Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 6 лет назад пользователеманна сококлова
1 Психофизиологические основы деятельности водителя
2 Основные психофизические качества водителя Сенсорные ощущения Восприятие Психомоторная реакция Внимание Оперативное мышление Эмоционально-волевая реакция Личностные факторы
3 Идеальный водитель Развитые системы восприятия Развитое пространственное мышление Гибкость мышления Способность быстро принимать адекватные решения Выносливость Стрессоустойчивость Внимательность Устойчивость к монотонии Ответственность Доброжелательность Баланс между уверенностью и осторожностью Навыки и опыт Безопасный стиль вождения
4 Развитие профессионализма Преодоление постоянного чувства страха (дни, недели) Недооценка опасности (3,5-4 т. км пробега) Переоценка собственного опыта Объективная оценка опасности Снижение чувства опасности
5 Проф.пригодность определяют: Время реакции –период с момента обнаружения опасности до начала срабатывания тормозной системы. Правильность реакций. Точность реакции.
6 Надежность умение безошибочно управлять ТС в любых дорожных условиях в течение всего рабочего времени.
7 Сенсорные системы. Зрение. Поле зрения-все пространство, охватываемое глазами. В норме 130. Острота зрения - способность различать форму предметов на значительном удалении от глаза. Центральное зрение- Дает человеку возможность различать формы и мелкие детали предметов, поэтому его второе название – форменное зрение. Периферическое (боковое)зрение.
8 0,2-0,3 с Чем больше скорость, тем длиннее отрезок дороги, который не просматривается.
9 50% - пешеходы, попутные и встречные ТС % - объекты на пути движения ТС. 5-25% -дорожные знаки, разметка и светофоры.
10 Восприятие зрительной информации зависит от: Скорости движения. Интенсивности движения. Плотность транспортного потока.
11 Избыток информации о ДТС: Снижает надежность водителя: он не успевает охватить ситуацию, осмыслить информацию, принять правильное решение.
12 Видимость Возможность различать особенности окружающей обстановки, которая зависит от освещенности предметов и прозрачности воздуха. Недостаточная Ограниченная
13 Сенсорные системы (органы чувств) Слуховые ощущения Кожно-мышечные Обоняние Тепловые ощущения
14 Формирование моторного навыка Зрительный контроль Суставно-мышечное чувство Автоматизм Динамический стереотип Навыки вождения совершенствуются всю жизнь.
15 Внимание Сосредоточение сознания на каком-либо объекте с отвлечением от остального. Объем внимания – 5 объектов. Переключение Концентрация Распределение Интенсивность
16 На что обращать внимание?
17 Мышление Дает возможность познавать то, что непосредственно не наблюдается.
18 Память Знание ПДД. Запоминание маршрутов (зрительная память). Двигательные навыки безопасного управления ТС (двигательная память).
19 Психомоторные реакции (ассоциативная память) Нажатие на педаль тормоза или газа. Поворот руля. Переключение передач. Подача сигнала.
20 Иллюзии восприятия «Мокрый асфальт» Скорость крупных ТС кажется меньше, а мелких-больше. Движение автомобилей темной окраски кажется более медленным, а расстояние до них больше. При обгоне дорога кажется уже чем есть.
23 Работоспособность Врабатывание (1,5-2,5 ч.) Устойчивая работоспособность Падение работоспособности (через 4-5 ч.) Компенсаторные механизмы –до 9-10 ч. Максимум ч.
24 Недельные колебания работоспособности: Понедельник –понижена Вторник, среда, четверг – высокая Пятница, суббота - снижение
25 Утомление- процесс снижения работоспособности. Снижение остроты зрения Уменьшение поя зрения Снижение устойчивости внимания Увеличение времени реакции Расстройств сна
26 Причины утомления: Состояние дороги. Плохая организация движения. Высокая интенсивность транспортного потока. Высокая скорость. Изменения освещенности. Неудобное сиденье. Плохая обзорность. Шум, вибрация и т.п.
27 Виды утомления Эмоциональное Физическое Умственное Дорожный гипноз
28 Сонное утомление (дорожный гипноз) Жевать кислые конфеты. Разговаривать с пассажирами. Проветривать кабину. Петь песни.
29 Признаки утомления через 5,5 ч через 6,5 ч. Старше 40 лет через 7 часов
30 Профилактика утомления: Сон не менее 7 часов. Зарядка. Перерывы в работе (через 3 часа мин., затем через каждые 2 часа ). Между двумя длительными поездками должен быть 10 –часовой отдых.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.