Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемFreez Ka
2 Тема лекции. Введение в микробиологию и иммунологию. Микробиология и иммунология – как наука. Предмет и задачи медицинской микробиологии и иммунологии История развития микробиологии и иммунологии.
3 - что Вы знаете о микробах? (Размеры, особенности строение, дыхания, питания, размножения) - какие Вы знаете Царства микробов? - в чем польза микроорганизмов? - какой вред приносят микроорганизмы? - Междисциплинарные связи.
4 МИКРОБИОЛОГИЯ (от micros малый, bios жизнь, logos учение) наука, изучающая закономерности жизни и развития микроорганизмов, их биологические признаки, систематику, экологию, взаимоотношения с другими организмами.
5 Общая микробиология изучает наиболее общие закономерности, свойственные каждой группе микроорганизмов: структуру, метаболизм, генетику, экологию и т. д. Основные разделы общей микробиологии: Цитология Морфология Генетика Систематика Культивирование микроорганизмов Биохимия микроорганизмов Экология микроорганизмов Прикладная микробиология и биотехнология микроорганизмов
6 Техническая микробиология разрабатывает биотехнологии синтеза микроорганизмами биологически активных веществ: белков, ферментов, витаминов, спиртов, органических веществ, антибиотиков и др. Сельскохозяйственная микробиология занимается изучением микроорганизмов, которые участвуют в круговороте веществ, используются для приготовления удобрений, вызывают заболевания растений и др. Ветеринарная микробиология изучает возбудителей заболеваний животных, разрабатывает методы их биологической диагностики, специфической профилактики и лечения, направленного на уничтожение микробов- возбудителей в организме больного животного.
7 Предметом изучения медицинской микробиологии являются болезнетворные (патогенные) и условно-патогенные для человека микроорганизмы, а также разработка методов микробиологической диагностики, специфической профилактики и лечения вызываемых ими инфекционных заболеваний. Предметом изучения санитарной микробиологии являются санитарно-микробиологическое состояние объектов окружающей среды и пищевых продуктов, разработка санитарных нормативов.
8 изучает: - возбудителей инфекционных болезней человека, - их морфологию, физиологию, экологию, биологические и генетические характеристики, - разрабатывает методы их культивирования и идентификации, - разрабатывает специфические методы диагностики, лечения и профилактики инфекционных болезней - создание иммунобиологических препаратов.
9 Бактериологию – науку, изучающую бактерии. Микологию - науку, изучающую грибы. Протозоологию - науку, изучающую простейшие. Вирусологию - науку, изучающую вирусы. Иммунологию – науку, изучающую защитные свойства организмов
10 ЗАДАЧИ МЕДИЦИНСКОЙ МИКРОБИОЛОГИИ. 1. Установление этиологической роли микроорганизмов в норме и патологии. 2. Разработка методов диагностики, специфической профилактики и лечения инфекционных заболеваний, идентификации возбудителей. 3. Бактериологический контроль окружающей среды, продуктов питания, соблюдения режима стерилизации и надзор за источниками инфекции в лечебных и других учреждениях. 4. Контроль за чувствительностью микроорганизмов к антибиотикам и другим препаратам, состоянием микробиоценозов поверхностей и полостей тела человека.
11 - разрушают органическое вещество и участвуют в круговороте веществ в природе - являются ключевым фактор м почвообразования - бактерии используют для очистки сточных вод. - некоторые микроорганизмы являются причиной инфекционных заболеваний человека - в кишечнике человека и животных живут бактерии-симбионты, которые приносят огромную пользу организму - с помощью микроорганизмов получают продукты (хлеб, сыр, кисло--молочные продукты вино ), некоторые витамины, антибиотики, ферменты и аминокислоты - микроорганизмы используют в биотехнологии (с помощью генной инженерии получают лекарственные вещества)
12 1. Период эмпирических знаний. 2. Морфологический период. 3. Физиологический период. 4. Иммунологический период. 5. Период открытия антибиотиков. 6. Современный молекулярно- генетический этап.
13 Догадки о живом возбудителе высказывали: Тит Лукреций Кар (9555 гг. до н. э.), Гален ( гг. н. э.), Фракасторо Джироламо ( ) Эвристический период (IV - III тысячелетие до н.э..XVI в. н. э.) связан с логическими и методическими приемами нахождения истины- эвристикой
14 Фракасторо Джироламо ( ) «О контагии, о контагиозных болезнях и лечении» ( систематическое учение об инфекции и путях её передачи) Для предохранения от болезней им были рекомендованы изоляция больного, карантин, ношение масок, обработка предметов уксусом. Таким образом, Д. Фракасторо был одним из основоположников эпидемиологии, т. е. науки о причинах, условиях и механизмах формирования заболеваний и способах их профилактики.
15 С изобретением микроскопа А.Левенгуком ( ). начинается следующий этап в развитии микробиологии, получивший название морфологического год, - Антони ван Левенгук - сумел изготовить двояковыпуклые линзы, дававшие увеличение в раз. Левенгук считал обнаруженных им микроскопических существ «очень маленькими животными» и приписывал им те же особенности строения и поведения, что и обычным животным.
16 Антони ван Левенгук. «Сколько чудес таят в себе эти крохотные создания. В полости моего рта их было наверное больше, чем людей в Соединённом Королевстве. Я видел в материале множество простейших животных, весьма оживлённо двигавшихся. Они в десятки тысяч раз тоньше волоска из моей бороды».
17 Микроскоп 1751 года Современный световой микроскоп Современный световой микроскоп
18 Э. Дженнер (1729 – 1923) в 1796 г. доказал, что прививка людям коровьей оспы создает невосприимчивость к натуральной оспе.
19 Луи Пастер ( ) «Микробы - бесконечно малые существа, играющие в природе бесконечно большую роль». - развитие промышленной микробиологии, - выяснение роли микроорганизмов в кругообороте веществ в природе, - открытие анаэробных микроорганизмов, - разработка принципов асептики, методов стерилизации, - ослабления (аттенюации) вирулентности микроорганизмов и получения вакцин (вакцинных штаммов) в частности от сибирской язвы, бешенства. - получения чистых культур бактерий, - изучение возбудителей сибирской язвы, холеры, бешенства, куриной холеры и др. болезней.
20 Mycobacterium tuberculosis Генрих Герман Роберт Кох (1843 – 1910) -метод выделения чистых культур на твердых питательных средах (ввел в практику чашки Петри) - способы окраски бактерий анилиновыми красителями, - открытие возбудителей сибирской язвы, холеры, туберкулеза – экспериментальное обоснование постулатов (триада) Хенле - Коха: возбудитель заболевания должен регулярно обнаруживаться у пациента он должен быть выделен в чистую культуру выделенный микроорганизм должен вызывать у подопытных животных те же симптомы, что и у больного человека Нобелевская премия по физиологии и медицине в 1905 за исследования туберкулёза.
22 П.ЭРЛИХ (1854 – 1915) РАЗРАБОТАЛ ГУМОРАЛЬНУЮ ТЕОРИЮ ИММУНИТЕТА В последующей многолетней и плодотворной дискуссии между сторонниками фагоцитарной и гуморальной теорий были раскрыты многие механизмы иммунитета и родилась наука ИММУНОЛОГИЯ И.И.Мечникову и П.Эрлиху в 1908 г. была присуждена Нобелевская премия.
23 Ценковский Л. С. ( ) русский ботаник, протозоолог и бактериолог, впервые отнес бактерии к растительным организмам. в соответствии с принципами Пастера, получил ослабленный вариант бацилл сибирской язвы и использовал его для прививки животных. РУССКИЕ МИКРОБИОЛОГИ
24 Безредка Александр Михайлович русский ученый-микробиолог, ученик и помощник Мечникова. Его работы, посвященные проблемам иммунитета и анафилаксии, нашли широкое применение в практике. Л.А.Тарасевич (1868 – 1927) – ученик Мечникова. Блестящий организатор борьбы с эпидемиями в России, проводил вакцинацию против туберкулеза и кишечных инфекций. В 1918 г. организовал Институт контроля сывороток и вакцин, который носит его имя
25 Гамалея Н. Ф. (1859 – 1949) русский советский ученый-микробиолог, эпидемиолог, врач. В1898 г. он впервые наблюдал бактериофагию. Его имя носят несколько микробиологических институтов нашей страны.
26 а я В 1892 г. на заседании Российской академии наук Д.И.Ивановский сообщил, что возбудителем мозаичной болезни табака является фильтрующийся вирус. Эту дату можно считать днем рождения вирусологии, а Д.И.Ивановского - ее основоположником. Д. И. Ивановский ( )
27 ОТКРЫТИЕ АНТИБИОТИКОВ А. Флеминг в 1928 г. наблюдал зоны лизиса стафилококка в чашках, случайно проросших зеленой плесенью. Выделенный штамм плесени губительно действовал и на другие бактерии. А.Флеминг (1881 – 1955) А.Флеминг (1881 – 1955) английский бактериолог. Рenicillium
28 Первый отечественный пенициллин (крустозин) был получен З.В. Ермольевой из P. crustosum в 1942 г. З.В. Ермольева (1898 – 1974)
29 . Чейн Эрнст Борис Флори Хоуард Уолтер ( ), (1898 – 1968), английский биохимик, английский патолог и микробиолог в 1938 году получили пенициллин в пригодном для инъекций виде. Нобелевская премия по физиологии и медицине в 1945 году совместно с Александром Флемингом за открытие и синтез пенициллина.
30 создание электронного микроскопа. доказательство роли ДНК в передаче наследственных признаков. использование бактерий, вирусов и плазмид в качестве объектов молекулярно- биологических и генетических исследований
31 Установить соответствие. Укажите вклад ученого в микробиологическую науку: Ученые: 1) А. Левенгук; 2) И. Мечников; 3) Д. Ивановский; 4) Р. Кох; 5) Л. Пастер; Вклад: а) открыл явление фагоцитоза; б) увидел микроорганизмы под микроскопом; в) открыл вирусы; г) выделил возбудителей туберкулеза, холеры; д) изготовил вакцину против бешенства. Дополните текст: «Медицинская микробиология изучает …..»
32 Тестовые задания A. Отметьте ученого, кому принадлежала честь в создании первой вакцины против бешенства: 1. Л. Пастер. 2. Р. Кох. 3. И. Мечников. 4. А. Левенгук. Б. Отметьте ученого, кому принадлежала честь создать фагоцитарную теорию иммунитета, за которую он был удостоен Нобелевской премии: 1. Л. Пастер. 2. Р. Кох. 3. И. Мечников. 4. П. Эрлих. B. Отметьте ученого, кому принадлежала честь первому культиви- ровать и описать возбудителей туберкулеза и холеры: 1. П. Эрлих. 2. И. Мечников. 3. Л. Пастер. 4. Р. Кох.
33 Установить соответствие. Укажите вклад ученого в микробиологическую науку: 1) А. Левенгук - б) увидел микроорганизмы под микроскопом; 2) И. Мечников- а ) открыл явление фагоцитоза; 3) Д. Ивановский- в) открыл вирусы; 4) Р. Кох- г) выделил возбудителей туберкулеза, холеры; 5) Л. Пастер- д) изготовил вакцину против бешенства.
34 Дополните текст: «Медицинская микробиология изучает возбудителей инфекционных болезней человека, их морфологию, физиологию, экологию, биологические и генетические характеристики, разрабатывает методы их культивирования и идентификации, специфические методы их диагностики, лечения и профилактики
35 Тестовые задания A. Отметьте ученого, кому принадлежала честь в создании первой вакцины против бешенства: 1. Л. Пастер. 2. Р. Кох. 3. И. Мечников. 4. А. Левенгук. Б. Отметьте ученого, кому принадлежала честь создать фагоцитарную теорию иммунитета, за которую он был удостоен Нобелевской премии: 1. Л. Пастер. 2. Р. Кох. 3. И. Мечников. 4. П. Эрлих. B. Отметьте ученого, кому принадлежала честь первому культивировать и описать возбудителей туберкулеза и холеры: 1. П. Эрлих. 2. И. Мечников. 3. Л. Пастер. 4. Р. Кох.
36 Написать рефераты по темам: «История и развития науки микробиологии», «Открытия Л.Пастера, Р.Коха, И.И.Мечникова» «Современные достижения медицинской микробиологии и иммунологии», Книги: В.Каверин «Открытая книга» Де Поль «Охотники за микробами» Гуго Глайзер «Драматическая медицина» Фильмы: «Открытая книга» Луи Пастер Р.Кох «Пенициллиновая гонка» «Дуэль с вирусом. Спасти человечество»
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.