Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемРайгул Капарова
2 Введение « Салическая правда » Экономическая мысль средневекового мусульманского мира Ибн Хальдун Экономические воззрения канонистов Августин Блаженный Фома Аквинский Вывод Использованная литература План презентации
3 С самого начала вся полнота политической власти и экономического могущества была достоянием светских и церковных феодалов, которые как явно, так и неявно осуждали тенденции расширения масштабов товарности экономики и ростовщичества. Существенной особенностью экономической мысли средневековья является ее сугубо богословский характер. По данной причине средневековым экономическим доктринам прису щи, причудливые нормы религиозно - этического и авторитарного свойства. Средневековый тип натурально - хозяйственных отношений, или феодализм, зародился в IIIVIII вв. в ряде государств Востока и в VXI вв. в странах Европы.
4 " Салическая правда " отстаивала позиции общины, устойчивость общинного землевладения, приоритет общинной собственности над частной. Вместе с тем общинные принципы экономической жизни совмещались в ней с признанием рабства, колоната крупного землевладения и королевской власти как правомерных явлений. « Салическая правда » (VI в. н. э.)
5 Спустя три столетия экономические вопросы средневекового поместья получили отражение в " Капитулярии о виллах " ( закон о поместьях ) ( нач. IX в ), изданном при Карле Великом. В этом документе закреплялась крепостная зависимость крестьян. Задача экономической политики сводилась к утверждению крепостничества.
6 Основной труд – « Книга назидательных примеров по истории арабов, персов, берберов и народов, живших с ними на земле » Ибн - Хальдун гг.
7 осознанному отношению к труду ; борьбе с расточительством и жадностью ; пониманию несбыточности имущественного и социального равенства. Основным достижением мыслителя является дифференцированная характеристика эволюции общества от « примитивности » к « цивилизации ». Последняя, на его взгляд, к традиционным занятиям земледелия и скотоводства прибавила ремесло и торговлю. Выдвинул концепцию " социальной физики ", которая призывала к :
8 Ибн - Хальдун считал, что успешное развитие всех отраслей экономики позволит многократно приумножить богатство народа, сделать роскошь достоянием каждого человека. Чем ниже устанавливается размер налогов, тем более реален расцвет любого города, общества в целом. Ибн – Хальдун
9 Деньги Ибн - Хальдун признавал важным элементом хозяйственной жизни, настаивая на том, чтобы их роль выполняли полноценные монеты из золота и серебра. Деньги отображают « количественное содержание человеческого труда во всем приобретаемом », и в них « основа приобретения накопления и сокровища ». Ибн – Хальдун
10 Главные труды - " О граде Божием " и " Исповедь ". В конце IV- начале V вв. заложил догматические безальтернативные принципы религиозно - этического подхода к экономическим проблемам. Экономические воззрения канонистов : Августин Блаженный Августин Блаженный гг.
11 Экономические воззрения Августина : а ) вид труда ( умственный или физический ) не должен влиять на положение человека в обществе, так как эти виды труда равноценны ; б ) нетрудовое накопление золота и серебра, ростовщический процент и торговая прибыль являются грехами ; в ) " справедливая цена " есть цена товара, которая соответствует затратам на его производство. Экономические воззрения канонистов : Августин Блаженный
12 Основной труд – трактат « Сумма теологии », в нем дана морально - этическая характеристика экономических категорий. Экономические воззрения канонистов : Фома Аквинский Фома Аквинский гг.
13 В своей работе Сумма богословий Фома Аквинский изложил экономические идеи канонического права : 1. деньги не могут порождать деньги ; 2. необходимо сословное деление общества ; 3. богатство подразделяется на естественное ( плоды земли и ремесла ) и искусственное ( золото и серебро ); 4. признание необходимости частной собственности. « Справедливой ценой » Фома Аквинат считал : - цену, которая сообразна издержкам ; - цену, которая обеспечивает блага людям соразмерно их сословию. Экономические воззрения канонистов : Фома Аквинский
14 Ранние канонисты - святой Августин Поздние канонисты - Фома Аквинский Разделение труда Умственный и физические виды труда равноценны и не должны влиять на положение человека в обществе Деление людей по профессиям и сословиям обусловлено божественным провидением и склонностями людей Богатство Труд людей создает богатство в виде материальных благ, включая золото и серебро. Нетрудовое накопление последних (« искусственного богатства ») является грехом Золото и серебро рассматриваются как источник приумножения частной собственности и « умеренного » богатства
15 Ранние канонисты - святой Августин Поздние канонисты - Фома Аквинский Обмен Обмен осуществляется по принципу пропорциональности и является актом свободного волеизъявления людей. Обмен как субъективный процесс не всегда обеспечивает равенство извлекаемой пользы, поскольку в результате этого акта случается, что вещь « поступает на пользу одному и в ущерб другому ». Справедливая цена Ценность товара должна устанавливаться в соответствии с трудовыми и материальными затратами в процессе его производства по принципу « справедливой цены ». Затратный принцип установления « справедливой цены » считается неточным, так как он может не доставить продавцу соответствующего его положению в обществе количества денег и нанести ущерб.
16 Ранние канонисты - святой Августин Поздние канонисты - Фома Аквинский Деньги Деньги являются искусственным изобретением людей и необходимым для облегчения и ускорения меновых операций на рынке благодаря « внутренней ценности » монеты. Ценность денег ( монет ) на внутреннем рынке должна устанавливаться не по весу содержащегося в них металла, а по усмотрению государства. Торговая прибыль и ростовщический процент Торговая прибыль и ростовщический процент, извлекаемые из торговых и ссудных операций, превращаются в самоцель и потому должны расцениваться как не богоугодные грешные явления. Крупные доходы купцов и ростовщиков тогда допустимы, когда они извлекаются трудом, связаны с транспортными и прочими издержками, а также риском, имеющем место в благопристойной деятельности.
17 Экономические идеи средневековья в основном основывались на религии, которая осуждала торговую прибыль и ростовщический процент, считая их результатом неправильного обмена и присвоения чужого труда, т. е. как грех. Вывод
18 « История экономических учений : Курс лекций », Титова Н. Е. « История экономических учений », Я. С. Ядгаров, 3 е издание. « История экономических учений », Городецкий В. Использованная литература
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.