Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемГалина Смирнова
1 1 КАФЕДРА: ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ СЛАЙД-ЛЕКЦИЯ Тема: Профессиональный стандарт как основа проектирования модульных программ Дисциплина: Теоретические основы разработки модульных образовательных программ Для магистрантов специальности: 6М Автор: доцент, к.п.н., Смирнова Г.М.
2 2 План лекции: 1. Место Профессионального стандарта в Национальной системе квалификаций 2. Профессиональный стандарт как основа проектирования модульных программ 3. Структура Профессионального стандарта
3 3 Национальная система квалификаций – это совокупность механизмов правового и институционального регулирования спроса и предложений на квалификации специалистов со стороны рынка труда Трудовой Кодекс Республики Казахстан глава 10-1 «Национальная система квалификаций» (17 февраля 2012 года 566-IV ЗРК)
4 Национальная система квалификаций (НСК) Профессиональные стандарты (ПС) Оценка профессиональной подготовленности (ОПП) и подтверждение соответствия квалификации специалиста Отраслевые рамки квалификаций (ОРК) Национальная рамка квалификаций (НРК)
5 НРК – структурированное описание квалификационных уровней, признаваемых на рынке труда 5 ОРК – структурированное описание квалификационных уровней, признаваемых в отрасли ПС – документ, определяющий в конкретной области профессиональной деятельности требования к уровню квалификации и компетентности, к содержанию, качеству и условиям труда
6 6 НСК как механизм интеграции рынка труда и рынка образования Образовательные программы Профессиональные стандарты (ПС) Профессиональные стандарты (ПС) Результаты обучения Рынок труда Рынок образования
7 Уровень квалификации Пути достижения квалификации соответствующего уровня 1 Практический опыт и/или краткосрочное обучение (инструктаж) на рабочем месте и/или краткосрочные курсы при наличии основного среднего образования. 2 Практический опыт и/или профессиональная подготовка (краткосрочные курсы на базе организации образования или обучение на предприятии) при наличии общего среднего образования. 3 Практический опыт и/или профессиональная подготовка (курсы на базе организации образования по программам профессиональной подготовки до одного года или обучение на предприятии) при наличии общего среднего образования или технического и профессионального образования на базе основного среднего или общего среднего образования без практического опыта. 4 Техническое и профессиональное образование повышенного уровня, практический опыт. 5 Техническое и профессиональное образование (специалист среднего звена), послесреднее образование, практический опыт, или высшее образование. 6 Высшее образование, практический опыт. 7 Высшее образование, практический опыт и/или послевузовское образование, практический опыт. 8 Высшее образование, практический опыт, и /или послевузовское образование, практический опыт. В настоящем квалификационном уровне высшее образование включает в себя высшее образование, полученное до введения в действие Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 г III «Об образовании», а также послевузовское образование, определенное в соответствии с уровнями образования определенными указанным законом. Казахстанская НРК
8 8 Трудовой кодекс Республики Казахстан (от 15 мая 2007 года 251-III) Глава НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА КВАЛИФИКАЦИЙ Статья Отраслевые рамки квалификаций Отраслевая рамка квалификаций (ОРК) – это структурированное описание квалификационных уровней, признаваемых в отрасли 1. ОРК разрабатываются на основе национальной рамки квалификаций в конкретной отрасли экономической деятельности. 2. ОРК классифицирует в отрасли требования к квалификации специалиста по уровням в зависимости от сложности выполняемых работ и характера используемых знаний, умений и компетенции. 3. Разработка и утверждение ОРК производятся уполномоченными государственными органами соответствующих сфер деятельности с учетом мнения Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан, отраслевых объединений работодателей и отраслевых объединений работников.
9 Профессиональный стандарт: важнейшая часть Национальной системы квалификаций Республики Казахстан; многофункциональный нормативный документ, определяющий в рамках конкретного вида экономической деятельности (области профессиональной деятельности) требования: к содержанию и условиям труда, квалификации и компетенциям работников по различным квалификационным уровням; предполагает проведение «инвентаризации», упорядочение функций и условий труда в определенной области профессиональной деятельности, обновление квалификационных требований, отвечающих современным потребностям рынка труда.
10 Профессиональные стандарты предназначены для: выработки единых требований к содержанию профессиональной деятельности, обновления квалификационных требований, отвечающих современным потребностям рынка труда; решения широкого круга задач в области управления персоналом; разработки образовательных стандартов, учебных планов, модульных учебных программ, а также разработки соответствующих учебно-методических материалов; проведения оценки профессиональной подготовленности и подтверждения соответствия квалификации специалистов.
11 Развитие системы профессиональных стандартов в общем контексте формирования национальной системы квалификаций Разработка ПС на основе национальной рамки квалификаций международный опыт в области разработки ПС Ведущая роль работодателей в разработке профессиональных стандартов применение единых критериев формирования требований ПС Краткость и лаконичность формулирования трудовых функций, задач, знаний, умений, навыков и компетенций работников в функциональной карте Анализ образцов лучшей практики, опыта успешных предприятий и организаций, ориентированных на обеспечение конкурентоспособности на национальном и мировом рынках Возможность вертикального и горизонтального размещения квалификаций, полученных на основании профессиональных и квалификационных (образовательно-профессиональных) программ на всех уровнях НРК Проведение обязательных процедур верификации и публичного обсуждения каждого разрабатываемого профессионального стандарта Долевое финансирование разработки ПС со стороны государства и работодателей ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ
12 12 Общие положения Паспорт профессионального стандарта Карточки видов трудовой деятельности Перечень единиц профессионального стандарта Описание единиц профессионального стандарта Разработчики профессионального стандарта Лист согласования СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА
13 13 При проектировании модульных программ разработчики используют следующие разделы Профессионального стандарта: «Общие положения»; «Виды деятельности и профессии по квалификационным уровням»; «Карточки профессий». область применения профессионального стандарта, который устанавливает требования к содержанию, содержания, качеству, условиям труда, к квалификации и компетенциям работников в рамках профессий. «Общие положения» виды трудовой деятельности по квалификационным уровням в соответствии с Классификатором специальностей ТиПО ГК РК , Национальной и отраслевой рамками квалификаций «Виды деятельности и профессии по квалификационным уровням» основные функции профессии, связь с действующими нормативными документами, требования к условиям труда, образованию и опыту работы, перечень функций профессии, а также функциональная карта специалиста «Карточки профессий»
14 14 Единицы профессионального стандарта Соотносятся с одной трудовой функцией Распределяются по уровням квалификации на основе обобщения знаний, умений и компетенций Проецируются в модули обучения Создают основу для обоснованного отбора содержания образовательных программ
15 МОиН РК Работнику МТиСЗ РК 15 ВЫГОДЫ ОТ ВНЕДРЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ позволит определять свой профессиональный уровень, основание для повышения квалификации, повышать качество труда, планировать карьеру формировать политику в области занятости населения, осуществлять планирование и прогнозирование трудовых ресурсов, социального развития, профессиональное обучение незанятого населения, регулировать качественный ввоз иностранной рабочей силы, и.т.п даст возможность идентифицировать компетенции при найме сотрудников, оценить и повысить уровень квалификации, качество труда работников, получать подготовленных специалистов всех уровней, иметь внятно сформулированные требования к профессиям внутри отрасли формировать с учетом Профессиональных стандартов Государственные образовательные стандарты всех уровней профессионального образования, программы обучения в системе дополнительного профессионального образования, а так же оценивать качество обучения в соответствии с требованиями работодателей, активно обновлять их содержание в соответствии с изменяющимися требованиями рынка труда сформировать принципиально новый классификатор профессий\специальностей для отрасли, обеспечить единый уровень качества труда в отрасли, независимо от места нахождения и типа предприятия, поднять качественный уровень развития отрасли Работодателю Отраслевым министерствам
16 1. Общая и профессиональная педагогик: Учебное пособие / Под. ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, с. 2.Б. Мэнсфилд, Х. Шмидт. Связь между стандартами профессионального образования, обучения и требованиями рабочего места. Международное руководство. Минск 2009 г. 3. Методические материалы по разработке стандартов профессионального образования и обучения: международный опыт. ННЦ/ЕФО. Алматы 2003 г. 4.Б. Мансфилд, Л.Андерссон «Разработка стандартов основанных на компетенциях». Астана, 2005 г. 5.О.Н. Олейникова, А.А. Муравь ѐ ва, Ю.В. Коновалова, Е. Сартакова. Разработка модульных программ, основанных на компетенциях 6. Методическое пособие «Как провести качественную оценку местного рынка труда» ЕФО, 2004 г. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
17 Национальная система квалификаций – основа для разработки модульных программ обучения. Уровни квалификации НСК. Национальная система квалификаций как механизм интеграции рынка труда и рынка образовательных услуг. Отраслевая рамка квалификаций её назначение для различных групп пользования. Основные принципы разработки уровней квалификации в НРК, ОРК. Назначение профессионального стандарта. Принципы разработки профессиональных стандартов. Структура профессионального стандарта. Разделы Профессионального стандарта, используемые пр и проектировании модульных программ обучения. Выгоды от внедрения Профессиональных стандартов. Вопросы для самоконтроля
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.