Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемОльгя Вавилова
1 «Оттепель» в духовной жизни. СССР в 1953 – 1964 гг.
2 «Оттепель» ( гг.) И.Эренбург в повести «Оттепель» назвал этот период «оттепелью», наступившей после долгой и суровой сталинской зимы. Период «оттепели» характеризовался смягчением политического режима, началом процесса реабилитации жертв массовых репрессий 1930-х – начала 1950-х гг., расширением прав и свобод граждан, некоторым ослаблением идеологического контроля в области культуры и науки.
3 Хрущевская «оттепель» конца 50-х-начала 60-х годов - это не весна, в том значении, как мы понимаем, но это надежды на весенние перемены в стране. Поколение молодых людей стали называть шестидесятниками. Термин впервые появился в заглавии опубликованной статьи С. Рассадина в декабре 1960 г. в журнале «Юность» о молодых писателях, их героях и читателях. Шестидесятников объединяло обостренное чувство ответственности за судьбу страны и убежденность в возможности обновления советской политической системы. «Оттепель» ( гг.)
4 Оттепель проявилась не только в снятии наиболее жестких ограничений на деятелей культуры, но и в постепенном возобновлении культурных связей с зарубежными странами г. – в Москве прошел Всемирный фестиваль молодежи и студентов, положивший начало регулярным контактам советской молодежи с зарубежными сверстниками. «Оттепель» ( гг.)
5 В 1957 г. после международного фестиваля молодежи на улицах появились стиляги – молодежь, одетая по западной моде. Власть пыталась держать эти процессы под контролем. Стиляг осуждали и высмеивали.
6 «Оттепель» ( гг.) Советский читатель заново открыл для себя многих авторов, имена которых замалчивались в е гг. : заново вошли в литературу С.А. Есенин, М.И. Цветаева, А.А. Ахматова А.А. Ахматова М.И. Цветаева С.А. Есенин
7 «Оттепель» ( гг.) Характерной чертой эпохи стал массовый интерес к поэзии. В это время появилась целая плеяда замечательных поэтов – «шестидесятников»: Е. А. Евтушенко, А.А. Вознесенский, Б.А. Ахмадулина, Р.И. Рождественский. Р. РождественскийА. Вознесенский Б. АхмадулинаЕ. Евтушенко
8 «Оттепель» ( гг.) Широкую популярность обрел жанр авторской песни, в которой автором текста, музыки и исполнителем являлся, как правило, один человек. А.А. Галич, Б.Ш. Окуджава, В. С. Высоцкий – настоящие властители дум молодежи х гг. Б. Окуджава В. Высоцкий А. Галич
9 «Оттепель» ( гг.) Особым духом творческих исканий проникнута литература писателей – «шестидесятников»: Д.А. Гранина «Иду на грозу», Ю.П. Германа «Дорогой мой человек», писателя – фантаста И.А. Ефремова «Туманность Андромеды». И. Ефремов Ю. Герман Д. Гранин
10 «Оттепель» ( гг.) Важную роль в литературной жизни 1960-х гг. играли литературные журналы г. – вышел первый номер журнала «Юность». Особую популярность среди читателей обрел журнал «Новый мир», главный редактор А.Т. Твардовский А. Твардовский
11 «Оттепель» ( гг.) В произведениях, посвященных Великой Отечественной войне, героически возвышенные образы сменяются изображением тяжести военных будней. Новую правду о войне раскрывали в своих произведениях Ю.В. Бондарев «Батальоны просят огня», М. А. Шолохов «Судьба человека», К. М. Симонов «Живые и мертвые». М. ШолоховЮ. Бондарев К. Симонов
12 «Оттепель» ( гг.) Большим событием стала публикация в 1962 г. на страницах журнала «Новый мир» повести А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», где автор на основании собственного лагерного опыта размышлял о жертвах сталинских репрессий. А.И. Солженицын
13 «Оттепель» ( гг.) Лучшие фильмы первых лет «оттепели» также показывают «человеческое лицо» войны: «Летят журавли» по пьесе В. Розова «Вечно живые», режиссер М.К. Калатозов. М. Калатозов
14 «Оттепель» ( гг.) «Баллада о солдате», режиссер Г.Н. Чухрай.
15 «Оттепель» ( гг.) «Судьба человека» по повести М. А. Шолохова, режиссер С.Ф. Бондарчук.
16 «Оттепель» ( гг.) Однако внимание властей к литературно- художественному процессу как зеркалу общественных настроений не ослабевало. Цензура тщательно отыскивала и уничтожала любые проявления инакомыслия. Так рукопись романа В.С. Гроссмана «Жизнь и судьба», о судьбе, жертвах и трагедии ввергнутого в войну народа, была изъята у автора органами госбезопасности. По сохранившимся в списках двум экземплярам роман был опубликован в СССР только в годы перестройки.
17 «Оттепель» ( гг.) В. Гроссман
18 «Оттепель» ( гг.) В конце 1950-х гг. возник литературный самиздат. Так назывались ходившие в списках в виде машинописных, рукописных или фотокопий издания не прошедших цензуру произведений переводных иностранных и отечественных авторов. В самиздатовских копиях распространялись стихи М.И. Цветаевой, А.А. Ахматовой, Н. С. Гумилева, молодых современных поэтов.
19 «Оттепель» ( гг.) Другим источником знакомства с неподцензурным творчеством стал «тамиздат» - печатавшиеся за границей произведения отечественных авторов, возвращавшиеся затем окольными путями на родину к своему читателю. Так произошло с романом Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго», который с 1958 г. распространялся в самиздатовских списках в узком кругу заинтересованных читателей.
20 «Доктор Живаго» В СССР роман готовили к публикации в «Новом мире», но книгу запретили как «проникнутую духом неприятия социалистической революции». В центре внимания – судьбы интеллигенции в вихре событий революций и Гражданской войны. После присуждения Б.Л. Пастернаку в 1958 г. Нобелевской премии по литературе в СССР развернулась кампания по травле писателя. Пастернак был исключен из Союза писателей СССР. Писатель категорически отверг требования властей покинуть страну, но был вынужден отказаться от премии. Конфликт губительным образом сказался на здоровье писателя – 30 мая 1960 г. его не стало.
21 «Оттепель» ( гг.) «Я пропал, как зверь в загоне, Где-то воля, люди, свет. А за мною шум погони, Мне наружу хода нет… Что ж посмел я намаракать, Пакостник я и злодей? Я весь мир заставил плакать Над красой земли моей» Б. Пастернак
22 «Оттепель» ( гг.) Процессы обновления затронули и изобразительное искусство. Шестидесятые годы – время становления так называемого «сурового стиля» в советской живописи. В полотнах Д. Д. Жилинского «Молодые скульпторы», В.Е. Попкова «Строители Братской ГЭС» реальность предстает без обычной в е гг. лакировки, нарочитой праздничности и парадности.
23 «Оттепель» ( гг.) Д.Д. Жилинский Молодые скульпторы В.Е. Попков Строители Братской ГЭС
24 «Оттепель» ( гг.) Скульпторы работают над созданием мемориальных комплексов, посвященных Великой Отечественной войне. В 1960-е гг. были возведены памятник – ансамбль героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане ( гг., скульптор Е.В. Вучетич), Мемориал на Пискаревском кладбище в Ленинграде (1960 г., скульпторы В.В. Исаева, Р.К. Таурит).
25 Памятник – ансамбль героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане ( гг., скульптор Е.В. Вучетич),
26 Мемориал на Пискаревском кладбище в Ленинграде (1960 г., скульпторы В.В. Исаева, Р.К. Таурит).
27 «Оттепель» ( гг.) Власть искала новые приемы воздействия на интеллигенцию. С 1957 г. стали регулярными встречи руководителей ЦК КПСС с деятелями искусства и литературы. На этих встречах подвергалось «зубодробительной» критике все, что не вписывалось в официальную идеологию режима. Заодно отрицалось и все, что было лично не понятно самому Хрущеву. Личные вкусы руководителя страны вновь приобрели характер официальных оценок.
28 Выставка в Манеже в 1962 г. В 1962 г. Н.С. Хрущев посетил выставку московских художников-авангардистов в Манеже. Авангардная живопись и скульптура вызвали у первого секретаря ЦК КПСС резко отрицательную реакцию. Жесткая критика за «формализм» и «безыдейность», развернувшаяся в печати после скандала на выставке в Манеже, загнала этих художников в «подполье» - на квартиры (отсюда появился феномен «квартирных выставок» и название «другого искусства» - андеграунд от англ.Underground – подземелье). Скульптор Э. Неизвестный покинул страну.
29 Выставка в Манеже в 1962 г.
30 «Оттепель» ( гг.) Э. Неизвестный
31 Противоречия «оттепели» «Оттепель»«Предел оттепели» Начало демократизации, обновление духовной жизни страны, появление новых произведений, свобода творчества. Стремление поставить духовную жизнь общества на службу командно-административной системе. Контроль со стороны компартии, новые формы воздействия: специальными постановлениями ЦК установлены пределы «свободы творчества», регулярные встречи руководителей ЦК с деятелями культуры.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.