Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемМария Субботина
1 Диагностика детей с речевыми нарушениями Выполнила студентка группы ЗД 32 С: Субботина М.Г
2 Цель психолого-педагогической диагностики детей с н/р Определение направления образования ребенка, его специфических образовательных потребностей на основе выявления структуры нарушения и уровня развития речи ребенка.
3 Задачи ППД детей с н/р 1. Своевременное выявление детей с н/р; 2. Определение структуры, степени, этиопатогенеза нарушения для дальнейшего выбора образовательной траектории (тип учреждения, программа, орг.формы); 3. Оценка качества образования; 4. Определение и обоснование педагогического прогноза; 5. Определение условий воспитаний, специфики семейного взаимодействия; 6. Профессиональное ориентирование подростков и взрослых с н/р
4 ПРИНЦИПЫ ППД ДЕТЕЙ С Н/Р Комплексности : вскрытие внутренних причин и механизмов нарушения: логопедическое, нейропсихологическое, социально-педагогическое, медицинское и др.; Комплексности : вскрытие внутренних причин и механизмов нарушения: логопедическое, нейропсихологическое, социально-педагогическое, медицинское и др.; Системности : опора на системное строение психики и языка; системный анализ вскрывает взаимосвязь между нарушениями, сохранные механизмы; Системности : опора на системное строение психики и языка; системный анализ вскрывает взаимосвязь между нарушениями, сохранные механизмы; Динамичности : учет происходящих изменений и возрастных особенностей; Динамичности : учет происходящих изменений и возрастных особенностей; Развития: выявление и учет потенциальных возможностей; Развития: выявление и учет потенциальных возможностей; Количественно-качественной оценки результатов диагностики. Количественно-качественной оценки результатов диагностики.
5 МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕЧИ ОБСЛЕДОВАНИЕ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ 1 ОБСЛЕДОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ 2 ОБСЛЕДОВАНИЕ ЗВУКО- ПРОИЗНОШЕНИЯ 3 ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕЧЕВОГО СЛУХА 4 ОБСЛЕДОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ (ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ,О ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ) 5
6 Методы психолого-педагогической диагностики 1. Метод изучения документации – позволяет собирать анамнестический материал и получить представления о причинах отклонения в развитии. В анамнезе: заключение ведущих специалистов (педиатров, неврологов); может входить педагогическая характеристика. Данный метод позволяет определить: в каких направлениях нужно строить специалисту-психологу дальнейшее обследование ребенка.
7 2. Метод беседы – бывает: диагностическая, уточняющая, обучающая, формирующая, заключительная, вступительная, итоговая. Вступительная беседа – установка контакта + предварительная информация. Беседа проводится с родителями или педагогами и с лицами его макросоциального окружения, а также самими родителями. Можно выяснить с помощью беседы: как ребенок развивался в раннем детстве, каковы его интересы, способности, особенности характера, поведения. Беседу с ребенком нужно строить на косвенных вопросах, с помощью которых можно определить: мотивы поведения, его отношение к семье, к школе, степень ориентировки в окружающем пространстве, склонности, отношение ребенка к состоянию собственного здоровья ( выясняется уровень притязаний и компенсаторный потенциал). Беседа имеет большое значение для формирования позитивного отношения к обследованию в целом.
8 3. Метод изучения результатов деятельности детей – анализу подвергается конечный результат деятельности ребенка (анализу могут подвергнуться поделки, рисунки, сочинения и т.д.), следовательно можно увидеть: уровень развития моторики, эмоциональную доминанту, отношение к окружающему миру, страхи, особенности зрительного восприятия, творческий потенциал, уровень развития сенсорных и моторных навыков, уровень воображения.
9 4. Метод наблюдения: позволяет судить о различных проявлениях психики ребенка в условиях его естественной деятельности при максимальном невмешательстве со стороны наблюдающего. Профессиональное наблюдение, в отличие от бытового, целенаправленно, организовано и фиксируемо. Это восприятие для понимания происходящего. При фиксации результатов наблюдения важно, чтобы соблюдалась точность, тщательность и непредвзятость регистрации. Можно использовать аудио-визуальную технику только с разрешения испытуемого и при преодолении фрустрации на микрофон и камеру (т.е. при адаптации к камере). Наиболее важным является наблюдение за игрой ребенка, поведением, общением и состоянием работоспособности.
10 5. Метод эксперимента: предполагает сбор фактического материала в специально смоделированных условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемого явления. Эксперименты бывают: -естественный (в естественных условиях, привычных для испытуемого при максимальном вмешательстве исследователя); -лабораторный: предполагает измерение аппаратурой и техникой; -полевые эксперименты – проведение в непривычных, неестественных, не бытовых условиях; -психолого-педагогический эксперимент – обучающий, формирующий эксперимент, в ходе которого формируются навыки и умения. Общими требованиями к проведению эксперимента является: -доступность задания для ребенка данного возраста; -обеспечение адекватности того, что он должен сделать; -моделируемая ситуация должна быть представлена в виде игрового или учебного задания с понятной для ребенка мотивацией; -эксперимент проводится только после изучения документации, проведения беседы, метода изучения результатов деятельности, после наблюдения. В случае необходимости экспериментатор может и должен оказать помощь испытуемому с обязательной фиксацией ее объема, этапа, на который она оказывается и отношение ребенка к ней.
11 Результаты эксперимента количественно и качественно оцениваются. Количественная оценка осуществляется путем подсчета условных баллов, установленных за выполнение каждого задания и времени, затраченного на его выполнение. Качественная оценка позволяет оценить тактику деятельности, способы деятельности, степень самостоятельности, обучаемость, фактор, влияющий на результат (утомляемость и т.д.).
12 6. Метод тестов: используется для сравнительной оценки уровней развития каких-либо психических проявлений. Выделяют: тесты- опросники и тесты-задания (могут включать батарею тестов). Запрещена любая помощь (т.к. проводится сравнительная оценка). Результаты и особенности выполнения предложенных тестовых заданий дают основание для заключения каких-либо психических качеств конкретного человека и возможность сравнить их с возрастными нормативами. Результаты любого теста интерпретируются – это описание (содержания исследования) результатов теста, их анализ и разработка прогноза и рекомендаций. Интерпретация – это вербальное описание результатов теста, их анализ и разработка прогноза и рекомендаций. Виды интерпретации: интерпретация развития – отражает изменение показателя психического развития по отношению к данным предыдущего обследования. Соотношение актуальных результатов и прошлых; метод структуры – определяет связи и их особенности с определенной структурой (# с возрастными нормативами показателя). При анализе результатов тестирования и эксперимента используют оба вида интерпретации.
13 МОДЕЛЬ КОРРЕКЦИОННО - ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИМИ ПРЕДПОЛОЖИТЕЛЬНО ТЕМПОВЫЕ ЗАДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ родители дети воспитатели Диагностический этап Коррекционно – профилактический этап Информационно – прогностический этап
14 Анализ собранных материалов дает возможность педагогам увидеть перспективы развития речи детей конкретной возрастной группы и каждого ребенка в отдельности; правильно спланировать работу на учебный год и получить положительную динамику в конце года.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.