.э.
6 Чтобы сделать фаюмские портреты, мастера выбирали устойчивые к гниению породы деревьев (кедр, кипарис, пинию, сикомору, итальянскую сосну). Готовились доски, на которые наносились рисунки, но иногда археологи находили холсты, с написанными на них портретами, затем нанесенные на деревянную доску. Сикомор Кедр Кипарис Итальянская сосна
7 Большинство портретов выполнялись восковой живописью, горячим способом, называемым энкаустикой, от греческого – «выжигаю». Отличительная особенность энкаустики в объемности мазка. Произведения, выполненные этим способом в течение многих веков, сохраняют свежесть красочного слоя. Более поздние портреты III-IV веков были написаны темперой. Энкаустика – техника очень сложная и трудоемкая и требовала огромных навыков и умений, так как краски наносились расплавленными на навощенную доску, и никаких исправлений и дополнений сделать было невозможно. Воск быстро застывал и образовывал неровную, богатую рефлексами красочную поверхность, что усиливало впечатление объемности изображения. Краски наносились на негрунтованные деревянные доски. Кисти использовались разной величины, а также каустерии – разогретые металлические стержни с лопаточкой на конце, называемые цестром.
8 Первые фаюмские портреты приобрел австрийский антиквар Теодор Граф ( ), от которого они попали в европейские музеи и в Америку. В 1887 г. Английский археолог Флиндерс Питри обнаружил в некрополе римского города Хавары (также близ Фаюма) 90 мумий с фаюмскими портретами; кроме этого, портреты обнаружили и в других городах около Фаюмского оазиса - Арсиное, Каранисе, Фаг-эль-Гамусе, Тебтунисе. В целом в музеях мира хранятся более 700 «фаюмских портретов». Название фаюмских портретов закрепилось за этими произведениями, хотя аналогичные экземпляры были найдены и южнее - в Фивах, Антиное, Ахмиме, Ассуане. Флиндерс Питри
9 Лица, запечатленные на лучших фаюмских портретах несут печать реализма, кажется что не только ты вглядываешься в портрет, но и человек, изображенный на портрете, смотрит куда-то вдаль и видит нечто неведомое... Портрет юноши, жившего в Египте в начале II века н. э., когда еще слишком велико было влияние греческой культуры. Золотой венок из тонких пластин - типичный для Греции погребальный атрибут. При написании портрета мастер пользовался энкаустикой и темперой.
10 В фаюмских портретах главная роль отводится взгляду. Эта традиция восходит еще к скульптурным портретам Древнего Египта с их особой, магической силы выразительностью, поскольку, согласно верованиям египтян, глаз обладал способностью воскрешения покойного. «Око Хора» подняло со смертного одра бога Осириса. Согласно этим мифологическим представлениям египтяне с древнейших времен часто инкрустировали глаза статуй. Древнеегипетские статуи, созданные на несколько тысячелетий раньше живописных фаюмских портретов обладают магической сосредоточенностью взгляда, устремленного в недоступный нам мир вечности. Портрет женщины - египтянки, жившей во II веке н. э. Чтобы усилить открытость взгляда, художник нанес ресницы только на верхнее веко. Выполненные каутерием завитки волос сбегают на лоб, косы уложены в пучок. Такую прическу носили римские красавицы, которым подражали египтянки. Шею и одежду портретируемой художник рисовал темперой.
11 Фаюмские портреты светятся отраженным, земным светом, в то время как египетские маски и скульптурные портреты несут в себе преображенный свет вечного бытия. Римляне со свойственной им конкретностью передачи черт лица традиционно тяготели к трехмерной объемности даже тогда, когда портрет писался на плоской поверхности доски. Поэтому они и предпочитали технику энкаустики с ее пластично воспроизведенной фактурой. Портрет мальчика. Энкаустика. II век. Метрополитен музей, Нью-Йорк
12 Галерея портретных лиц отличается не только индивидуальностью в передаче внешнего облика, но и несет в себе психологизм. Живописный стиль исполнения ярко проявляется не только в трактовке лиц, но и в цветовой гамме одежд и украшений - особенно в женских портретах. Портрет молодой девушки относится к ранним фаюмским портретам. Прежде египетское искусство не знало подобной передачи индивидуальных портретных черт. Благодаря этой удивительно реалистической живописи, многие образцы которой прекрасно сохранились до наших дней, можно представить себе облик людей, моду на украшения и прически, бытовавшие в то далекое время. Портрет молодой девушки. Около Дерево, энкаустика. 20 x 33. Лувр. Париж
13 Со второй половины II века и в особенности к III веку в ряде портретов иллюзорная объемность передачи внешнего облика сосуществует с более сглаженной манерой исполнения, где начинает проявляться уплощенность, свойственная темпере, приближающей целый ряд живописных портретов к традиционным формам египетской погребальной маски, как например, портрет юноши с усиками из собрания Венского музея. Портрет молодого человека с усиками. Энкаустика. Конец II века. Художественный музей, Вена
14 Трехчетвертная композиция сменяется фронтальной, энкаустика уступает место сначала энкаустической темпере, как портрет девушки с драгоценностями, который нашел Флиндерс Питри, а затем и чистой темпере. Контурная линия обводки обретает самодовлеющее значение, заменяя собой тень, графически обозначенную на лице и в складках одежды. Фон фаюмских портретов обычно всегда однотонен - от различных оттенков коричневого и серого до голубовато стального. Эта сочная, прозрачная, насыщенная светом тональность позднее сменилась блеклостью и мертвенностью условно трактованных портретов. Девушки с драгоценностями. Энкаустика, темпера год. Королевский Шотландский музей, Эдинбург
15 Эволюция технических приемов исполнения приводит к тому, что черты лица в портретах, написанных темперой, теряют свою пластическую изобразительность, уступая место знаковым, графическим формам: знак носа, обведенного контурной линией, идущей от бровей вдоль переносицы, разлет ноздрей, видимых как бы в верхней проекции, знак рта, с излучиной верхней губы и полукружием нижней, и скобочка, условно передающая ямочку на подбородке. Портрет женщины средних лет начала III в. н.э.
16 Такой способ передачи изображения становится устойчивым и присутствует в подавляющем большинстве фаюмских портретов, исполненных в технике чистой темперы. Этим приемом мастера стремились передать победу духовного начала над материальной телесностью, когда изображенное лицо представлялось в его новой, преображенной сущности, при этом фон нередко делался золотым в знак присутствия божественного, сверхъестественного света. Эволюция технических приемов во многом обусловлена изменением мировоззрения - стремлением подчеркнуть в образах духовную сущность. Портрет женщины III в.
17 Это произведение относится к египетскому раннехристианскому искусству. Уже в 395 учение Христа станет официальной религией новообразованного государства Византия, и до середины VII века Египет будет неотъемлемой ее частью. Данный экспонат был обнаружен в египетском городе Антинополисе. Женщина представлена в богатом облачении и драгоценностях. В руке она держит «анх» - традиционный египетский «узел жизни», символ бессмертия. Позже этот крест был перенят коптами - египетскими христианами. Портреты выполнены в традициях эллинистического (античного) искусства, они отличаются живостью натуры, реализмом, особой теплотой взгляда. Фаюмские портреты служат своеобразным символом христианской веры в бессмертие души. Портрет женщины. III век. Хлопок, темпера, роспись, гипс, золотая фольга. 64 x 38. Бенаки. Афины
18 Фаюмские портреты можно считать первыми в истории искусства живописными произведениями, в полной мере этого слова открывающими новые пути в творческом методе мастеров, которые в дальнейшем приведут к созданию коптской, а затем и византийской иконы. Коптская икона «Архангел», XVII в., Музей византийского и христианского искусства, Афины Византийская икона Божией Матери
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.