Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемДария Курышева
1 Классическая (административная) школа управления Выполнила студентка группы БМО-42 Курышева Дария Андреевна
2 Становление управления как научной дисциплины происходило эволюционным путем. Четко различимые школы управленческой мысли получили развитие в первой половине XX в. Хронологически они могут быть представлены в следующем порядке: школа научного управления ( гг.); классическая (административная) школа управления ( гг.); школа человеческих отношений и поведенческих наук ( гг.); школа количественных методов (с 1950 г.).
3 Административная школа управления Она преследовала такие цели, как повышение эффективности больших групп людей и создание универсальных принципов управления, затрагивавших два основных аспекта: разработку рациональной структуры организации; построение на ее основе рациональной системы управления персоналом бюрократической модели.
4 Родоначальником этой школы считается Анри Файоль ( ), французский горный инженер, выдающийся менеджер-практик, один из основоположников теории управления.
5 В отличие от школы научного управления представители классической школы рассматривали организацию в целом и занялись разработкой подходов к совершенствованию управления с позиций организационной целостности. Классическую школу часто называют административной именно потому, что ее представители занимали высокие административные должности в различных организациях. Так, Файоль на протяжении 30 лет ( гг.) был управляющим большого французского горнодобывающего и металлургического концерна "Комамбо". Когда он принял руководство, концерн находился на грани краха. К моменту выхода Файоля в отставку (1918 г.) концерн превратился в одно из крупнейших, эффективно работающих предприятий, что способствовало укреплению обороноспособности Франции во время Первой мировой войны.
6 Файоль ставил во главу угла непосредственно процесс управления, который он рассматривал как функцию администрирования, предназначенную для оказания помощи административному персоналу в достижении целей организации. Концептуальный базис исследований Файоля выделяет в любом предприятии два организма: материальный и социальный. Первый включает сам труд, средства труда и предметы труда в их совокупности, под второй - отношения людей в процессе труда
7 Администрирование, по мнению А. Файоля, является основой управления, которое включает шесть основных групп операций управленческой деятельности: - техническую и технологическую (производство, изготовление, переработка); - коммерческую (закупка, продажа, обмен); - финансовую (привлечение капиталов и эффективное управление ими); - охранную (охрана собственности и физических лиц); - учетную (инвентаризация, балансовые ведомости, издержки производства, статистика); - административную (предвидение, организация, распорядительство, координирование и контроль).
8 Принципы управления Файоля 1. Разделение труда 1. Разделение труда подразумевает расширение специализации, что неизбежно приводит к повышению квалификации исполнителей, а следовательно, и к росту объемов производства и качества продукции. 2. Под властью и ответственностью 2. Под властью и ответственностью сотрудника понимается, что, реализуя свое право отдавать приказы и распоряжения, предоставлять и передавать полномочия, он одновременно принимает на себя ответственность. 3. Дисциплина 3. Дисциплина означает следование соглашениям, достигнутым между предприятием и наемными работниками. Дисциплина обеспечивается многими факторами, в том числе справедливыми санкциями. 4. Единоначалие 4. Единоначалие предполагает, что исполнитель, дабы не допускать конфликтов при выполнении распоряжений, должен подчиняться только одному начальнику. 5. Единство направления действий 5. Единство направления действий подразумевает, чтобы люди, занятые в одних сферах деятельности, подчинялись одним целям и действовали но единым планам.
9 6. Подчинение индивидуальных интересов общим 6. Подчинение индивидуальных интересов общим заключается в том, что менеджер должен обеспечить подчинение интересов работников интересам предприятия. Превалирование целей подчиненных нал целями предприятия недопустимо. 7. Вознаграждение персонала:7. Вознаграждение персонала: справедливая оплата за работу представляет собой важный стимул к труду (хотя Файоль подчеркивал, что совершенной системы стимулирования нет). 8. Централизация и децентрализация 8. Централизация и децентрализация - данный принцип заключается в обеспечении приемлемой пропорции между централизацией и децентрализацией, способной изменяться в зависимости от конкретных условий. Особую важность приобретает определение меры, которая может обеспечить наилучшие результаты. 9. Скалярная цепь 9. Скалярная цепь представляет собой иерархическую зависимость, а значит, и подчиненность руководителей предприятия различных уровней (сверху вниз). При этом должна соблюдаться необходимая приемлемость между количеством уровней управления и числом подчиненных одному руководителю. 10. Порядок 10. Порядок подразумевает соблюдение как материального, так и социального порядка. Первый из них сводит к минимуму потери рабочего времени и обеспечивает рациональное расходование материалов. Второй - эффективную организацию труда.
10 11. Принцип справедливости 11. Принцип справедливости должен сопровождать отношения между руководителями и сотрудниками. 12. Стабильность рабочего места персонала.12. Стабильность рабочего места персонала. Успех любой деятельности обусловлен наличием стабильных управленческих кадров. Посредственный, но постоянно работающий руководитель предпочтительнее талантливого менеджера, который не дорожит своим рабочим местом. 13. Принцип инициативы 13. Принцип инициативы означает, что всем сотрудникам организации должны предоставляться возможности для проявления активности, способности к поиску, самостоятельности. 14. Корпоративный дух 14. Корпоративный дух. Гармоничные отношения персонала организации формируют благоприятную корпоративную среду. Файоль писал: "Необходим настоящий талант, чтобы координировать усилия, поощрять увлеченность, использовать возможности каждого работника и награждать каждого но его заслугам без принуждения возможной зависти и нарушения гармоничных отношений".
11 Английский исследователь Л.Ф. Урвик автор примерно 40 работ и многочисленных статей по вопросам организации управления производством. Он внес значительный вклад в развитие классической школы управления. Особого внимания заслуживает его работа «Элементы администрации». Ряд лет Урвик был директором Международного института по управлению в Женеве, а затем вице-президентом Британского института управления.
12 Вслед за Файолем Урвик уделил большое внимание разработке основных функций администрирования. К ним он относил: планирование, организацию, укомплектование штата, руководство, координацию, отчетность и составление бюджета. Следует отметить, что указанные функции до сих пор используются в качестве основных в многочисленных исследованиях зарубежных авторов.
14 3. Сопоставимость прав и ответственности. Этот принцип говорит о том, что любой линейный руководитель должен иметь власть, соответствующую и равную ответственности. 4. Диапазон контроля. Урвику принадлежит формулировка принципа «диапазон контроля», под которым понимается количество лиц, которыми эффективно может управлять руководитель. Норма управляемости определялась им в количестве не более пяти шести человек. Диапазон контроля не может быть твердо установлен, так как зависит в каждом конкретном случае от индивидуальных качеств руководителя. 5. Специализация. Возможны три типа специализации управленческих работников: по признаку цели, операций, типу потребителя или географическому признаку. Однако в чистом виде подобное разделение весьма затруднительно, поэтому необходимо выбирать в каждом случае комплексный критерий. 6. Определенность. Определенности в деятельности организации можно добиться, если для каждой должности письменно определены права, обязанности, ответственность и взаимосвязи с другими работниками.
15 Сравнивая взгляды Урвика и Файоля, следует отметить, что Урвик глубже формулировал основные принципы построения формальной организации. Особое внимание Урвик уделял соотношению полномочий (прав) и ответственности. В отличие от Файоля, который рассматривал ответственность изолированно, Урвик отмечал, что обязанности должны соответствовать полномочиям (правам).
16 Джеймс Муни (1884–1957) – американский экономист, инженер, один из руководителей компании General Motors. Дж. Муни получил ученую степень в области бизнеса в Университете Нью- Йорка и затем защитил диссертацию на звание доктора технических наук в Технологическом институте Кейса. Он занимал важные посты в компаниях Remy Electric Company, GM Overseas и Willys Overland Motors. Был высококвалифицированным инженером и опытным топ- менеджером. Алан Рейли (1869–1947) – американский теоретик менеджмента, один из руководителей компании General Motors. Одним из первых всесторонне обосновал принцип делегирования ответственности.
17 Понятие организации В работах «Прогрессивная индустрия» и «Принципы организации» Дж. Муни и А. Рейли предложили общее определение понятия «организация». По их мнению, организация представляет собой одну из форм объединения людей для достижения общей цели. На основе анализа эволюции различных организационных форм, начиная со времен Римской империи и Средневековья и заканчивая предприятиями начала ХХ в., обобщения опыта построения правительственных структур и церковной иерархии они пришли к выводу, что для человечества характерна приверженность к организационной деятельности, в совместной деятельности люди достигают большего эффекта, нежели порознь. Поэтому организация – это универсальное явление: «Возраст организации равен возрасту человеческого общества»
18 Цели организации соотносятся у них с концепцией доктрины. С одной стороны, доктрина является почти синонимом понятия цели, так как отражает идею, философию и пр.: «Доктрина в своем первоначальном смысле означает просто определение цели». С другой – доктрина включает также процедуры достижения поставленной цели. Поэтому соавторы настаивают на том, чтобы доктрина (цель) была и необходимой, и легитимной. Дж. Муни и А. Рейли подчеркивают, что даже если каждый член организации знает общую цель и осознаёт предназначение организации, это осознание неодинаково на разных ступенях организационной структуры. Оно укрепляется по мере продвижения наверх и, наоборот, ослабевает на нижних ступенях иерархии. То есть достижение общей цели требует взаимопонимания всех членов организации. Дж. Муни и А. Рейли исходили из того, что управление – это искусство вдохновлять и направлять других людей. Поэтому главной обязанностью высшего руководства должно стать обеспечение таких условий, при которых предназначение организации осознаётся как можно большим числом ее членов. Таким образом, в рамках административной школы произошел переход от управления по заданию к управлению на основе формирования общих целей. Цели организации соотносятся у них с концепцией доктрины. С одной стороны, доктрина является почти синонимом понятия цели, так как отражает идею, философию и пр.: «Доктрина в своем первоначальном смысле означает просто определение цели». С другой – доктрина включает также процедуры достижения поставленной цели. Поэтому соавторы настаивают на том, чтобы доктрина (цель) была и необходимой, и легитимной. Дж. Муни и А. Рейли подчеркивают, что даже если каждый член организации знает общую цель и осознаёт предназначение организации, это осознание неодинаково на разных ступенях организационной структуры. Оно укрепляется по мере продвижения наверх и, наоборот, ослабевает на нижних ступенях иерархии. То есть достижение общей цели требует взаимопонимания всех членов организации. Дж. Муни и А. Рейли исходили из того, что управление – это искусство вдохновлять и направлять других людей. Поэтому главной обязанностью высшего руководства должно стать обеспечение таких условий, при которых предназначение организации осознаётся как можно большим числом ее членов. Таким образом, в рамках административной школы произошел переход от управления по заданию к управлению на основе формирования общих целей.
19 Принципы организации Дж. Муни и А. Рейли считали, что существуют свойства организации, которые проявляются во всех без исключения группах людей, и результативное управление возможно только на основе знания этих свойств. Они дополнили работу А. Файоля и сформулировали принципы построения эффективной структуры. 1. Принцип координации 1. Принцип координации В соответствии с подходом Дж. Муни и А. Рейли, координация выступает первым и самым важным принципом организации. В отличие от А. Файоля, у которого координация рассматривалась как отдельная самостоятельная функция, Дж. Муни и А. Рейли считали ее сущностью всех принципов. По их мнению, потенциально принцип координации содержит в себе все другие.
20 2. Принцип иерархии 2. Принцип иерархии («скалярный принцип»). При рассмотрении скалярного принципа Дж. Муни и А. Рейли высказывали идеи о необходимости делегирования полномочий. Отдельные полномочия начальник должен передоверять своим помощникам. В противном случае он обрекает себя на выполнение чрезмерно широкого круга обязанностей, даже малозначительных, что приводит к снижению общей эффективности его труда. 3. Принцип функциональности 3. Принцип функциональности Эффективная организация строится на строго формальных, логически связанных между собой и непротиворечивых принципах. Для формализации организационных принципов они воспользовались логическими законами, открытыми в 1929 г. немецким ученым Л. Ф. Андерсоном. В соответствии с его теорией, каждый принцип описывается через процесс и результат. В свою очередь, каждый процесс и результат тоже имеют свои собственные принцип, процесс и результат. С помощью такой логической системы Дж. Муни и А. Рейли представили основные положения своей организационной теории. Она представлена в следующей таблице
21 Основные положения организационной теории Дж. Муни и А. Рейли
22 4. Принцип линейного и штабного персонала. 4. Принцип линейного и штабного персонала. Представители линейного персонала связаны друг с другом отношениями «руководитель – подчиненный», в то время как штабные служащие выполняют обязанности консультантов и советников. Линейный персонал – это те, чьи позиции входят в состав основных иерархических вертикалей, в отличие от связанных с ними менее жестко штабистов. Штабные службы существуют как вспомогательные по отношению к линейному персоналу Таким образом, по мнению Дж. Муни и А. Рейли, следование этим принципам построения организации в той или иной степени прослеживается в структуре всех эффективных и стабильных организаций. Они были убеждены в том, что выведенные ими логическим путем принципы организации в своей универсальности подобны физическим законам
23 Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.