Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемМаргарита Караваева
1 Младший школьный возраст 6 (7) –10 (11) лет
2 Поступление в школу подводит итог дошкольному детству и становится стартовой площадкой младшего школьного возраста (6-7 – лет).
3 В это время происходит интенсивное биологическое развитие детского организма (центральной и вегетативной нервных систем, костной и мышечной систем, деятельности внутренних органов). В основе такой перестройки (ее еще называют вторым физиологическим кризом) лежит отчетливый эндокринный сдвиг включаются в действие «новые» железы внутренней секреции и перестают действовать «старые».
4 Такая физиологическая перестройка требует от организма ребенка большого напряжения для мобилизации всех резервов. В этот период возрастает подвижность нервных процессов, процессы возбуждения преобладают, и это определяет такие характерные особенности младших школьников, как повышенную эмоциональную возбудимость и непоседливость.
5 Поскольку мышечное развитие и способы управления ими не идут синхронно, то у детей этого возраста есть особенности в организации движений. Развитие крупных мышц опережает развитие мелких, в связи с чем, дети лучше выполняют сильные и размашистые движения, чем мелкие и требующие точности (например, при письме). Вместе с тем растущая физическая выносливость, повышение работоспособности носят относительный характер, и в целом для детей остается характерной повышенная утомляемость и нервно-психическая ранимость.
6 Их работоспособность обычно падает через 25 – 30 минут урока. Дети утомляются в случае посещения группы продленного дня, а также при повышенной эмоциональной насыщенности уроков и мероприятий.
7 Физиологические трансформации вызывают большие изменения в психической жизни ребенка. С вступлением в школьную жизнь у ребенка как бы открывается новая эпоха. Л.С. Выгодский говорил, что расставание с дошкольным возрастом – это расставание с детской непосредственностью. Ребенок, попадая в школьное детство, оказывается в менее снисходительном и более суровом мире.
8 И от того, как он к этим условиям приспособится, зависит очень многое. Преподавателям и родителям необходимо владеть знаниями о данном периоде развития ребенка, поскольку неблагоприятное его протекание для многих детей становится началом разочарований, причиной конфликтов в школе и дома, слабого овладения школьным материалом. А отрицательный эмоциональный заряд, полученный в начальных классах, может явиться конфликтом в будущем.
9 Социальные отношения Ребенок- взрослый Ребенок- учитель Ребенок- родитель Ребенок- дети
10 Ведущая потребность В этом возрасте активно развивается мотивационная сфера, появляются потребности, связанные с учебной деятельностью: потребность точно выполнить требования учителя; потребность в высокой отметке; в одобрении успехов со стороны взрослых; потребность быть лучшим учеником; потребность в общении со сверстниками. Ведущими в этом возрасте являются познавательные потребности.
11 Симптомы потери непосредственности. Кризис семи лет. Школьный возраст, как и все возрасты, открывается критическим, или переломным, периодом - кризис семи лет. Давно замечено, что ребенок при переходе от дошкольного к школьному возрасту очень резко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении, чем прежде.
12 Это какая–то переходная ступень – уже не дошкольник и еще не школьник. Когда дошкольник вступает в кризис, самому неискушенному наблюдателю бросается в глаза, что ребенок вдруг утрачивает наивность и непосредственность; в поведении, в отношениях с окружающими он становится не таким понятным во всех проявлениях, каким был до этого.
13 Утеря непосредственности означает привнесение в поступки интеллектуального момента, который вклинивается между переживанием и непосредственным поступком, что является прямой противоположностью наивному и непосредственному действию, свойственному ребенку. Таким образом, кризис 7 лет возникает на основе возникновения личного сознания.
14 Основная симптоматика кризиса: 1)потеря непосредственности. Между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение это действие будет иметь для самого ребенка; 2) манерничанье; ребенок что-то из себя строит, что-то скрывает (уже душа закрыта); 3) симптом "горькой конфеты": ребенку плохо, но он старается этого не показать. Возникают трудности воспитания, ребенок начинает замыкаться и становится неуправляемым.
15 Ведущая деятельность Младший школьник активно включен в разные виды деятельности – игровую, трудовую, занятия спортом и искусством. Ведущее значение - учение. Учебная деятельность – это деятельность, непосредственно направленная на усвоение знаний и умений, выработанных человечеством.
16 Структура учебной деятельности: 1. Мотивы а) внешние (социальные) – связаны лишь с результатом учебного процесса (учиться, чтобы стать культурным, развитым, найти хорошую работу и др.) б) внутренние, т. е. содержание деятельности и мотив соответствуют друг другу («хочу все знать», «люблю узнавать интересное»); 2. Учебные задачи – ясное представление о том, что предстоит освоить, чем овладеть; 3. Учебные действия – это приемы учебной работы (приемы заучивания, звуко-буквенный анализ и др.); 4. Действия контроля (указания на правильность выполнения) и самоконтроля (сличение собственных действий с образцом учителя); Виды контроля: - по конечному продукту; - пооперационный, пошаговый, текущий; - перспективный, планирующий. 5. Действия оценки и самооценки связаны с определением того, достигнут ли результат и насколько успешно выполнена учебная задача.
17 Центральная задача младшей школы – формирование умения учиться. Полноценная учебная деятельность включает в себя: - умение выделять и удерживать учебную задачу; - умение самостоятельно находить и усваивать общие способы решения задач; - умение адекватно оценивать себя и свою деятельность; - умение владеть рефлексией и саморегуляцией деятельности; - умение использовать законы логического мышления; - умение владеть и пользоваться разными формами общения, в том числе теоретическими; - уметь участвовать в коллективно распределенных видах деятельности; - умение использовать высокий уровень самостоятельной творческой активности.
18 А.Эйнштейн: "Большая ошибка думать, что чувство долга и принуждение могут способствовать находить радость в том, чтобы смотреть и искать. Мне кажется, даже здоровое хищное животное потеряло бы жадность к еде, если бы удалось с помощью бича заставить его непрерывно есть, даже когда оно не голодно, и особенно если принудительно предлагаемая еда им не выбрана".
19 Основные новообразования личности младшего школьника: формирование личностной рефлексии (способности самостоятельно установить границы своих возможностей); формирование осознанной и обобщенной самооценки; осознанность и сдержанность в проявлении чувств, формирование высших чувств; осознанность волевых действий, формирование волевых качеств. Центральное психологическое новообразование младшего школьного возраста - ориентация на группу сверстников. (И.В. Дубровина)
20 Развитие личности в младшем школьном возрасте Условия формирования личности младшего школьника: - учитель - эталон, образец для подражания; - субъективные условия - личностные особенности школьника (повышенная внушаемость, высокая подражательность, повышенная эмоциональность и реактивность); - сверстники (значимость этого условия возрастает в конце младшего школьного возраста, когда сверстники становятся эталоном в поведении); - семья (воздействует на формирование характера школьника).
21 Особую значимость приобретает стремление к самоутверждению и притязание на признание со стороны учителей, родителей и сверстников (в первую очередь в связи с учебной деятельностью, ее успешностью). Огромное значение имеют мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений со сверстниками.
22 Ответственность как оценка результатов своих действий должна занимать самое высшее положение в иерархии всех мотивов школьника. Развитие самосознания. Ребенок начинает понимать, что он - индивидуальность, которая подвергается социальным воздействиям: он обязан учиться и изменять себя, присваивая знания, идеи, которые существуют в обществе, умения и др.
23 В учебной деятельности у школьника складываются и развивается: - представления о себе; - самооценка; - навыки самоконтроля и саморегуляции (переход от конкретно-ситуативной к обобщенной самооценке). - самопознание; - личностная рефлексия как способность самостоятельно установить границы своих возможностей ("могу или не могу решить эту задачу?", "чего мне не хватает для ее решения?") (И.В. Шаповаленко).
24 Для развития воли младших школьников важна доступность цели деятельности, оптимальная по сложности задача (слишком легкие или сложные задания тормозят развитие волевых качеств и действий). К началу подросткового возраста формируются такие волевые черты характера, как самостоятельность, настойчивость, выдержка.
25 В этом возрасте происходит усвоение моральных норм и правил: - собственного поведения; - поведения дома и в общественных местах; - превращение норм поведения во внутренние требования к себе. Основная задача нравственного воспитания – развитие произвольного уровня нравственной саморегуляции поведения.
26 Эмоциональная сфера в этот период характеризуется усилением сдержанности и осознанности в проявлениях эмоций и повышением эмоциональной устойчивости. Формирование у учащихся умения владеть внешним выражением чувств является насущной педагогической задачей (Л.С. Выготский). Активно развиваются высшие чувства: - интеллектуальные (любознательность, удивление, сомнение, интеллектуальное удовольствие); - нравственные (чувство товарищества, дружбы, долга, сочувствия, негодования от ощущения несправедливости и пр.); - эстетические.
27 Развитие интеллекта в младшем школьном возрасте В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие интеллекта. Развитие мышления приводит к качественной перестройке восприятия и памяти. К началу подросткового возраста школьники должны уметь: - самостоятельно рассуждать; - делать выводы; - сопоставлять, анализировать, находить частное и общее; - устанавливать простые закономерности.
28 Под влиянием обучения развивается память, усиливается роль словесно-логического, смыслового запоминания (на момент прихода в школу преобладает наглядно-образная память, дети склонны к запоминанию путем механического повторения, без осознания смысловых связей). Ребенок должен сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления (необходимо научить школьника правильно ставить цели для запоминания материала, именно от мотивации зависит продуктивность запоминания).
29 Восприятие ребенка становится более анализирующим, принимает характер организованного наблюдения. Дети могут выявлять существенные признаки, свойства предметов и явлений. Одним из эффективных методов развития восприятия является сравнение. В младшем школьном возрасте внимание ребенка становится концентрированным и устойчивым тогда, когда учебный материал отличается наглядностью, яркостью и вызывает у школьника эмоциональное отношение.
30 На основе интеллекта развиваются все остальные функции: - произвольное и намеренное запоминание; - способность произвольно сосредоточить внимание на нужном объекте; - произвольное вычленение из памяти того, что нужно для решения текущей задачи; - умение выделять цель, условия и средства ее достижения; - способность к теоретическому мышлению.
31 Группы риска Особое внимание всегда требуется детям "группы риска", а это следующие категории: Дети с синдромом дефицита внимания (гиперактивные): чрезмерная активность, суетливость, невозможность сосредоточить внимание. У мальчиков встречается чаще, чем у девочек. Гиперактивность - целый комплекс нарушений. Необходимо формировать произвольное внимание. Учебные занятия необходимо строить по строгому графику. Игнорировать вызывающие поступки и обращать внимания на хорошие поступки. Обеспечивать двигательную разрядку.
32 Леворукий ребёнок (10% людей). Сниженная способность зрительно-двигательных координаций. Дети плохо срисовывают изображения, имеют плохой почерк, не могут держать строчку. Искажение формы, зеркальность письма. Пропуск и перестановка букв при письме. Ошибки при определении "право" и "лево". Особая стратегия переработки информации. Эмоциональная неустойчивость, обидчивость, тревожность, сниженная работоспособность. Для адаптации необходимы особые условия: правонаклонный разворот в тетради, не требовать безотрывного письма, рекомендуется сажать у окна, слева за партой.
33 Акселерация Самому термину «акселерация» чуть больше семидесяти лет его предложил в 1935 году немецкий врач Е. М. Кох. Этим словом (означающим в переводе с латыни всего лишь «ускорение») было названо проявление увеличение роста, веса и некоторых иных показателей детей и подростков в сравнении с их сверстниками в других поколениях.
34 В качестве главных признаков акселерации приводят, к примеру: - увеличение общего роста на 8-10 см. по сравнению с предыдущим поколением, - ускорение роста детей школьного возраста, более раннее половое созревание (в лет у мальчиков). Эти признаки приводят в своих работах Ю. Е. Вельтищев и Г.С.Грачева. И. М. Воронцов и А.В.Мазурин.
35 Различные теории возникновения акселерации, среди которых физико-химические (теории солнечной радиации, космической радиации, волновая, магнитного поля, повышения концентрации углекислого газа и другие), и учитывающие факторы и комплексы факторов условий жизни (возрастающие информационные потоки, урбанистическое влияние, социально-биологические факторы), и даже генетические (циклические биологические изменения, смешение популяций), до сих пор не могут полностью подтвердится, что позволяет считать, что здесь имеет место сложный комплекс названных, а возможно, еще и других факторов. По мнению ученых, на скорость развития способны оказать влияние, к примеру, социально-экономические условия в семье и питание, но совершенно не влияют расовая принадлежность или климат. Кроме того, Б. Г. Ананьев указывал, что часто становление психических и физических свойств у детей происходит неравномерно. Это так называемая дисгармоническая акселерация. Случается, что психологический возраст отстает от биологического (инфантильность). Чаще инфантильность встречается именно у мальчиков.
36 Психологи и педагоги сталкиваются с другим аспектом акселерации ранним половым созреванием и связанными с ним психологическими проблемами. Это и депрессии, и разного рода конфликты, протесты, и необходимость ведения на фоне всего этого нормального образовательного процесса. Эти же проблемы чаще всего волнуют и родителей. И их участие, внимание, помощь особенно необходимы ребенку в период полового созревания. Раннее половое созревание мальчиков, обусловленное акселерацией, особенно если физическое развитие опережает психологическое, опасно ранними половыми связями и тесно связанными с ними заболеваниями или беременностями столь же рано сформировавшихся подруг. И здесь необходима совместная работа родителей, психологов и педагогов. В первую очередь, информационная. Родители же, по необходимости вместе с психологом, могут помочь ребенку перевести просыпающуюся сексуальную энергию в более безопасную плоскость направить ее на творчество, спорт, какие-то увлечения.
37 «Младший школьный возраст период впитывания, накопления знаний, период усвоения по преимуществу. Успешному выполнению этой важной функции благоприятствуют характерные особен ности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, внимательность, наивно игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются» так характеризует этот возраст Н. С. Лейтес.
38 «От правильного воспитания детей зависит благосостояние всего народа» (Д.Локк)
39 Все эти достижения, и особенно самопознание внутренних психических актов и состояний (рефлексия), в результате учебной деятельности свидетельствуют о переходе ребенка к следующему возрастному периоду, который завершает детство.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.