Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемДжона Доу
1 Утопическо-социалистическое направление эпохи Возрождения XV – XVII вв.
2 Утопическо-социалистическое направление искало идеально- фантастические формы построения общества и государства, основанные на отсутствии частной собственности и всеобщем уравнении, тотальном регулировании со стороны государственной власти. Идеи социалистов-утопистов, выдвинутые в эпоху Возрождения, были ответом на имевшую место социальную несправедливость и имели много сторонников среди желающих изменить мир как в эпоху Возрождения, так и в будущем. Наибольший вклад в развитие теории утопического социализма внесли Томас Мор и Томмазо Кампанелла.
3 Томас Мор (1478 – 1535) Творчество Мора является ярким выражением гуманистического нравственного идеала, учением о достоинстве человека и его свободе. В своем главном произведении «Книжка поистине золотая и равно полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве государства и острове Утопия» он рассуждает о социальных и политических проблемах эпохи. Она написана в форме диалога, в котором принимаются и отвергаются официальные политические воззрения. В первой части работы дается критика английского общественного устройства, во второй представляются устройство и жизнь на вымышленном острове Утопия.
4 «Утопия» Общие положения Мор подвергает всесторонней критике язвы существующего общества и считает их причиной частную собственность. Трактат Мора был страстным протестом против всего социально-политического строя, основанного на частной собственности. «Где только есть частная собственность, где все мерят на деньги, там вряд ли когда-либо возможно правильное и успешное течение государственных дел». Именно частная собственность источник всех зол, бедствий в государстве. Сколько ни издавать законов в государстве, где есть частная собственность, они бессильны. Мор показывает, что современные ему законы защищают интересы богачей, что эти законы ничего общего со справедливостью не имеют. Общий вид острова Утопия (Из Базельского издания «Утопии» 1548 г.)
5 Если большинство предшественников Мора понимает коммунизм как общность предметов потребления, то Мор в центр внимания ставит общность производства. В Утопии труд носит обязательный характер. Все должны заниматься физическим трудом, от которого освобождаются лишь ученые и должностные лица на период исполнения ими общественных обязанностей. Все население Утопии занимается как ремесленным, так и земледельческим трудом. Так как здесь работают все, то при непродолжительном рабочем дне (6 часов) население, по мнению Мора, может быть обеспечено всем необходимым. Все произведенные продукты поступают в собственность общества (общественные склады) и затем равномерно распределяются между всеми жителями Утопии.
6 Политическое устройство, которое Мор считает идеальным, основано на всеобщем равенстве и свободе. Его политический идеал пронизан демократизмом. Все основные должностные лица избираются народом, отчитываются перед ними и должны действовать в интересах народа. Важные вопросы обсуждаются всеми жителями Утопии. Главная обязанность должностных лиц состоит в том, чтобы заниматься организацией хозяйственного процесса. У Мора должностные лица не привилегированное сословие, а слуги народа. Во главе государства стоит выборное лицо, которое называется князем, но которое фактически является президентом. Подобное общественное и политическое устройство ведет к высоким нравственным качествам населения Утопии. Вследствие этого в государстве незначительное число законов.
7 Ограниченность воззрений Мора, исходившего из современного ему низкого уровня техники, сказывается в том, что он ориентируется на ремесленный труд и в его «Утопии» для выполнения особо неприятных работ сохраняется рабство. Главной ячейкой общества является не кровнородственная семья, а «трудовая семья» (фактически – трудовой коллектив). Мужчины и женщины имеют равные права (как и равные обязанности). Жители верят в Бога, существует полная веротерпимость: в Утопии граждане свободно выбирают любую религию и никто не имеет права пытаться насильственно обращать другого в свою веру или унижать иноверца. Большинство верит в единого бога, называют его Митрою.
8 Таким образом, Мор не удовлетворялся поверхностным анализом периода начального накопления капитала, которое в Англии проходило весьма жестоко, но стремился к выяснению социальных причин этого явления. Он считал, что они коренятся в частной собственности. Поэтому следует изменить общественные отношения, однако это нельзя сделать лишь законодательным путем. Идеалом, который он конкретно демонстрирует на примере отношений на острове Утопия, были общественная собственность, высокоорганизованное производство, целесообразное руководство, гарантирующее справедливое и равное распределение общественного богатства. Все люди должны иметь право и обязаны работать и т. д. Томас Мор был одним из основателей утопического социализма. Свои представления о новом обществе он не считал фантазией, хотя и осознавал возможные трудности при их реализации Он полагал, что при помощи образованного правителя его идеи можно реализовать в ближайшем будущем. В этом также проявлялась иллюзорность, неосуществимость его учения, и оно входит в историю мышления как «утопическое».
9 Томмазо Кампанелла ( ) Идеи утопического социализма в Италии развил Томмазо Кампанелла мыслитель и борец за освобождение Италии от иноземного ига. Автор труда «Город Солнца». Следуя за Мором, произведение которого было хорошо ему известно, он приходит к выводу, что причиной всех зол в обществе является частная собственность. Идеальный общественно- политический строй, отвечающий интересам трудящихся, это строй, основанный на общественной собственности.
10 «Город Солнца» Основные положения В Городе Солнца ликвидирована частная собственность, средства производства принадлежат всему обществу. Каждый гражданин Города Солнца обязан трудиться, труд носит всеобщий и обязательный характер, признается почетным и благородным делом. В связи с тем, что производительным трудом занято все население, рабочий день сокращен до четырех часов. Потребление, как и производство, носит общественный характер, хотя здесь Кампанелла стоит позади Мора, вводя общую собственность даже на предметы одежды и личного обихода. В государстве Солнца существует разделение труда. Важнейшее его проявление отделение труда умственного от физического. В Городе Солнца установлено равенство мужчин и женщин, имеет место демократическая организация государственной власти. Труд совмещается с одновременным обучением. Большое внимание уделяется воспитанию – с рождения ребенок забирается от родителей и воспитывается в специальных школах, где обучается наукам и приучается к коллективной жизни, другим правилам поведения Города Солнца.
11 Жизнь соляриев регламентирована до мельчайших подробностей, от подъема до отхода ко сну. Солярии все делают вместе: ходят с работы и на работу, трудятся, едят, отдыхают, поют песни. Во главе Города Солнца стоит пожизненный правитель (избираемый соляриями) – Метафизик, владеющий всеми знаниями своей эпохи и всеми профессиями. В условиях умножавшейся специализации научного знания Метафизик олицетворяет его высшее единство. Глава государства не гнушается и ремесленным трудом. Но управлять Государством Солнца в одиночку и он не в состоянии. Метафизик опирается прежде всего на трех главных помощников, реализующих три основных принципа бытия, на Мощь, Мудрость и Любовь. Мощь руководит военным делом, Мудрость науками, а Любовь питанием, деторождением и воспитанием. Каждый из них опирается на еще более узких специалистов. Всех начальствующих в городе Солнца лишь сорок человек. Иерархия четырехступенчатого соподчинения целиком определяется их способностями и познаниями. Дважды в месяц в государстве Солнца собирается Большой совет народное собрание, которое может сменять правящих лиц, за исключением высшей четверки Метафизика и трех его помощников. Но и они обязаны уступить свои руководящие места, как только появляются лица, превосходящие их своими способностями и познаниями.
12 Утопические черты в учении Кампанеллы, черты грубой уравнительности и аскетизма были характерны для того времени. Однако эти черты не могут умалить большого значения «Города Солнца», в котором Кампанелла на заре капиталистического общества увидел отдаленные очертания общества, свободного от угнетателей. В трудах Мора и Кампанеллы не говорится о путях преобразования существующего общественно-политического строя в идеальное государство, основанное на общественной собственности и действующее в интересах народа. Однако, несмотря на историческую ограниченность социалистических утопий этих мыслителей, в их произведениях нашли яркое выражение мечты народных низов о лучшем будущем.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.