Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемРина Миронова
1 Методика преподавания словообразования
2 ПЛАН: 1. Значение, место, содержание, принципы обучения морфологии на уроках русского языка. 2. Методика изучения теоретических понятий по морфологии. 3. Умения и навыки по морфологии, методы их формирования. 4. Морфологический разбор на уроках русского языка.
3 Словообразование – это раздел науки о языке, в котором рассматриваются вопросы, связанные с составом слова (морфемикой), отношения между родственными словами и основные способы словообразования. Усиление практической направленности обучения русскому языку привело к выделению в школьном курсе русского языка самостоятельного раздела «Морфемика», в котором изучается строение слова. Согласно школьной программе морфемика изучается в 5 классе, в 6 классе учащиеся знакомятся с основными способами словообразования.
4 Знание морфемного состава и основных способов словообразования помогает осуществить практическую, коммуникативную направленность обучения, выраженную в усвоении словообразовательных норм и правил употребления языковых единиц в речи, что в целом формирует языковое чутье школьников. Кроме этого, в процессе изучения словообразования формируется интерес школьников к урокам русского языка, к строению слова, изменению его значения.
5 В процессе изучения словообразования необходимо опираться на: общедидактические (научность, систематичность, преемственность и др.); общеметодические (экстралингвистический, нормативно- стилистический, исторический и др.); частно методические принципы.
6 Частнометодические принципы включают: - Структурно-словообразовательный принцип диктует необходимость в процессе анализа слова сопоставлять структуру слова и способ его образования, предполагает развитие способности опираться на морфемную структуру слова в процессе словообразовательного анализа. Например, слово дворник образовано от производящей основы двор- с помощью суффикса –ник; -Лексико-словообразовательный принцип связан с соотношением лексического и грамматического значений словообразовательной модели. Например, слово ельник обозначает место, где растут одни ели; словообразовательный суффикс -ник обозначает место, на котором растут породы деревьев, обозначенные корнем (осинник, малинник); - Мотивационный принцип заключается в определении структуры слова путем его мотивирования (толкования): стрелять – стрела, черепаха – череп и т.д.
7 Изучение словообразования на уроках русского языка имеет направленности: практическую, коммуникативную. Направленность, осуществляется с учетом ряда принципов: общедидактических, обще методических и частно методических.
8 Основная цель изучения – опираясь на структурно- семантическую характеристику слова, научить школьников ориентироваться в морфемной структуре слова, устанавливать способ словообразования и на этой основе развивать чувство языка, формировать орфографические навыки учащихся.
9 Для формирования знаний об основных теоретических понятиях словообразования, о морфемной структуре слова используются различные приемы: беседа; сообщение учителя; чтение правила; показ речевого образца Формированию основных умений и навыков школьников при изучении данного раздела способствуют различные морфемные и словообразовательные упражнения.
10 Морфемные упражнения формируют у школьников умение определять структуру слова: -найдите слова, имеющие приставки, суффиксы и т.п.; -обозначьте условными знаками части слова; -подберите слова с такими же суффиксами (приставками); -выполните графический диктант; -сгруппировать слова по наличию в них разных приставок (суффиксов); -заполнить таблицу, используя данные примеры; - разберите слова по составу и др.
11 Словообразовательные упражнения развивают у школьников умение устанавливать структурно- семантические связи и определять способ образования искомого слова: -определить, от какого слова и с помощью чего образовано данное слово; -составить цепочку однокоренных слов; -определить способ образования слова; -восстановить пропущенные звенья в словообразовательной цепочке и др. Эти упражнения имеют большое значение для формирования на их основе орфографических навыков.
12 Также для увлечения школьников словообразовательными понятиями учитель может использовать: лингвистические игры; шуточные стихотворения; лингвистические сказки по морфемике; лингвистические сказки по словообразованию. Это позволяет в игровой форме познакомить детей с теми или иными языковыми понятиями.
13 Для правильного понимания словообразовательной структуры и грамматической формы слова необходимо умение производить морфологический и словообразовательный анализ. К сожалению, на практике эти виды анализа не всегда разграничиваются и проводятся правильно, хотя каждый из них имеет свою задачу и свою методику. Морфемный разбор слова преследует цель – выявить значимые части слова – морфемы – с точки зрения современного русского языка. Чтобы морфемный анализ удовлетворял современным требованиям современной лингводидактики, необходимо до разбора структурных элементов слова установить его конкретное значение и лексико-грамматическую принадлежность к той или иной части речи, а затем определить значимые части.
14 Последовательность морфемного разбора: 1. Определить изменяемость – неизменяемость слова, указать часть речи. 2. В изменяемых словах выделить окончание, указать грамматические признаки. 3. Выделить основу. 4. Выделить корень путем подбора однокоренных слов. 5. Выделить суффикс и приставку (если есть).
15 Словообразовательный анализ имеет своей целью установить, как образовано слово в современном русском языке, каким способом, от какой основы. Следует отметить, что учащиеся испытывают значительные трудности при выполнении словообразовательного разбора. Основной типичной ошибкой является указание в качестве производящей основы не ближайшего слова, а слова, начинающего словообразовательную цепочку. Словообразовательный разбор состоит только из одного, последнего звена - суффиксального способа.
16 В процессе изучения словообразования целесообразно познакомить учащихся с этимологическим разбором. В ходе этимологического анализа слова устанавливается: исконным или заимствованным является слово, какие изменения произошли в структуре слова. Специальные исследования показывают, что этимологический анализ активизирует языковую интуицию учащихся особенно в тех случаях, когда школьнику предлагается сначала самостоятельно доказать родство предложенных групп слов (например, мешок – мех, кость – кощей, печка - печаль – пещера и др.); высказать свои предположения, а затем проверить свою лингвистическую догадку, обращаясь к этимологическому словарю.
17 ВЫВОДЫ: Таким образом, система работы по словообразованию, использование морфемных и словообразовательных упражнений позволяет учителю развивать словарный запас школьников, научить орфографически правильному письму, связной письменной и устной речи, т.е. коммуникативным навыкам.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.