Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемМаргарита Караваева
1 Представления о возрастной динамике и периодизации развития Д. Б. Эльконина.
2 Даниил Борисович Эльконин (1904 – 1984 гг.) - ученик выдающегося отечественного ученого Льва Семеновича Выготского. Развивая идеи школы Выготского, Д. Б. Эльконин создал собственное научное направление в детской и педагогической психологии
3 Теория периодизации детского развития Д. Б. Эльконина Эльконин Д. Б. выдвинул гипотезу о периодичности процессов психического развития, которая выражается в закономерно повторяющейся смене одних периодов другими
4 Развернутая периодизация психического развития ребенка от рождения до 17 лет была создана Д. Б. Элькониным и представлена в статье « К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте » (1971). В развитии детей. Д. Б. Эльконин считал необходимым выделение стадий, возрастных периодов, а не просто временных промежутков. Он рассматривал возраст как « относительно замкнутый период, значение которого определяется, прежде всего, его местом и функциональным значением на общей кривой детского развития »
5 Д. Б. Эльконин рассматривая смены периодов, заметил важную закономерность – период освоения мотивов и задач деятельности каждый раз предшествует периоду освоения предметных действий. Все эпохи в детстве состоят из двух связанных периодов, которые сопровождаются трудностями в отношениях с взрослыми. В психологии их называют – критическими или кризис возрастного развития.
6 Эльконин использовал понятие ведущая деятельность, разработанное A.M. Леонтьевым, как критерий выделения психологических возрастов. В каждом возрасте имеется система различных видов деятельности, но ведущая занимает в ней особое место. Ведущая деятельность проходит длительный путь становления, развития ( под руководством взрослых ), а не возникает сразу в готовой форме.
7 ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Термин, выдвинутый А. Н. Леонтьевым для обозначения деятельности, с которой связано возникновение важнейших психических новообразований. А. Н. Леонтьевым Понятие ведущая деятельность в дальнейшем использовалось Д. Б. Элькониным для построения периодизации развития психики, основанной на поочередной смене ведущей деятельности, в одном возрастном периоде, обеспечивающих преимущественное развитие мотивационно - потребностной, а на сменяющем его этапе развитие операционально - технической сферы. Д. Б. Элькониным
8 ПЕРИОДИЗАЦИЯ ВЕДУЩЕГО ВИДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1) непосредственно - эмоциональное общение младенца со взрослым ; 2) предметно - манипулятивная деятельность, характерная для раннего детства ; 3) сюжетно - ролевая игра, характерная для дошкольного возраста ; 4) учебная деятельность школьников ; 5) интимно - личностное общение подростков ; 6) профессионально - учебная деятельность, характерная для периода ранней юности.
9 СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ Социальная ситуация развития сущностная характеристика возрастного периода развития, введенная Л. С. Выготским. Социальная ситуация развития как единственное и неповторимое, специфическое для данного возраста отношение между ребенком и средой, определяет : Л. С. Выготским 1) объективное место ребенка в системе социальных отношений и соответствующие ожидания и требования, предъявляемые к нему обществом ( А. Н. Леонтьев ); А. Н. Леонтьев 2) особенности понимания ребенком занимаемой им социальной позиции и своих взаимоотношений с окружающими людьми ; отношения ребенка к своей позиции в терминах принятия непринятия. Социальная ситуация развития ставит перед субъектом на каждом возрастном этапе специфические задачи, разрешение которых и составляет содержание психического развития в данном возрасте.
10 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НОВООБРАЗОВАНИЯ Психологическое новообразование – это : психические и социальные изменения, возникающие на данной ступени развития и определяющие сознание ребенка его отношение к среде, внутреннюю и внешнюю жизнь, ход развития в данный период ; новообразование – обобщенный результат этих изменений, всего психического развития ребенка в соответствующий период, который становится исходным для формирования психических процессов и личности ребенка следующего возраста. Каждый возрастной период характеризуется специфическим для него психологическим новообразованием, которое является ведущим для всего процесса развития и при этом характеризует перестройку всей личности ребенка на новой основе. Под новообразованиями следует понимать широкий спектр психических явлений от психических процессов ( например, наглядно - действенное мышление в раннем детстве ) до отдельных свойств личности ( скажем, рефлексия в подростковом возрасте ).
11 Периодизация психического развития выделение в целостном жизненном цикле человека последовательности стадий ( периодов ) психического развития развития
12 Д. Б. Эльконин В основе периодизации следующие критерии : социальная ситуация развития ведущая деятельность возрастные новообразования
13 Все типы деятельности Д. Б. Эльконин подразделяет деятельность в системе « ребенок – общественный взрослый » ( ориентация ребенка в основных смыслах человеческой деятельности и освоение задач, мотивов, норм и отношений ) деятельность в системе « ребенок – общественный предмет » ( усвоение общественно выработанных способов действий с предметами и развитие интеллектуальной, операционно - технической сферы )
14 Внутри деятельности возникают и развиваются так называемые психологические новообразования. При смене одной ведущей деятельности другой ( когда, например, игровая деятельность дошкольного возраста замещается другой ведущей деятельностью учебной, характерной уже для младшего школьного возраста ) происходит кризис. В зависимости от содержания выделяют кризисы отношений (3 года и 11 лет ) кризисы мировоззрения (1 год и 7 лет ).
15 Д. Б. Эльконин представил последовательность психологических возрастов в детстве следующим образом : кризис новорожденности ; младенчество (2 месяца 1 год ) непосредственно - эмоциональное общение со взрослым ; кризис одного года ; ранний возраст (1 3 года ) орудийно - предметная ( предметно - манипулятивная ) деятельность ; кризис трех лет ; дошкольный возраст (3 7 лет ) ролевая игра ; кризис семи лет ; младший школьный возраст (812 лет ) учебная деятельность ; кризис лет ; подростковый возраст (11 15 лет ) интимно - личное общение со сверстниками ; кризис 15 лет.
16 Периодизация психического развития Д.Б.Эльконина
17 Согласно гипотезе Д. Б. Эльконина, все детские возрасты могут быть разделены на два типа : в возрастах первого типа ( это младенчество, дошкольное детство, подростковый возраст ) у ребенка развивается преимущественно общественно - мотивационная сторона некоторой деятельности ; складывается ориентация ребенка в системе отношений, мотивов, смыслов человеческих действий ; в возрастах второго типа, следующих за первыми ( это раннее детство, младший школьный возраст, ранняя юность ), у ребенка развивается уже операционная сторона этой деятельности.
18 Младенчество Социальная ситуация « Мы » - ребенок отделен от матери физически, но связан с ней физиологически. Ведущая деятельность Непосредственное эмоциональное общение и близким взрослым. Ходьба, возникновение мотивированных представлений. Кризисы 0-2 мес. кризис новорожденности ( переход от пренатального к постнатальному развитию, изменение типа жизни ). 1 год – кризис первого года жизни ( распад Пра - Мы ) Новообразование кризиса Возникновение индивидуальной психической жизни, перестройка физиологических механизмов существования. Сфера Развития - Мотивационно - потребностная.
19 Период Ранний возраст (1-3 года ) Социальная ситуация Распад « Пра - Мы », приобретение относительной самостоятельности, свобода перемещения и автономия намерений. Ведущая деятельность Предметно - орудийная. Использование предмета как орудия. Речевое развитие – центральная линия развития. Кризисы Кризис « я сам » (3 года ). Симптоматика : негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, обесценивание взрослых, стремление к деспотизму. Суть кризиса : перестройка отношений между ребенком и взрослым, в пользу возрастания самостоятельности ребенка. Новообразование кризиса Ребенок называет себя, используя местоимение « я » - становление самосознания, гордость за достижения. Рождение автономной личности с намерениями и желаниями, тенденция к самостоятельной деятельности, похожей на деятельность взрослого. Сфера развития Познавательно - умственная.
20 Период Дошкольный (3-7 лет ). Социальная ситуация Распад совместной деятельности с взрослым. Ведущая деятельность Сюжетно - ролевая игра. Развитие мотивационно - потребностной сферы, преодоление эгоцентризма, развитие идеального плана, развитие произвольности Новообразование - наглядно - образное мышление. Кризисы Кризис 6-7 лет. Симптоматика : потеря непосредственности, манерничанье, симптом горькой конфеты. Суть кризиса : формирование мира внутренних переживаний, опосредующих отношение ребенка к миру Новообразование кризиса Вступление в отношения с обществом как с совокупностью людей, осуществляющих обязательную, общественно необходимую и общественно - полезную деятельность. Сфера развития Мотивационно - потребностная.
21 Период Младший школьный (7-11 лет ) Социальная ситуация Ребенок - « близкий взрослый » и « ребенок - социальный взрослый ». Ведущая деятельность Учебная ( предполагает овладение обобщенными способами действий в системе научных понятий ). Центральная линия – интеллектуализация. Кризисы Кризис 12 лет. Перестройка отношений со взрослым. Рождение чувства взрослости Новообразование кризиса возникновение представления о себе как « не о ребенке, подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть взрослым, нет подлинной взрослости, но есть потребность в признании взрослости окружающими. Сфера развития Познавательная сфера, интеллект.
22 Период Младший подростковый возраст (12-15 лет ) Социальная ситуация Господство детского общества над взрослым. Ведущая деятельность Интимно - личностное общение со сверстниками. Осваиваются нормы социального поведения. Кризисы Кризис 15 лет. Формирование эго - идентичности, рождение индивидуального самосознания. Новообразование кризиса Открытие « Я », возникновение рефлексии – на ее основе самосознания, осознание своей индивидуальности. Сфера развития Мотивационно - потребностная, усвоение моральных норм.
23 Период Старший подростковый возраст (15-17 лет ). Социальная ситуация Подросток находится в ситуации моратория – нужно самоопределиться. Ведущая деятельность Учебно - профессиональная. Кризисы Кризис 17 лет. Завершение эпохи подростничества, начало вступления во взрослость. Новообразование кризиса Ценностные ориентации в сфере идеологии и мировоззрения, построение жизненных планов во временной перспективе. Сфера развития Познавательная деятельность. Становится более специфичной, появляется самообразование.
24 Теоретическое и практическое значение гипотезы о периодичности процессов психического развития Показана взаимосвязь между интеллектуальным развитием и становлением личности человека как социального индивида. Возможность рассмотреть процесс психического развития не как линейный, а как идущий по восходящей спирали.
25 Теоретическое и практическое значение гипотезы о периодичности процессов психического развития Открывает путь к изучению связей, существующих между отдельными периодами. Гипотеза направлена на разделение психического развития на эпохи и стадии, которое соответствует внутренним законам развития человека.
26 Ограничения : в периодизацию не включен период перинатального развития, так как другие закономерности нет зрелых возрастов, так как предположение о кардинальном изменении законов развития в зрелом возрасте
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.