Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемсветлана туракова
1 Психическое здоровье. Основные понятия Выполнил студент: Туракова Светлана 502 гр
2 Понятие о психическом здоровье Психическое здоровье – важная составная часть здоровья человека. В первую очередь это обусловлено тем, что организм человека, в котором все элементы взаимосвязаны друг с другом и воздействуют друг на друга, в значительной степени находится под контролем нервной системы, поэтому психическое состояние сказывается на работе каждой из функциональных систем, а состояние последних, в свою очередь, сказывается на психике.
3 Психическое здоровье должно характеризоваться: 1. Отсутствием психических или психосоматических заболеваний. 2. Нормальным возрастным развитием психики. 3. Благоприятным (нормальным) функциональным состоянием.
4 Благоприятное психическое состояние рассматривается как комплекс характеристик и функций, соответствующих возрастной норме и обеспечивающих эффективное выполнение человеком задач, стоящих перед ним в различных сферах жизнедеятельности.
5 Для психики человека, особенно для развивающейся (у ребенка), характерна связь между меняющейся генетической программой с пластичной средой (особенно социальной). Поэтому норма психического здоровья определяется очень сложно, в основном качественно, и граница между болезнью и здоровьем в ряде случаев размыта. Вот почему пограничные состояния значительно более характерны для нервной системы, нежели для других органов и систем. Особенно значимо это при выполнении той или иной работы, сопровождаемой психическим напряжением. Это напряжение – та физиологическая «цена», которую организм платит за осуществление деятельности. Один и тот же уровень работоспособности у разных людей обеспечивается ценой неодинаковых усилий, что особенно заметно у детей.
6 Несомненным критерием психического здоровья является полноценность сна как важного компонента жизнедеятельности человека.
7 Одним из ведущих показателей функционального состояния психики является умственная работоспособность, которая интегрирует основные характеристики психики – восприятие, внимание, память и др. Высокий ее уровень – один из основных показателей психического здоровья и функционального состояния организма в целом. Снижение же умственной работоспособности является важным признаком ухудшения психического здоровья. Оно сопровождается увеличением числа ошибок (снижение внимания), трудностями сосредоточения на задаче (падение концентрации внимания), вялостью, апатией, потерей интереса к работе, учебе. Если снижение работоспособности сочетается с вегетативными изменениями (учащение или урежение пульса, усиление потоотделения и др.), головными болями, психосоматическими нарушениями (боли и ощущения дискомфорта в различных областях тела, в области желудка, не связанные с едой, в сердце и т. д.), подавленным состоянием, беспричинными страхами и т. д., то это может свидетельствовать об утомлении или переутомлении.
8 Понятие о неврозах Для здоровой психики характерно положительное эмоциональное состояние как устойчивый характер откликов на различные события, факты. Преобладающее эмоциональное состояние (радость, чувство тревоги, грусть и т. д.) – это настроение, тот эмоциональный фон, на котором идет жизнь человека со всеми ее компонентами. Именно эмоциональное состояние оказывает мощное влияние на психическое здоровье и является его надежным индикатором, поэтому негативное эмоциональное состояние – показатель ухудшения психического здоровья и здоровья в целом. Следствием же таких отрицательных эмоций (особенно подавляемых) являются неврозы.
9 Невроз, по И.П. Павлову, – это срыв высшей нервной деятельности. Невроз можно рассматривать как функциональную нервную болезнь, не подтвержденную структурными изменениями. То есть при неврозе нет органических нарушений, а нарушены мозговые процессы, связанные с обработкой информации, эмоциями, управлением нервными процессами. Следовательно, невроз при соответствующей терапии (преимущественно через нормализацию образа жизни) может быть устранен.
10 Выделяют три базовых формы невроза. Истерия чаще возникает у людей, близких к художественному типу ВНД, и проявляется в двигательно-опорных и вегетативных расстройствах. Психастения, или невроз навязчивых состояний, чаще развивается у людей мыслительного типа и проявляется в навязчивых идеях или страхах. У людей промежуточного типа возникают неврозы по типу неврастении, которая проявляется в снижении работоспособности, нарушениях сна, раздражительности и др.
11 Кроме классификации неврозов, приведенной выше, в практике используются и другие. Так, неврозы делят на общие и системные. К общим относятся астенический и истерический неврозы, неврозы страха, навязчивых состояний и др. Изсистемных чаще всего встречаются невротическое недержание мочи (энурез), заикание (логоневроз) и тики. К ним же нередко относят заболевания, в которых трудно выделить какой-то один ведущий синдром, – это так называемые недифференцированные неврозы.
12 Каждый вид невроза имеет свои характерные особенности: симптоматику, частоту встречаемости, преимущественное развитие у лиц с определенными психофизиологическими особенностями и т. п. Например, астенический невроз – это сочетание повышенной возбудимости и раздражительности с быстрым истощением активного внимания, быстрой утомляемостью и пониженным фоном настроения; истерический невроз – неосознаваемое стремление к сохранению болезненного состояния и пр.
13 В отношении неврозов следует выделить два важнейших обстоятельства: 1. Проявления невроза преимущественно определяются индивидуальными психофизиологическими особенностями человека, т. е. обусловлены наследственными предпосылками. 2. В конечном итоге непосредственной причиной любого невроза является несоответствие между выполняемой мозгом работой (степенью его напряжения) и условиями, обеспечивающими восстановление его состояния и работоспособности. Дело в том, что в процессе напряженной работы мозг как бы использует имеющиеся у него резервы, работает «в долг», и если в восстановительном периоде этот долг полностью возмещен, то проблем нет. Но если мозг работает в условиях постоянного напряжения, а адекватных условий восстановления резервов не происходит, то в этом случае и наступает невроз. Например, так бывает у студентов в период экзаменационной сессии, когда вместо ритмичного чередования нагрузки на мозг и отдыха студент ограничивает время сна, лишает себя свежего воздуха, движения и положительных эмоций.
14 Таким образом, вероятность срыва высшей нервной деятельности преимущественно определяется образом жизни человека и особенностями его психофизиологической организации. Поэтому неврозом заболевают не только люди низко адаптивные, слабые, неуверенные в себе, но и не умеющие правильно организовать свой образ жизни, живущие «вразнос»: как правило, о необходимости отдыха при таком напряженном режиме работы они знают, но вот именно сейчас, как им кажется, не время отдыхать.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.