Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемМария Латипова
1 По предмету : История Узбекистана На тему : Этническое формирование узбекского народа. Выполнила : Студентка гр ЕСТЖ Латипова Мария Бухара 2017 год
2 План : - Древнейшие племена, населявшие территорию нашего края ; - Тюркоязычные племена, их роль в этногенезе узбекского народа ; - Этнические процессы в Средней Азии на завершающих этапах формирования узбекского народа.
3 Древнейшие племена населявшие территорию нашего края
5 * Этногенез узбекского народа - одна из сложных и актуальных проблем исторической науки. Проблема этногенеза узбекского народа впервые была поставлена на научную основу в 40- х. гг. XX в. В русской и зарубежной литературе предшествующего периода господствовала точка зрения, согласно который историю узбекского народа следует начинать с XV-XVI вв., когда в Средней Азии появились племена завоевателей, носивших название " узбеки ". Начало принципиально новому пониманию было положено А. Ю. Якубовским. Он пришел к заключению, что завоеватели - узбеки растворились в местном тюркском населении Мавераннахра. Таким образом, этническая история узбекского народа восходит к древнейшим временам и насчитывает тысячелетия. * Кто же являлся древними предками узбеков и составлял первый этнический пласт в процессе их формирования ? Наиболее ранние сведения о народонаселении земледельческих оазисов и степей Средней Азии в древнейший период содержатся в " Авесте ", древнеиранских, индийских источниках, трудах древнегреческих, римских, китайских историков. По сообщениям древнегреческих историков, все кочевые народы назывались общим собирательным именем " скифы ". Основными скифскими племенами являлись, по Страбону и Арриану, дай ( лат.- дахи ), которые жили за Каспийским морем, а затем " те, которые жили дальше от них на восток, - массагеты и саки ". Оседло - земледельческое население в древнегреческих источниках называлось обычно по имени местности : хорезмийцы, согдийцы, бактрийцы, жители Маргианы и т. д.
6 В персидских источниках ( ахеменидских клинописных надписях VI в. до н. э.) термин " скиф " не применяется : персы называли обитавшие в Средней Азии народы " саками " и различали три сакских народа ( племенные группы ): сака - хаумварака - по - видимому, жили на территории Ферганы и Памира и носили шапки в виде башлыка, застегнутого под подбородком ( как и хорезмийцы ); сака - тиграхауда - в среднем течении Сырдарьи, на территории Чача и Южном Казахстане ( и, возможно, Киргизии ); название это обычно переводится " саки в острых шапках "; сака - тиай - тара - дарайя - " заморские " или " заречные " саки, которые обитали в горных и степных областях правобережья Амударьи на юге Средней Азии, рядом с согдийцами. Позже у Ксеркса (V. до н. э.) появляется четвертое имя - дага, тождественное с племенем дай ( греческое ) и дахи ( латинское ). Наряду с древнеперсидскими и греко - римскими источниками, сведения об этническом составе населения Средней Азии содержит " Авеста "- священная книга зороастризма (VII-VI вв. до н. э.), где народы, живущие в Средней Азии называются именами " шока ", " тата " и " духа ", а кочевые скотоводческие племена упоминаются как " туры ", и территория, на которой они обитали " Тураном ". В индийском эпосе " Махабхарата ", китайской " Истории Старшего дома Хань " (I в до н. э.) сообщается о саках, которые первоначально якобы занимали территорию в западной части Восточного Туркестана, жили на Памире и по Тянь - Шаню ; откуда расселили до озера Балхаш и низовьев р. Чу, заняв часть Ферганы и древнего Чача.
7 * На основании археологических и лингвистических данных, полученных в последние годы, исследователи приходят к выводу, что саки были тюркоязычными, да и античные авторы, характеризуя ираноязычные племена, саков выделяли особо и отдельно описывали их образ жизни, обычаи, быт, культуру и другие особенности. * Таким образом, древнейшими предками узбекского народа являлось население Хорезма, Согда, бассейнов рек Сурхандарьи, Кашкадарьи, Чирчика, Ташкентского оазиса и Ферганской долины : саки, хорезмийцы, согдийцы, бактрийцы, шашцы, ферганцы, жившие на этой территории с глубокой древности. У каждой из этих народностей, сформировавшихся в результате этнических процессов, протекавших на территории Средней Азии была собственная культура. Языки этих народностей принадлежали к числу восточно - иранских. Этнический массив состоял из оседлых и кочевников, последние до рубежа нашей эры были в основном восточно - иранскими, за исключением входивших в сакский племенной союз. * Именно они составили первый этнический пласт в процессе формирования узбекского народа на самом его раннем этапе - с IV-III тысячелетия до н. э. до I тысячелетия н. э.
9 * Формирование узбекского народа, как и любого другого, результат длительных этнических процессов. * Этнический процесс смешение в течение веков различных племен и народностей, близких по происхождению. * Будучи отдельным этническим племенем, узбеки формировались в центральных регионах Средней Азии Мавераннахре, Хорезме, Семиречье и частично в западных областях Восточного Туркестана. Основу узбекского народа, живущего на нынешней территории Узбекистана, составляли оседлые этнические группы, издавна жившие и занимавшиеся орошаемым земледелием и ремесленничеством, местные согдийцы, бактрийцы, хорезмийцы, ферганцы, жители Чача, скотоводы канглы, кочевники саки - массагеты. Также в этногенезе узбекского народа приняли участие прибывшие в различные времена в Мавераннахр этнические группы из Южной Сибири, Алтая, Восточного Туркестана, Поволжья и прибрежья Урала. Перечисленные этносы в основном говорили на тюркском и восточно - иранском языках. * В результате смешения племен и родовых общин между Амударьей и Сырдарьей формируется тюркское территориальное пространство с оседлым населением, антропологический тип ( облик ), присущий узбекскому народу.
10 * Вторым этническим пластом стали тюркоязычные племена, в разное время расселившиеся на территории Средней Азии. События на далеких от Средней Азии территориях привели к вторжению в среднеазиатские области больших масс кочевников - юечжей. Какая - то часть этих племен, в том числе и племена тюркоязычные, в ходе своих набегов и переселений оставалась на территории Средней Азии.. Начало проникновения на территорию Средней Азии, в частности Узбекистана, тюркоязычных этнических элементов следует датировать II-I в. в. дон. э. * В дальнейшем их количество возрастает, в частности в связи с вторжением в Среднюю Азию в V в. эфталитов. Но, несомненно, что переселение крупных массивов тюркоязычных племен на территорию Средней Азии начинается со второй половины VI в. н. э., когда отряды Тюркского каганата захватили после разгрома эфталитов власть в Среднеазиатском междуречье. С этого времени тюркоязычное племена играют все более заметную роль в этнической истории Средней Азии, в процессах этно - и глоттогенеза ( от греч. - язык ) на ее территории ( особенно в северных и северо - восточных, а затем и южных областях. Очень значительным был и тюркский вклад в характер среднеазиатского ремесла, среднеазиатского военного дела, воздействие на разные стороны быта, имело место взаимовлияние тюркской народной поэзии и эпоса и эпоса и литературы оседлых среднеазиатских народностей. Пришедшие в Среднюю Азию тюрки принимали активное участие в религиозной жизни и создании культурных ценностей.
11 * Следует также отметить, что благодаря тесным контактам и взаимодействию между местными этническими группами и тюркоязычными, появились новые явления в их языковой жизни : утрата своего языка, появление частичного или полного двуязычия и др. * Таким образом, тюркский этнический элемент в VII-VIII в. в. прочно входит в состав среднеазиатского общества. Так постепенно складывались предпосылки формирования тюркоязычной народности. * В XI-XII в. в. вновь значительно усиливается приток тюркоязычного населения в Среднюю Азию. В Мавераннахре и до этого времени жило немало тюрков, больше в Шаше и Фергане, меньше - в долинах рек Зеравшан и Кашкадарья. В VIII-I Х в. в. тюркские элементы особенно интенсивно проникали на территорию Ферганы и Шаша, отчего население сельских местностей этих областей и было раньше тюркизировано в языковом отношении, по сравнению с населением на территории Согда. Тюрки занимали важное место в административном аппарате Саманидского государства, в его армии ( гвардия тюркских галямов ) и т. п. Возникают тюркские династии ( например, Газневиды ). Но основная масса тюркских племен в Х в. находилась еще в Семиречье. Вместе с тем, во многих местах, особенно в городах, имелись еще и значительные остатки согдийского населения, осевшего здесь в связи с согдийской колонизацией V-VII в. в.
12 В конце Х - начале XI в. наблюдается новая волна вторжений и переселений тюркских племен, прежде всего тюрков Семиречья и Восточного Туркестана, в Среднюю Азию. С установлением власти Караханидов в Шаше, Фергане, Согде и др. областях Средней Азии сюда началось переселение массы тюркоязычных племен. Исследование письменных источников показывает, что в XI-XII в. в. тюркское население составило в Средней Азии не отдельные островки, а значительный пласт, особенно в северных и отчасти в южных областях страны, где он был ( или становился ) преобладающим. Получает распространение язык тюркского населения Караханидского государства, который лингвисты характеризуют как карлукско - уйгурский, постепенно вытесняя языки местного населения. Ранее говорилось об утрате своего языка и возникновении двуязычия у согдийцев. Огромные изменения в этнической жизни народов Средней Азии, происшедшие за период - с последних веков до нашей эры и рубежа нашей эры по XII в. включительно - позволяют сделать следующий вывод : в результате происходивших на протяжении тысячелетия почти беспрерывного проникновения в пределы Средней Азии тюркоязычных племен и тюркизации ираноязычного населения северных районов Средней Азии к X-XII в. в. на территории Мавераннахра сформировалась тюркоязычная народность, получившая впоследствии название узбеков. Так завершился второй этап этногенеза узбекского народа, когда сложился его второй этнический пласт, имеющий решающее значение в этом процессе.
13 Относительно происхождения и сущности термина " узбек " существуют различные мнения. Ряд исследователей ( Н. А. Аристов, А. Ю., Якубовский, П. П. Иванов, М. А. Чапличка, Х. Хукэм ) его происхождение как этнонима связывают с именем хана Золотой Орды Узбека ( г. г.) Но есть и противники этой точки зрения ( В. В. Григорьев, А. А. Семенов и др.). А. А. Семенов, например, считает, что термин " узбек " появился в Ок - орде и прилагался историками Ирана и Средней Азии XIV-XV в. в. ко всем тюрко - монгольским племенам Ок - орды, тогда как Узбек - хан был государем Кок - орды ( т. е. Золотой Орды ), и кочевники, впоследствии называемые узбеками, не находились под его властью. Однако эти аргументы страдают определенной неточностью, поскольку термин " узбек " в указанных источниках прилагался в равной степени и к кочевникам Золотой орды. Отсюда можно сделать следующие выводы : термин " узбек " как собирательное имя для всего тюркоязычного населения Дашт - и - Кипчака, включая Ок - орду и Золотую орду, появился в последней четверти XIII в. ( задолго до начала правления Узбек - хана ), и все попытки связать его происхождение с ханом Узбеком безосновательны ; часть тюркоязычных племен Дашт - и - Кипчака, переселившаяся в среднеазиатское Междуречье в самом начале XVI в., постепенно растворилась в местном тюркском населении и, составив одно из позднейших слагаемых в этногенезе узбекского народа, передала ему свое название ( имя ).
14 * Часть переселившихся на территорию среднеазиатского Междуречья дашти - кипчакских племен постепенно стала оседать ; места оседания племен нередко приобретали те же племенные названия, например, Кунграт, Мангыт, Кипчак и др. Позднее стали расставаться с кочевыми традициями пришедшие в Среднюю Азию отдельные представители кочевой аристократии, постепенно укреплявшие свое экономическое положение и политическую роль. Однако многие родоплеменные группы узбеков даштикипчакского происхождения ( сарай, найман, каучин, минг и др.), а по некоторым мнениям, даже основная масса прибывших с севера племен, продолжали еще долго ( вплоть до конца XIX- начала XX в. в.) вести полуоседлое хозяйство, сохранили родоплеменную структуру и некоторые особенности быта. Конечно, переселение новой большой массы тюкоязычных пелемен, принесших и имя народа, было важным событием, но принципиально новым, узловым моментом в истории узбекского народа оно не явилось. Дело в том, что пришедшие в Мавераннахр кочевники - узбеки были представлены по преимуществу теми же самыми племенами, что уже жили в Средней Азии ( хитаи, найманы, уйгуры, кипчаки, карлуки и др.). * Таким образом, мы охарактеризовали третий, узловой, этап в процессе этногенеза узбекского народа на основе древнейших и более поздних этнический пластов, который охватывает период XIII-XVI в. в.
16 Дальнейшие этническое развитие узбекского народа (XVII-XIX в. в.) протекало по нескольким направлениям : 1. Происходило постепенное изживание трайбалистического ( трайбализм - приверженность к культурно - бытовый, культовой и общественно - политической племенной обособленности ) характера расселения и социальной структуры с формированием территориальных единиц и связей ; развивались элементы этнической общности ; усиливался процесс этнической интеграции и консолидации более поздних компонентов узбекского народа с его древними и раннесредневековыми этническими пластами, издавна жившими на территории Узбекистана. Однако вплоть до начало XX в. Этот процесс не более завершен. 2. Параллельно ( часто под влиянием внутриполитических, социально - экономических и внешнеполитических факторов ) наблюдались процессы этнической диференциации и даже дезинтеграции внутри узбекской народности, что проявлялось в миграции некоторых ее территориальных этнических групп, стремлении к консервации племенного этнического самосознания, сохранении этнической обособленности, межплеменных противоречиях и распрях. 3. Еще одним их важным направлением были и ассимиляционные процессы в этнически смешанных районах. Так, например, в широких масштабах происходила узбекизация некоторых групп таджиков, туркмен, каракалпаков, арабов - через различные формы двуязычия ( от частичного до полного ), и наоборот,- таджикизация некоторых узбекских племен.
17 * Все эти сложные, не однородные и противоречивые тенденции, которые мы охарактеризовали, в целом приводили к нивелированию составных компонентов и консолидации ( в этническом отношении ) узбекского народа. Итак, как вытекает из содержания, в процессе этногенза узбекского народа можно условно выделить четыре этапа : * I этап - с древнейших времен (IV-III тыс. до н. э.) до II-I в. в. до н. э.- рубежа н. э. В ходе данного этапа сформировался древнейший этнический пласт узбекского народа ( саки, бактрийцы, согдийцы, хорезмийцы, ферганцы, шашцы и др.). * II этап - со II-I в. в. до н. э.- рубежа нашей эры до XIII в. На этом этапе сложился второй этнический пласт узбекского народа - тюркоязычные племена, непрерывно, на протяжении тысячелетия, проникавшие в Среднюю Азию. В результате этого произошла тюркизация местного ираноязычного населения и сформировалась тюркоязычная народность, впоследствие получившая название узбеков. * III этап - с XIII по XVI в. в., когда завершилось в основном формирование узбекской народности, в которую в качестве последнего составного этнического компонента вошли тюркоязычные племена Дашт - и - Кипчака, передавшие ей свое имя. * IV этап - с XVII до середины XIX в., когда происходил процесс дальнейшей этнической консолидации узбекского народа, формирования общего этнического сознания, образования единой этнической общности.
18 Все эти сложные, не однородные и противоречивые тенденции, которые мы охарактеризовали, в целом приводили к нивелированию составных компонентов и консолидации ( в этническом отношении ) узбекского народа. Итак, как вытекает из содержания, в процессе этногенза узбекского народа можно условно выделить четыре этапа : I этап - с древнейших времен (IV-III тыс. до н. э.) до II-I в. в. до н. э.- рубежа н. эры. В ходе данного этапа сформировался древнейший этнический пласт узбекского народа ( саки, бактрийцы, согдийцы, хорезмийцы, ферганцы, шашцы и др.). II этап - со II-I в. в. до н. э.- рубежа нашей эры до XIII в. На этом этапе сложился второй этнический пласт узбекского народа - тюркоязычные племена, непрерывно, на протяжении тысячелетия, проникавшие в Среднюю Азию. В результате этого произошла тюркизация местного ираноязычного населения и сформировалась тюркоязычная народность, впоследствие получившая название узбеков. III этап - с XIII по XVI в. в., когда завершилось в основном формирование узбекской народности, в которую в качестве последнего составного этнического компонента вошли тюркоязычные племена Дашт - и - Кипчака, передавшие ей свое имя. IV этап - с XVII до середины XIX в., когда происходил процесс дальнейшей этнической консолидации узбекского народа, формирования общего этнического сознания, образования единой этнической общности.
19 * Вместе с тем, следует отметить, что целенаправленное изучения процессов этногенеза и этнической истории узбекского народа еще далеко от завершения ; требуются дальнейшие комплексные исследования этих важнейших и сложнейших проблем исторической науки. Особую актуальность они приобретают в современных условиях - в годы независимости, поскольку, как подчеркивал Президент Узбекистана И. А. Каримов, кое - где в Средней Азии " еще наблюдается опережение регионального самосознания над национальным ", что приводит к таким опасным явлениям, как клановость, местничество. Поэтому важно помнить, что " в мире одна узбекская нация, нет национальных различий между хозермийцем, ферганцем, сурхандарьинцем - все они узбеки " * Глубокой тревогой и озабоченностью проникнуты слова Президента : " Самое опасное заблуждение состоит в возведении в абсолют тех или иных территориальных отличий. Не региональные самосознание должно определять национальную самоидентификацию индивида : человек должен чувствовать себя, прежде всего гражданином Узбекистана, а затем уже хорезмийцем, самаркандцем или жителем Ферганской долины. Это ни чуть не умаляет ценности и значимости " малый родины " каждого из нас, местности, края, где человек родился и вырос, самобытности ее жизненного уклада и системы ценностей. Однако следует помнить, что гипертрофированный локальный патриотизм, его агрессивная наступательность препятствуют консолидации нации, неизбежно ведут к внутреннему сепаратизму и культурной изоляции "
20 * И в этом смысле огромную роль должна сыграть национальная идеология, которая, по сути, является духовным обеспечением реформ, поскольку позволяет объединить всех людей вокруг общей цели - построения государства с великим будущим, чтобы каждый гражданин Узбекистана ощутил свою сопричастность к целям общества, страны. " Национальная идеология - знамя, объединяющее нацию ", она способна обеспечить приоритет высших интересов и целей народа, государства, помочь занять ему достойное место в мировом сообществе.
21 УЗБЕКИСТАН СЕГОДНЯ – ЭТО... * Государственный суверенитет Узбекистана признали 165 стран мира. * Дипломатические отношения установлены со 120 странами. * В Ташкенте, столице Республики Узбекистан, открыли свои посольства 43 страны, в том числе, такие как США, Франция, ФРГ, Италия, Китай, Япония, Великобритания, Израиль, Турция. * Республика Узбекистан Является полноправным субъектом международного права. * 2 марта 1992 года Узбекистан был принят в Организацию Объединенных Наций.
22 Ш. М. Мирзиёев « Обеспечение верховенства закона и интересов человека – гарантия развития страны и благополучие народа » Каримов И. А. Родина священна для каждого, Узбекистон, Ташкент – Каримов И. А. Наша цель : Свободная и процветающая родина, Узбекистон, Ташкент – Абдунабиев А. Г., Мандральская Н. В., Юсупова Г. В., учебно - методическое пособие « Этническое формирование Узбекского народа », Узбекское агентство почты и телекоммуникаций, Ташкент – История Узбекской ССР, том I – с древнейших времен до середины XIX века, Институт истории и археологии АН РУзССР, Издательство ФАН, Ташкент – Сагдуллаев А. С., Костецкий В. А., Норкулов Н. К. « История Узбекистана » учебник 6- го класса, ИПК « Шарк », Ташкент – 1998.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2025 MyShared Inc.
All rights reserved.