Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемМейрамгуль Кожабаева
1 Профессиональная компетентность педагога высшей школы. Квалификация преподавателя.
2 Содержание: 1. Определение компетентности. 2. Перечень необходимых профессионально - личностных качеств педагога. 3. Требования к квалификации преподавателя. 4. Теоретическая готовность. Аналитические умения. 5. Прогностические умения. 6. Проективные умения. 7. Рефлексивные умения. 8. Организаторские умения. 9. Коммуникативные умения. 10. Уровни квалификации преподавателя высшей школы.
3 Определение компетентности Компетентность наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области. Под профессиональной компетентностью принято понимать интегральную характеристику деловых и личностных качеств специалистов, отражающую уровень знаний, умений и навыков, опыта, достаточных для осуществления определенного рода деятельности, которая связана с принятием решений. Под профессиональной компетентностью преподавателя (педагога) понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.
4 Перечень необходимых профессионально - личностных качеств педагога 1. Направленность на деятельность в области межличностных взаимодействий. 2. Самостоятельность, изобретательность, творческий подход. 3. В числе профессионально значимых качеств педагога и эмпатия. 4. Наблюдательность, интерес к изучению студента, работоспособность. 5. Ответственность, целеустремленность и последовательность. 6. Эмоциональная выразительность, общительность. 7. Эмоциональной устойчивость, сдержанность, терпение, выдержка, великодушие. 8. Социально-психологическая готовность работать в группе. 9. Тактичность.
5 Требования к квалификации преподавателя Практическая готовность - Организаторские умения (мобилизационные, информационные, развивающие, ориентационные умения); - Коммуникативные умения; - Перцептивные умения Педагогическая деятельность Теоретическая готовность - Аналитические умения; - Прогностические умения; - Проективные умения; - Рефлексивные умения
6 Теоретическая готовность. Аналитические умения. Аналитические умения – один из критериев профессиональной компетентности преподавателя. С их помощью извлекаются знания из практики. Именно через аналитические умения проявляется обобщенное умение педагогически мыслить, которое при решении педагогической задачи складывается из следующих частных умений: - расчленять педагогические явления на составляющие элементы (условия, причины, мотивы, стимулы, средства, формы проявления и т.д.); - осмысливать каждое педагогическое явление в его взаимосвязи и взаимозависимости со всеми компонентами педагогического процесса; - находить в теории обучения и воспитания идеи, выводы, закономерности, адекватные логике рассматриваемого явления; - правильно диагностировать педагогическое явление; - вычленять основную педагогическую задачу (проблему) и определять способы ее оптимального решения.
7 Прогностические умения. Прогностические умения заключаются в способности преподавателя предвидеть результат действий еще до того, как они будут реально осуществлены. Наличие этой профессионально значимой способности всегда отличало творческих преподавателей и позволяет им находить адекватные педагогические действия в так называемых проблемных ситуациях и успешно их разрешать.
8 Проективные умения Проективные умения проявляются в материализации результатов педагогического прогнозирования в конкретных планах обучения и воспитания. Речь идет о проекте целей, их максимальной конкретизации и обосновании способов их поэтапной реализации; об определении содержания и видов деятельности, осуществление которых обучаемыми обеспечит желаемое развитие прогнозируемых качеств и состояний. При этом важно предусмотреть сочетание различных видов деятельности и проведение специальных мероприятий в соответствии с поставленными целями и задачами. Проективные умения требуют от преподавателя владения целым рядом конкретных узко методических умений, приводящих к материализации проекта проведения учебно-воспитательной работы и успешного достижения ее целей.
9 Рефлексивные умения Рефлексивные умения имеют место при осуществлении преподавателем контрольно-оценочной деятельности, направленной на себя, осмысление своих собственных действий, положительных или отрицательных результатов своей деятельности, анализ условий их получения. Отсюда и необходимость в самоанализе собственной деятельности, который обычно производится в соответствии с основными компонентами деятельности. Рефлексия, кроме того, имеет своей целью не просто знание или понимание преподавателем самого себя, сущности и характера своей педагогической деятельности, но и выяснение того, как другие люди (коллеги, обучаемые) знают и понимают рефлексирующего, его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные (связанные с познанием) представления.
10 Организаторские умения. Организаторские умения преподавателя способствуют включению обучаемых в различные виды учебно-познавательной деятельности и эффективной организации совместной их деятельности в составе коллектива. К организаторским умениям как общепедагогическим относят мобилизационные, информационные, развивающие и ориентационные. Мобилизационные умения. Они связаны с развитием у обучаемых устойчивых интересов к учению, труду, активности; с формированием потребности в знаниях, творческом отношении к окружающему миру. Информационные умения. Обычно их связывают только с непосредственным изложением учебной информации, в то время, как они имеют место и в способах ее получения. Это умения и навыки работы с печатными и компьютерными источниками, умения дидактически ее преобразовывать, т.е. интерпретировать и адаптировать информацию к задачам обучения и воспитания. Развивающие умения способствуют развитию познавательных процессов, чувств и воли обучаемых, стимулируют их познавательную самостоятельность и творческое мышление; создают условия для развития индивидуальных особенностей обучаемых. Ориентационные умения направлены на формирование научного мировоззрения, морально- ценностных установок обучаемых, на их активное участие в учебно-воспитательном процессе, в приобретении профессиональных навыков, на организацию совместной творческой деятельности.
11 Коммуникативные умения Коммуникативные умения также играют важную роль. Уровень владения ими определяет возможность установления педагогически целесообразных взаимоотношений преподавателя со студентами и с коллегами. Одна из особенностей деятельности преподавателя в том и состоит, что решение педагогических задач происходит на фоне непрерывно осуществляющегося педагогического общения. Такое общение представляет собой систему приемов социально-психологического взаимодействия обучающего и обучаемого, содержанием которого является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, организация взаимоотношений с помощью различных коммуникативных средств. Причем, преподаватель выступает как активатор этого процесса, организуя его и управляя им. В процессе общения преподавателя и студента не только реализуются функции обучения и воспитания, но и решаются другие, не менее важные, педагогические задачи.
12 Уровни квалификации преподавателя высшей школы В зависимости от того, насколько развита у педагога профессиональная компетентность, можно выделить несколько уровней его квалификации. 1. Информационный уровень профессиональной компетентности заключается в овладении специальными знаниями и определяется их характеристиками (объемом, качеством, прочностью). 2. Технологический уровень предполагает овладение способами выполнения соответствующей деятельности: операциями, действиями, навыками, умениями и т.д. 3. Проблемный уровень связан с осознанием и личностным принятием проблемной ситуации в профессиональной деятельности, когда в обычном ходе событий актуализируется что-то новое: явление, свойство, стратегия действия и т.п. 4. Преобразующий уровень условно отличается от предыдущего оформленной инициативой, преобразованием традиционных схем и планов, ломкой привычных профессиональных стереотипов. Это практическая реализация новых и радикальных идей, требует не только творческого подхода к профессиональной деятельности, но и незаурядного упорства, воли, уверенности. 5. Концептуальный уровень профессиональной компетентности педагога высшей школы предполагает совершенство и систематизацию всех предыдущих уровней. Это обобщенное видение всех частных противоречий и проблем в составе развивающегося целого. Это разработка глобальных и перспективных решений, которые имеют фундаментальное и междисциплинарное значение.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.