Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемЛариса Габидуллина
1 ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С РАЗНЫМИ ТИПАМИ ТЕМПЕРАМЕНТА
2 ПРОБЛЕМА ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ЭФФЕКТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В РАВНОЙ МЕРЕ ЗАВИСИТ ОТ ДВУХ ФАКТОРОВ: ОТ СОДЕРЖАНИЯ И ДИНАМИКИ САМОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ И ОТ АКТИВНОСТИ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ И ДИНАМИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБУЧАЕМОГО. ВНЕШНИЕ ПРИЧИНЫ ВСЕГДА ДЕЙСТВУЮТ ЧЕРЕЗ ПОСРЕДСТВО ВНУТРЕННИХ УСЛОВИЙ. К ЭТИМ ВНУТРЕННИМ УСЛОВИЯМ, НАПРИМЕР, ПРИНЯТО ОТНОСИТЬ ЗАДАТКИ, СПОСОБНОСТИ, ИНДИВИДУАЛЬНО- ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ, КОНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ.
3 ПРОБЛЕМА ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ МНОГОАСПЕКТНАЯ КАК В ТЕОРЕТИЧЕСКОМ, ТАК И В ПРАКТИЧЕСКОМ ПЛАНАХ И КРАЙНЕ ПРОТИВОРЕЧИВА В ПОПЫТКАХ ЕЕ РАЗРЕШЕНИЯ. ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ – ЭТО НЕ ПРОСТО УДИВИТЕЛЬНО ИНТЕРЕСНАЯ И ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ СТОРОНА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КОТОРОЙ В НЕКОТОРЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ МОЖНО ПРЕНЕБРЕЧЬ, НО И НАСУЩНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ, С НЕЙ МЫ СТАЛКИВАЕМСЯ ЕЖЕДНЕВНО, ЕЖЕЧАСНО, ВХОДЯ В ГРУППУ ДЕТСКОГО САДА И ВСТУПАЯ В КОНТАКТ С ДЕТЬМИ, НАЧИНАЯ ЛЮБОЕ ОБУЧАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ.
4 ПРИНЯТО СЧИТАТЬ, ЧТО ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД НЕОБХОДИМ В ДВУХ ОТНОШЕНИЯХ : ВО - ПЕРВЫХ, ОН ОБЕСПЕЧИВАЕТ ЛИЧНОСТНОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ, ДАЕТ ВОЗМОЖНОСТИ МАКСИМАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ВСЕХ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕБЕНКА ; ВО - ВТОРЫХ, БЕЗ УЧЕТА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ ЛЮБОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ МОЖЕТ ОКАЗАТЬ НА НИХ СОВСЕМ НЕ ТО ВЛИЯНИЕ, НА КОТОРОЕ ОНО РАССЧИТАНО.
5 ЗАДАЧА ВЗРОСЛЫХ – СОЗДАТЬ УСЛОВИЯ ДЛЯ ПОЛНОЦЕННОГО РАЗВИТИЯ СПЕЦИФИЧЕСКИ ДЕТСКИХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА В ДЕТСКОМ САДУ НА ОСНОВЕ ВЫРАБОТКИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОГРАММ ОБУЧЕНИЯ.
6 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТИПОВ ТЕМПЕРАМЕНТА. ПЕДАГОГУ ВАЖНО ЗНАТЬ ТЕМПЕРАМЕНТ ДЕТЕЙ. ЭТО ПОМОЖЕТ СФОРМИРОВАТЬ У КАЖДОГО ИЗ ДОШКОЛЬНИКОВ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НАЙТИ К НИМ ПРАВИЛЬНЫЙ ПОДХОД. КРОМЕ ТОГО, БЛАГОДАРЯ ПЛАСТИЧНОСТИ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ МОЖНО ВЛИЯТЬ НА ТЕМПЕРАМЕНТ. МЕРЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ ПРИ ЭТОМ СЛЕДУЕТ ОТБИРАТЬ ТАКИЕ, КОТОРЫЕ БЫ ПРОТИВОДЕЙСТВОВАЛИ, ПРЕДОТВРАЩАЛИ ПОЯВЛЕНИЕ СЛАБЫХ СТОРОН ТЕМПЕРАМЕНТА РЕБЕНКА И ПОДДЕРЖИВАЛИ СИЛЬНЫЕ ЕГО СТОРОНЫ.
7 ТЕМПЕРАМЕНТ – ЭТО ТОЛЬКО ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХ ИЛИ ИНЫХ СВОЙСТВ ПСИХИКИ РЕБЕНКА. РАССТРОЙСТВА ПОВЕДЕНИЯ ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ ВОСПИТАНИЕМ, И ВЕРОЯТНОСТЬ ИХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЗАВИСИТ ОТ СВОЙСТВ ТЕМПЕРАМЕНТА ЛИШЬ ПОСТОЛЬКУ, ПОСКОЛЬКУ ВОСПИТАНИЕ, ЕГО МЕТОДЫ, СРЕДСТВА И ВООБЩЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА РЕБЕНКА НЕ СООТВЕТСТВУЮТ И ДАЖЕ ПРОТИВОРЕЧАТ ОСОБЕННОСТЯМ ТЕМПЕРАМЕНТА. ПРИ КРАЙНЕЙ ДИСГАРМОНИИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ВОЗДЕЙСТВИЙ И ОСОБЕННОСТЕЙ ТЕМПЕРАМЕНТА ДЕЛО МОЖЕТ ДОЙТИ ДО СЕРЬЕЗНЫХ РАССТРОЙСТВ ПОВЕДЕНИЯ, ПРИВОДЯЩИХ К НЕРВНЫМ СРЫВАМ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ ЗАБОЛЕВАНИЯМ, ЛИБО К ТЯЖЕЛЫМ ИСКРИВЛЕНИЯМ ПОСЛЕДУЮЩЕГО ЖИЗНЕННОГО ПУТИ РЕБЕНКА
8 СВОЙСТВА ТЕМПЕРАМЕНТА СВЯЗАНЫ В ОПРЕДЕЛЕННЫЕ СТРУКТУРЫ, ОБРАЗУЮЩИЕ ТИПЫ ТЕМПЕРАМЕНТА : ХОЛЕРИК, САНГВИНИК, ФЛЕГМАТИК, МЕЛАНХОЛИК. ОДНАКО « ЧИСТЫЕ » ТИПЫ ТЕМПЕРАМЕНТА ВСТРЕЧАЮТСЯ ДОВОЛЬНО РЕДКО. ЧАЩЕ ВСЕГО У ЧЕЛОВЕКА СОЧЕТАЮТСЯ ЧЕРТЫ РАЗНЫХ ТИПОВ, ХОТЯ ПРЕОБЛАДАЮТ СВОЙСТВА ТЕМПЕРАМЕНТА КАКОГО - ТО ОДНОГО. ПРИ ЛЮБОМ ТЕМПЕРАМЕНТЕ ЕСТЬ ОПАСНОСТЬ РАЗВИТИЯ НЕЖЕЛАТЕЛЬНЫХ СВОЙСТВ : У САНГВИНИКА – РАСПЫЛЕННОСТЬ ИНТЕРЕСОВ ; У ХОЛЕРИКА – НЕСДЕРЖАННОСТИ, РЕЗКОСТИ ; У ФЛЕГМАТИКА – ВЯЛОСТИ, БЕЗУЧАСТНОСТИ К ОКРУЖАЮЩЕМУ ; У МЕЛАНХОЛИКА – ЗАМКНУТОСТИ, НЕУВЕРЕННОСТИ, ЧРЕЗМЕРНОЙ ЗАСТЕНЧИВОСТИ.
9 СПОСОБЫ УЧЕТА ТЕМПЕРАМЕНТА. 1. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТЕХ УСЛОВИЙ, КОТОРЫЕ ТРЕБУЕТ РЕБЕНОК В СИЛУ СВОИХ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ 2. СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЧЕРТ ХАРАКТЕРА РЕБЕНКА, НИВЕЛИРУЮЩИХ ПРОЯВЛЕНИЕ НЕЖЕЛАТЕЛЬНЫХ В ДАННЫЙ МОМЕНТ ОСОБЕННОСТЕЙ ТЕМПЕРАМЕНТА. 3. УСИЛЕНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ В ТЕХ ИЛИ ИНЫХ СВОЙСТВАХ ТЕМПЕРАМЕНТА И ОСЛАБЛЕНИЕ ДРУГИХ. 4. ТАКТИКА ВОЗДЕЙСТВИЯ НА СВОЙСТВА ТЕМПЕРАМЕНТА В ДРУГОМ ВИДЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 5. ПОСТРОЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ СВОЕОБРАЗИЯ ИНДИВИДУАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СТИЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА. 6. ОСОБОЕ МЕСТО В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ДОЛЖНА ЗАНЯТЬ ТАКТИКА ОПОРЫ НА ИНДИВИДУАЛЬНО - ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ САМОРЕГУЛЯЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА. 7. ТАКТИКА ПРЕДВОСХИЩЕНИЯ, ОЖИДАНИЯ ВОЗМОЖНОГО ПОВЕДЕНЧЕСКОГО РЕПЕРТУАРА РЕБЕНКА НА ЗАНЯТИЯХ И ПРИНЯТИЕ СООТВЕТСТВУЮЩИХ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕР.
10 КАК СЕБЯ ВЕСТИ ПЕДАГОГАМ И РОДИТЕЛЯМ ? САНГВИНИК ТАКОМУ РЕБЕНКУ НЕОБХОДИМО ОБЕСПЕЧИТЬ ДОСТУП К РАЗНЫМ ВИДАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НЕ ЗАГРУЖАТЬ ЕГО НЕИНТЕРЕСНОЙ МОНОТОННОЙ РАБОТОЙ. ОДНАКО СЛЕДУЕТ ПОМОЧЬ ЕМУ СОСРЕДОТОЧИТЬСЯ НА ВЫБРАННОМ ЗАНЯТИИ И ДОВЕСТИ ДЕЛО ДО КОНЦА, ОПИРАЯСЬ НА ТАКОЕ ВАЖНОЕ КАЧЕСТВО САНГВИНИКА, КАК ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ. ПРИ ЭТОМ С ТАКИМИ ДЕТЬМИ СЛЕДУЕТ БЫТЬ ТРЕБОВАТЕЛЬНЫМИ. ЖЕЛАТЕЛЬНО, ЧТОБЫ ВСЕ ЧЛЕНЫ СЕМЬИ И ПЕДАГОГИ ПРИДЕРЖИВАЛИСЬ ЕДИНОЙ СТРАТЕГИИ ВОСПИТАНИЯ. УДЕРЖИВАТЬ ВНИМАНИЕ РЕБЕНОК - САНГВИНИК МОЖЕТ НАУЧИТЬСЯ С ПОМОЩЬЮ ВЗРОСЛОГО, ОТДАЮЩЕГО ЕМУ МНОГО ВРЕМЕНИ В СОВМЕСТНЫХ ЗАНЯТИЯХ : ПРОСМОТР ДИАФИЛЬМОВ, ЧТЕНИЕ КНИГ, СОЧИНЕНИЕ ИСТОРИЙ, СОБИРАНИЕ КОНСТРУКТОРА.
11 МЕЛАНХОЛИК. ДЛЯ МЕЛАНХОЛИКА САМЫМ ГЛАВНЫМ ЯВЛЯЕТСЯ СПОКОЙНАЯ, ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АТМОСФЕРА ДОМА. РЕБЕНКА НАДО ЧАСТО ХВАЛИТЬ, ДЕМОНСТРИРУЯ ВЕРУ В ЕГО СПОСОБНОСТИ. ДАЖЕ ЕСЛИ ЗАДАНИЕ ВЫПОЛНЕНО НЕ ОЧЕНЬ ХОРОШО, НУЖНО УМЕТЬ ВСЕЛИТЬ В РЕБЕНКА УВЕРЕННОСТЬ, ОДОБРЯЯ САМУ ПОПЫТКУ РЕШИТЬ ТУ ИЛИ ИНУЮ ЗАДАЧУ. У МЕЛАНХОЛИКА ДОЛЖНА БЫТЬ ПОСТОЯННАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ ПЕРЕЖИВАНИЯ УСПЕХА ОТ ВЫПОЛНЕНИЯ САМЫХ НЕЗНАЧИТЕЛЬНЫХ ДЕЛ. НАКОПЛЕНИЕ ПРОБЛЕМ, ГРУБОЕ ОБРАЩЕНИЕ НЕПРИЕМЛЕМЫ ДЛЯ РЕБЕНКА - МЕЛАНХОЛИКА, ТАК КАК ОН ДОЛГО ФИКСИРУЕТСЯ НА ЭТОМ И ПЕРЕЖИВАЕТ. ЧАЩЕ ПРОГОВАРИВАЙТЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ МОМЕНТЫ, СТАРАЙТЕСЬ ОТВЛЕЧЬ ЕГО ОТ ТРЕВОЖНЫХ МЫСЛЕЙ. В СОВМЕСТНЫХ ЗАНЯТИЯХ ЛУЧШЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ РИСОВАНИЕ, ЛЕПКУ, КОНСТРУИРОВАНИЕ, МЯГКИЕ, НЕ СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ. УЧИТЕ МЕЛАНХОЛИКА ДЕЛАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ ВЫБОР В ПРИВЫЧНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЯХ ( С КАКОЙ ИГРУШКОЙ ИГРАТЬ, С КЕМ ГУЛЯТЬ, ЧТО НАДЕВАТЬ И ЕСТЬ И Т. Д.)
12 ХОЛЕРИК. ХОЛЕРИКОМ НЕОБХОДИМО МНОГО ТЕРПЕНИЯ И СПОКОЙСТВИЯ. НЕ СЛЕДУЕТ РАЗДРАЖАТЬСЯ ПО ПОВОДУ « НЕУДОБНОГО » ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА, ОТ ЭТОГО ОН СТАНОВИТСЯ ЕЩЕ БОЛЕЕ НЕУПРАВЛЯЕМЫМ. ЛУЧШЕ СПОКОЙНО ПРИУЧАТЬ ЕГО К ТЕМ ВИДАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ГДЕ ТРЕБУЕТСЯ ТЕРПЕНИЕ : ЛЕПКА, КОНСТРУИРОВАНИЕ И Т. Д. САМОЕ ГЛАВНОЕ – ЗАНЯТЬ ТАКОГО РЕБЕНКА СООТВЕТСТВУЮЩИМ ЕГО ИНТЕРЕСАМ ДЕЛОМ. В СОВМЕСТНЫХ ЗАНЯТИЯХ РЕКОМЕНДУЮТСЯ ПОДВИЖНЫЕ, СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ, СПОРТИВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ; ПОЛЕЗНО ПЛАВАНИЕ, ПРЫЖКИ НА БАТУТЕ, РИТМИЧЕСКИЕ ТАНЦЫ. ТАКОМУ РЕБЕНКУ НУЖНО БОЛЬШОЕ ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО, ПОЛЕЗНЫ ВЫЕЗДЫ НА ПРИРОДУ, ПОХОДЫ. У ТАКОГО РЕБЕНКА В ТЕЧЕНИЕ ДНЯ ОБЯЗАТЕЛЬНО ДОЛЖНА БЫТЬ ИНТЕНСИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ НАГРУЗКА. СПОРТ ХОРОШО ДИСЦИПЛИНИРУЕТ ИМЕННО ХОЛЕРИКОВ.
13 ФЛЕГМАТИК В СОВМЕСТНЫХ ЗАНЯТИЯХ РЕКОМЕНДУЮТСЯ УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ФАНТАЗИИ, ЗАНЯТИЯ МУЗЫКОЙ, ВЫШИВАНИЕМ, ЛЕПКОЙ, РИСОВАНИЕМ. ЧТОБЫ ПОВЕДЕНИЕ И МЫШЛЕНИЕ ФЛЕГМАТИКА НЕ СТАЛИ СТЕРЕОТИПНЫМИ, ДАВАЙТЕ ЕМУ ПОБОЛЬШЕ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ, КОТОРЫЕ ИМЕЮТ НЕСКОЛЬКО ВАРИАНТОВ РЕШЕНИЯ. НЕ НАДО ДЕЛАТЬ РЕБЕНКА « УДОБНЫМ » ДЛЯ СЕБЯ. В ИГРЕ НЕ ПРЕДОСТАВЛЯЙТЕ РЕБЕНКА САМОМУ СЕБЕ, ТОРМОШИТЕ, ЗАЖИГАЙТЕ, ЗАИНТЕРЕСОВЫВАЙТЕ. НЕ СТОИТ НАСТОЙЧИВО ВНЕШНЕ ПРОЯВЛЯТЬ СВОЮ ЛЮБОВЬ К РЕБЕНКУ - ФЛЕГМАТИКУ. НАПРОТИВ, КАЖУЩЕЕСЯ РАВНОДУШИЕ ВЗРОСЛОГО БУДЕТ ДЕЙСТВОВАТЬ НА НЕГО ТАК, ЧТО ОН БУДЕТ СТРЕМИТЬСЯ К ПРЕОДОЛЕНИЮ СВОЕГО РАВНОДУШИЯ, ЗАВОЕВАНИЮ ЛЮБВИ. РЕБЕНКУ – ФЛЕГМАТИКУ ЛЕГКО МОЖНО ДОВЕРИТЬ КАКОЕ - ЛИБО ДЕЛО, ТАК КАК ОН ОЧЕНЬ ОТВЕТСТВЕНЕН И ДОБРОСОВЕСТЕН.
14 ВЫВОДЫ : ПОЗНАКОМИВШИСЬ С ОПИСАНИЕМ ТИПОВ ТЕМПЕРАМЕНТА, МЫ МОЖЕМ ГЛУБЖЕ РАЗОБРАТЬСЯ В ПРИРОДНЫХ КАЧЕСТВАХ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА И НАВЕРНЯКА ПОНЯЛИ, ЧТО МНОГОЕ МАЛЫШУ В ЕГО ПОВЕДЕНИИ МОЖНО ПРОСТИТЬ, ЗНАЯ, ЧТО ЭТО ЕГО ПРИРОДА.
15 ГЛОССАРИЙ : HTM RAZLICHNYMI-TIPAMI-TEMPERAMENTA-UCHET-SVOYST-0 RAZLICHNYMI-TIPAMI-TEMPERAMENTA-UCHET-SVOYST-0
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.