Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемТоктохоева Цыпелма
1 Афазия Выполнила : Токтохоева Цыпелма Ринчинимаевна Гуппы 07941, курс 4 Проверила : Савиткина Ирина Владимировна Стар. пред. каф. психология детства Министерство образования и науки РФ ФГБОУ ВО «Бурятский государственный университет» Педагогический институт Кафедра психологии детства
2 Афазия полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга.
3 Причины афазии Нарушение мозгового кровообращения Нарушение мозгового кровообращения Черепно – мозговые травмы Черепно – мозговые травмы Опухоли головного мозга Опухоли головного мозга Инфекционные заболевания мозга Инфекционные заболевания мозга
4 Сложность речевого расстройства при афазии зависит от : Локализация поражения Локализация поражения Величина очага поражения Величина очага поражения Левшества Особенностей остаточных элементов речи Особенностей остаточных элементов речи
5 Сосудистых заболеваниях головного мозга Инсульт 1 Геморрагический инсульт Ишемический инсульт возможно появление симптомов амнестической афазии (забывание слов), появление персевераций, эхолалий; после мозгового инсульта нарушения речи выражены особенно резко; у 1/3 больных после инсульта (по исследованиям Бейн, Марковой) наблюдалась тотальная афазия, у остальных - преобладало нарушение импрессивной или экспрессивной речи; на первом этапе после инсульта избирательные нарушения речевой функции не стойкие, что затрудняет определение формы афазии.
7 Симптоматика афазии Речевая 1 Экспрессивная речь Импрессивная речь Письменная речь Внутренняя речь Психические процессы 2 У больных с афазией неустойчивое, быстро истощаемое внимание, часто наблюдаются расстройства памяти, сужение ее объема, нарушение прочности сохранения информации.
8 Расстройства двигательных функций 3 Наиболее часто у больных с афазией расстройства двигательной сферы проявляются в апраксии (расстройство произвольных целенаправленных движений). Оральная апраксия (нарушение произвольных движений губ, языка), ее частный случай - артикуляторная апраксия, которая может быть: кинетическая (трудности переключения от одной артикул эммы к другой, персеверации); кинестетическая (нарушение кинестетических ощущений артикуляционных движений, поиск артикуляции, соскальзывание с одной артикуляции на другую, замены звуков). 4 Нарушена сенсорная сфера различного рода агнозии (нарушения узнавания - зрительные, слуховые, тактильные и др.).
9 Классификация форм афазий А. Р. Лурия 1.акустико-гностическая сенсорная афазия 2.акустико-мнестическая афазия 3. семантическая афазия 4. афферентная моторная афазия 5. эфферентная моторная афазия 6. динамическая афазия
10 Акустико-гностическая сенсорная афазия Впервые описал немецкий психиатр Вернике Возникает при поражении задней трети верхней височной извилины левого полушария Нарушаетс я 22 поле Отличительной чертой этой формы афазии является нарушение понимания речи при восприятии ее на слух.
11 1. Наблюдается полная утрата понимания речи: чужая речь воспринимается как нечленораздельный поток звуков. 2. В связи с нарушением фонематического восприятия слышимой речи при акустико-гностической сенсорной афазии расстраивается слуховой контроль за своей речью. В результате этого в речи возникает множество литеральных и вербальных парафазии. 3. При чтении в речи появляется множество литеральных парафазии, возникает затруднение в нахождении места ударения в слове, в связи с чем осложняется и понимание прочитанного. Письменная речь в отличие от чтения нарушается в большей степени и находится в прямой зависимости от состояния фонематического слуха. 4. Грубые нарушения счета наблюдаются лишь на самом раннем этапе, так как счет требует проговаривания слов, входящих в счетные операции.
12 АКУСТИКО-МНЕСТИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ А. Р. Лурия, 1969, Л. С. Цветкова, 1975 Возникает при поражении средних и задних отделов височной области Нарушаетс я поля 21 и 37 В ее основе лежит снижение слухоречевой памяти, которое вызвано повышенной тормозностью слуховых следов.
13 1. нарушение речевой памяти является основным дефектом, так как оказываются сохранными фонематический слух, артикуляторная сторона речи. 2. экспрессивная речь характеризуется трудностями подбора слов, необходимых для организации высказывания. 3. в письменной речи больше, чем в устной, выступают явления экспрессивного аграмматизма, т. е. смешение предлогов, а также флексий глаголов, существительных и местоимений, главным образом, в роде и числе. Возникают значительные трудности в понимании читаемого текста. Это объясняется тем, что печатный текст состоит из предложений значительной длины, и тем, что удержание в памяти читаемого текста тоже требует сохранности слухоречевой памяти.
14 АМНЕСТИКО-СЕМАНТИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ Возникает при поражении теменно- затылочной области доминантного по речи полушария Наруша ется поле 39 Наблюдаются специфические амнестические трудности при поисках нужного слова или произвольном назывании предмета, когда больные при трудностях нахождения лексической парадигмы обращаются к описанию функций и качеств этого предмета синтагматическими средствами, т. е. не заменяют одно слово другим (вербальные парафразии), а заменяют слово целой фразой
15 1. Нарушение понимания сложных смысловых и грамматических взаимоотношений слов, выраженных предлогами и флексиями, получило название импрессивного аграмматизма. 2. Экспрессивная речь при семантической афазии отличается сохранностью артикуляторной стороны речи. Однако могут отмечаться выраженные амнестические трудности, в подсказке первого слога или звука слова помогает больному. Письменная речь отличается бедностью, стереотипностью синтаксических форм, в ней мало сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, сокращается употребление прилагательных. 3. Наблюдаются грубые нарушения счетных операций.
16 АФФЕРЕНТНАЯ КИНЕСТЕТИЧЕСКАЯ МОТОРНАЯ АФАЗИЯ Возникает при поражении вторичных зон постцентральных и нижнетеменных отделов коры головного мозга Нарушаетс я поля 7, Выраженная апраксия артикуляционного аппарата может привести к полному отсутствию спонтанной речи. 2. Нарушение дифференцированного выбора способа артикуляций и симультанным синтезом звуковых и слоговых комплексов, входящих в слово. 1. специфические особенности нарушения понимания, заключаются во вторичных нарушениях фонематического слуха. 2. Наблюдается конструктивно-пространственная апраксия, а при втором варианте и пространственная дезориентированность. Последняя усугубляет представление о плохом понимании больным речи 3. Нарушения чтения и письма зависит от тяжести апраксии артикуляционного аппарата.
17 ЭФФЕРЕНТНАЯ МОТОРНАЯ АФАЗИЯ Возникает при поражении передних ветвей левой средней мозговой артерии Нарушаетс я поля 44, 45 Патологическая инертность речевых стереотипов, трудности в переключения с одного артикуляторного акта на другой: элизии, персеверации, контаминации, повторы
18 1. При грубой эфферентной моторной афазии на раннем этапе после нарушения мозгового кровообращения может полностью отсутствовать собственная речь. Апраксии артикуляционного аппарата проявляется в утрате способности повторить серию звуков или слогов. Вследствие инертности артикулирования отдельных слов могут наблюдаться контаминации, обусловленные переносами слога предыдущего слова: «стожка» (стол, ложка). При спонтанном восстановлении речи и общении нередко формируется выраженный экспрессивный аграмматизм При третьем варианте выявляется крайняя инертность в выборе слов, в высказывании отмечаются длительные паузы, персеверации, вербальные парафразии, произнесение слов становится растянутым. 2. Нарушение чтения и письма. При эфферентной моторной афазии наблюдается выраженная аграфия: запись слова или фразы возможна лишь при проговаривании слов по слогам. 3. В основе расстройства понимания лежит инертность протекания всех видов речевой деятельности, нарушения так называемого «чувства языка» и предикативной функции внутренней речи.
19 ДИНАМИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ Возникает при поражении заднелобных отделов левого доминантного по речи полушария Трудности, а иногда и полная невозможность активного развертывания высказывания. Нарушение внутреннего программирования высказывания, проявляющегося в трудностях его планирования при составлении отдельных фраз. 1. Выявляется глубокое нарушение порождения сложных мотивов, замыслов и программ поведения. Диалогическая речь грубо нарушена и характеризуется эхолалическим повторением вопросов. 2. Чтение и письмо остаются сохранными и служат задаче восстановления плана высказывания. 3. Элементарный остается сохранным даже при грубом распаде экспрессивной речи.
20 Дифференциальная диагностика афазий Афазию следует отличать от других нарушений. алалия речь еще не сформирована афазия происходит утрата уже имеющейся речи дислалия произношение звуков афазия и смысловая сторона речи
21 3 3 дизартрия имеются грубые нарушения артикуляционного аппарата афазия при афазии их нет. 4 4 УО снижение интеллекта первично афазия снижение интеллекта происходит как вторичное проявление
22 Исследование высших корковых функций при афазии проводится по следующей схеме: 1. Исследование общей способности к речевой коммуникации 2. Исследование понимания речи. 3. Исследование экспрессивной речи 4. Исследование чтения, письма и счета. 5. Исследование орального, пространственного и динамического праксиса. 6. Исследование акустического и оптического гнозиса. 7. Тесты на левшество и правшество
23 КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ АФАЗИИ 1. После завершения обследования больного, логопед определяет, какая область второго или третьего «функционального блока» мозга больного пострадала в результате инсульта или травмы, какие области мозга больного сохранены 2. Выбор приемов коррекционно-педагогической работы зависит от этапа, или стадии восстановления речевых функций. 3. Коррекционно-педагогическая система занятий предполагает такой выбор приемов работы, который позволил бы либо восстановить первично нарушенную предпосылку (при ее неполной поломке), либо реорганизовать сохранные звенья речевой функции. 4. Независимо от того, какая первичная нейропсихологическая предпосылка оказывается нарушенной, при любой форме афазии ведется работа над всеми сторонами речи: над экспрессивной речью, пониманием, письмом и чтением. 5. При всех формах афазии восстанавливается коммуникативная функция речи, развивается самоконтроль за ней.
24 6. При всех формах афазии ведется работа над восстановлением словесных понятий, включением их в различные словосочетания. 7. В работе используются развернутые внешние опоры и постепенная их интериоризация по мере перестройки и автоматизации нарушенной функции. 8. Динамика восстановления нарушенных речевых функций зависит от места и объема очага поражения, от формы афазии, сроков начала восстановительного обучения и преморбидного уровня больного.
25 КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПРИ АКУСТИКО-ГНОСТИЧЕСКОЙ СЕНСОРНОЙ АФАЗИИ При коррекционной работе опираются на сохранные анализаторы и сохранные функции головного мозга. Задачи коррекционной работы : 1. Восстановление фонематического слуха 2. …вторично нарушенной экспрессивной речи 3. …навыков письма и чтения
26 Восстановление фонематического восприятия осуществляется в несколько этапов.
27 КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПРИ АКУСТИКО-МНЕСТИЧЕСКОЙ АФАЗИИ Задачи коррекционной работы : 1. Преодоление нарушений слухоречевой памяти 2. Восстановление зрительных представлений о существенных признаках предмета 3. Преодоление амнестических трудностей 4. Преодоление элементов экспрессивного аграмматизма
28 Приемы восстановления речи при акустико – мнестической афазии 1. Показ предметов объединенных одним смыслом 2. Повтор серий слов (предметы, действия, качества и т.д.) 3. Конструирование предметов из элементов 4. Послоговое прослушивание и повторение сложных по слоговой структуре слов 5. Понимание многозначности слова 6. Составление письменных текстов
29 КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПРИ СЕМАНТИЧЕСКОЙ АФАЗИИ Задачи коррекционной работы : 1. Преодоление трудностей нахождения названия предметов 2. Расширение лексического и синтаксического состава речи 3. Преодоление импрессивного аграмматизма Эта работа опирается на сохранные анализаторы и сохранные функции головного мозга. Коррекционно-педагогическая помощь начинается с развития конструктивно-пространственной деятельности. Больным предлагаются упражнения, развивающие зрительный анализ различных геометрических фигур, орнаментов; упражнения, помогающие восстановить ориентирование в частях света, на географических картах. Работа по преодолению импрессивного аграмматизма начинается с того, что уточняются значения предлогов, наречий. При этом используются различные схемы.
30 1. Уточнение значений отдельных предлогов и наречий, усвоение схемы предлогов с перемещением точки; 2. Сравнение описаний высоты, длины,логико – грамматических конструкций 3. Уточнение разрядов входящий в число 4. Устное описание элементов букв для преодоления оптической алексии и аграфии Приемы коррекционной работы при семантической афазии
31 КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПРИ АФФЕРЕНТНОЙ МОТОРНОЙ АФАЗИИ 1. Преодоление нарушений кинестетического артикуляционного праксиса 2. …аграфии и алексии Задачи коррекционной работы : 3. Развитие вторичных нарушений понимания речи 4. Восстановление развернутого устного и письменного высказывания
32 Приемы коррекционной работы при афферентной моторной афазии
33 КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПРИ ЭФФЕРЕНТНОЙ МОТОРНОЙ АФАЗИИ Задачи коррекционной работы : 1 Преодоление патологической инертности в звене порождения слоговой структуры слова Восстановление чувства языка 2 Преодоление инертности выбора слов Преодоление аграмматизма 3 Восстановление структуры устного и письменного высказывания Преодоление алексии и аграфии
34 Приемы восстановления речи при эфферентной моторной афазии
35 КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПРИ ДИНАМИЧЕСКОЙ АФАЗИИ Задачи коррекционной работы :
36 Приемы коррекционной работы при динамической афазии
37 Выводы и проблемы При восстановлении речи у больных с афазией необходимы предварительная неречевая работа с ними, использование обходных путей для решения задач коррекционно-педагогической работы. В связи с системным характером афазических расстройств работа ведется над всеми сторонами речи с учетом специфики нарушения каждой речевой функции при разных формах афазии. В процессе восстановительного обучения при афазии ставится конкретная перспективная цель и работа ведется поэтапно в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями больного Программы восстановления речи при разных формах афазии носят дифференцированный характер, но на раннем этапе после инсульта при ряде форм афазии для преодоления вторично нарушенной смысловой стороны речи используются близкие по характеру методические приемы. Одной из важных проблем афазиологии является изучение вариантов разных форм афазий. Они требуют своего дальнейшего исследования в целях разработки и модификации приемов восстановительного обучения.
39 Список литературы 1. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, с. 2. Епифанцева Т.Б. Настольная книга педагога- дефектолога/ Под ред. Епифанцева Т.О.; 2-е изд. -- Ростов н/Д: Феникс, – 486 с. 3. ричины
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.