Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемZAYIRE URAZOV
1 КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОЛИНГВИСТИКИ КАК НАУЧНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ПОДГОТОВИЛА ОСИПОВА ВАРВАРА
2 ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОЦИОЛИНГВИСТИКА – достаточно осознанное самостоятельное направление языкознания, изучающее общественную обусловленность возникновения, развития и функционирования языка, воздействие общества на язык и языка на общество. Общественная обусловленность - комплекс внешних обстоятельств, в которых реально функционирует и развивается язык: общество людей, использующих данный язык, социальная структура этого общества, различия между носителями языка в возрасте, социальном статусе, уровне культуры и образования, месте проживания, различия в их речевом поведении в зависимости от ситуации общения.
3 СПЕЦИФИКА СОЦИОЛИНГВИСТИКИ КАК НАУЧНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ - МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ Социолингвистика имеет междисциплинарный характер т.к. развивается на стыке языкознания, социологии, социальной психологии и этнографии. Проявление междисциплинарного характера – в используемом ею понятийном аппарате, который использует как языковые, так и социальные, психологические признаки и понятия (языковой коллектив, языковое сообщество, социолект, гендерлект, языковая ситуация и др.).
4 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ТЕРМИНА Термин «социолингвистика» впервые был употреблен американским исследователем Х. Карри в 1952 г. Другие наименования: «социология языка», «социологическая лингвистика», «социологическое языкознание», «лингвистическая социология», «лингво социология», «социальная лингвистика». Некоторые из этих терминов закреплены за определенными научными школами: «социология языка» (российское языкознание е годы ХХ в.), «социологическая лингвистика» (французская школа – е годы ХХ в.), «социальная лингвистика» (60-80-е годы ХХ в.). «социолингвистика» (наст вр.)
5 ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОЛИНГВИСТИКИ КАК НАУЧНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1. Этап зарождения социолингвистики 2.«Психологическое языкознание» 19 века 3.«Социолингвистика» первой половины 20 века 4.«Социолингвистика» второй половины 20 века 5. Современная социолингвистика
6 ЭТАП ЗАРОЖДЕНИЯ СОЦИОЛИНГВИСТИКИ Франция, середина ХVI века, Иохим Дю Белле «Защита и прославление французского языка» (1549 г.): «язык продукт сознательного творчества человека, отвечающий требованиям социальных условий жизни». Испания, начало XVII века, профессор философии Саламанкского университета Гонсало де Корреас писал о социальном расслоении языка: "Нужно отметить, что язык имеет кроме диалектов, бытующих в провинциях, некоторые разновидности, связанные с возрастом, положением и имуществом жителей этих провинций: существует язык сельских жителей, простолюдинов, горожан, знатных господ и придворных, ученого-историка, старца, проповедника, женщин, мужчин и даже малых детей».
7 «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ» 19 ВЕКА Языковеды ХIХ века фактически не разделяли науку о языке на «чистую» лингвистику и «социальную», рассматривая факты языка и речи в тесной связи с социальными и психологическими факторами. Иван Александрович Бодуэн де Куртене ( гг.), основатель Казанской лингвистической школы, одним из первых определил лингвистику как науку психологическую и социальную. Французские социологи Э. Дюркгейм, Л. Леви-Брюль и Г. Тард заложили фундамент для изучения языка как социального явления. Мишель Бреаль «Очерк семантики», конец XIX в.: «Язык представляет собой человеческий акт и не имеет реальности вне деятельности человека».
8 «СОЦИОЛИНГВИСТИКА» ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 20 ВЕКА Общая направленность - исследования языковых фактов и явления с позиций их обусловленности социальными причинами. идея о том, что все средства языка распределены по сферам общения( Ш. Балли); идея социальной дифференциации единого национального языка в зависимости от социального статуса его носителей - работы русских и чешских языковедов; обоснование социально-исторического подхода к языку и необходимости включения социального аспекта в диалектологию – немецкая лейпцигская школа: Т. Фрингс; идея связи языка с социальными процессами и особой социальной роли литературного языка - пражская школа: В. Матезиус, Б. Гавранек, Й. Вахек; распространение методов, применявшихся при изучении сельских диалектов, на исследование языка города - российская научная школа: Б. А. Ларин; обоснование необходимости социальной диалектологии, наряду с диалектологией территориальной - российская научная школа: Е. Д. Поливанов; важность изучения жаргонов, арго и других некодифицированных сфер языка для понимания внутреннего устройства системы национального языка - российская научная школа: Б. А. Ларин, В. М. Жирмунский, Д. С. Лихачев.
9 «ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ СОЦИОЛОГИЗМ» ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 20 ВЕКА Французская школа, «лингвистический социологизм». Изучение связи между языковыми и общественными явлениями. Общие положения в работах представителей лингвистического социологизма (Фердинанд Брюно (Brunot ), Альбер Доза (Dauzat 1930,), Жозеф Вандриес (Вандриес 1937): 1) рассмотрение языка как единой целостной системы; 2) вывод о том, что язык является социальным продуктом; 3) установление связи между языковыми явлениями и социальными факторами.
10 «СОЦИОЛИНГВИСТИКА» ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 20 ВЕКА Характерная черта социолингвистики второй половины 20 столетия – переход от работ общего плана к экспериментальной проверке выдвигаемых гипотез, математически выверенному описанию конкретных фактов. Можно считать, что социолингвистика как наука окончательно сформировалась в середине ХХ века. По мнению одного из представителей американской социолингвистики Дж.Фишмана, изучение языка под социальным углом зрения на современном этапе характеризуется такими чертами, как: системность, строгая направленность сбора данных, количественно-статистический анализ фактов, тесное переплетение лингвистического и социологического аспектов исследования.
11 СОВРЕМЕННАЯ СОЦИОЛИНГВИСТИКА Современная социолингвистика - это отрасль языкознания. Социолингвистика сегодня заимствует многие методы у социологов, (методы массовых обследований, анкетирования, устных опросов и интервью). Но: использование социологических методов применительно к задачам изучения языка; + на их основе вырабатываются собственные методические приемы работы с языковыми фактами и с носителями языка. Сегодня внимание социолингвистики обращено не на собственно язык, не на его внутреннее устройство, а на то, как пользуются языком люди, составляющие то или иное общество. При этом учитываются все факторы, могущие влиять на использование языка, – от различных характеристик самих говорящих (их возраста, пола, уровня образования и культуры, вида профессии и т.п.) до особенностей конкретного речевого акта.
12 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.