Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемТатьяна Курочкина
1 Тема 12: Групповая динамика и руководство и руководство Кафедра менеджмента Преподаватель: Бодункова Анна Григорьевна Дисциплина: Менеджмент
2 План: Групповая динамика и руководство План: 1. Группы и их значимость. Классификация групп. 2. Хоторнский эффект. 3. Управление неформальными организациями. 4.Факторы, влияющие на эффективность работы неформальной группы. 5. Функциональные роли членов группы. 6. Групповая социометрия. 7. Управление с помощью комитетов.
3 Организация социально-экономическая общность работников по достижению совместно выработанных или заданных деловых целей при определенной упорядоченности всех отношений между работниками социально-экономическая общность работников по достижению совместно выработанных или заданных деловых целей при определенной упорядоченности всех отношений между работниками группа людей (2 и >), деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей группа людей (2 и >), деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей Характеристики организации: специализация каждого члена на какой-либо трудовой операции специализация каждого члена на какой-либо трудовой операции синхронность и однонаправленность синхронность и однонаправленность стремление к устойчивости, которая обеспечивается единством и строгой иерархичность ю стремление к устойчивости, которая обеспечивается единством и строгой иерархичностью
4 Группа - 2 лица или более, которые взаимодействуют друг с другом таким образом, таким образом, что каждое лицо оказывает влияние на других и одновременно находится под влиянием других лиц на других и одновременно находится под влиянием других лиц ***Группа от итал. gruppo "связка"
5 Структуризация групп Организация Формальные группы Неформальные группы Командная группа или группа руководителей Командная группа или группа руководителей Рабочая, целевая, производственная группа Рабочая, целевая, производственная группа Неформальная группа 1 Неформальная группа 2 Комитеты (комиссия советников) Постоянный Временный
6 Механизм образования формальных и неформальных организаций Командные группы Рабочие группы Комитеты Неформальная группа Формальная организация, спланированная руководством Организационный процесс Неформальная организация Спонтанное взаимодействие (не спланированное руководством) Спонтанное взаимодействие (не спланированное руководством)
7 Причины вступления в НЕформальные группы 1. чувство принадлежности 2. ВЗАИМОпомощь 3. ВЗАИМОзащита 4. тесное общение и симпатия 5.заинтересованность
8 Характеристики НЕформальных организаций социальный контроль установление и укрепление норм санкции против «нарушителей» 2. сопротивление переменам перемены = угроза существованию неформальной организации изменения = возможность добиться положения и власти 3. неформальные лидеры имеют 2 функции: (1) (1) помогать группе в достижении её целей (2) (2) поддерживать и укреплять её существование (социальное взаимодействие) 4.слухи, как частый способ передачи информации
9 Психологические характеристики групп ГРУППА Групповые интересы Групповые потребности Групповые мнения Групповые ценности Групповые нормы Групповые цели
10 Факторы, влияющие на функционирование групп характеристики членов группы: личностные характеристики способности, образование, жизненный опыт структурные характеристики группы: коммуникации в группе и нормы поведения статус и роли личные симпатии и антипатии сила и конформизм ситуационные характеристики группы: размер пространственное расположение задачи система вознаграждения
11 Классификация групп по специфике распространения информации и организации взаимодействия между членами группы пирамидальная группа случайная группа открытая группа группа синхронного типа
12 Выводы Хоторнского эксперимента (Элтон Мэйо) В управлении организацией нужно учитывать: поведенческие факторы поведенческие факторы взаимоотношения с руководителем взаимоотношения с руководителем Хоторнский эффект:Хоторнский эффект: условия, в которых новизна, интерес к эксперименту или повышенное внимание к какому-либо вопросу приводят к искаженному, часто СЛИШКОМ благоприятному, результату
13 Эффект Хоторна Предоставление информации Участие Люди желают чувствовать свою полезность. Основная мотивация - социальное вознаграждение. Важен путь, с помощью которого подтверждается полезность работника. Люди желают чувствовать свою полезность. Основная мотивация - социальное вознаграждение. Важен путь, с помощью которого подтверждается полезность работника. Растущая удовлетворенность Лучшее исполнение
14 Проблемы, связанные с НЕформальными организациями невысокое мнение руководителей о неформальных организациях снижение эффективности и препятствование достижению формальных целей распространение ложных слухов, вызывающих отрицательное отношение к руководству тенденция к сопротивлению переменам и к сохранению установившихся стереотипов ----
15 Выгоды, связанные с НЕформальными организациями 1. большая преданность организации (преданность группе переходит в преданность организации) 2. крепкие социальные связи, высокий дух коллективизма 3. более высокая производительность труда, если групповые нормы превосходят официально установленные +++
16 Как справиться с "----" и использовать "+++" признать существование неформальной организации, работать с ней и не угрожать её существованию выслушивать мнения членов и лидеров неформальных организаций/групп просчитывать возможное воздействие (+ или --) предпринимаемых действий на неформальную организацию привлечь неформальные группы к участию в принятии решений для ослабления сопротивления переменам предотвращать появление и распространение слухов путем быстрого предоставления точной информации
17 Факторы, влияющие эффективность группы 1. размер 2. состав 3. групповые нормы 4. сплоченность 5. конфликтность 6. статус членов группы 7. функциональные роли членов группы
18 Самая эффективная группа: размер соответствует задачам 1 точка зрения: кол-во человек = 7 2 (5, 7, 9) состав - разновозрастной 2 точка зрения: кол-во человек состав разнообразен нормы способствуют достижению целей и созданию духа коллективизма сплоченность группы высокая уровень конфликтности здоровый члены группы с высоким статусом не доминируют функциональные (целевые и поддерживающие) роли выполняются хорошо
19 Целевые роли Целевые роли (связаны с возможностью отбирать групповые задачи и выполнять их) инициирование деятельности поиск информации сбор мнений предоставление информации высказывание мнений проработка координирование 8. 8.обобщение
20 Поддерживающие роли Поддерживающие роли (связаны с поведением, способствующим поддержанию активизации жизни и деятельности групп) поощрение обеспечение участия установление критериев исполнительность выражение чувств группы
21 Функциональные /социальные роли в группе 1-я точка зрения: 1. координатор 2. генератор идей 3. энтузиаст 4.контролер-аналитик 5. исполнитель 6. работяга 7. искатель выгоды 8. шлифовщик 2-я точка зрения: 1. лидер 2. генератор идей 3. душа группы 4. объективный критик 5. реализатор 6. организатор 7. снабженец 8.контролер
22 ( Белбин ) председатель разработчик организатор 4. 4.«фабрика идей» исследователь оценщик исполнитель 8. 8.«доводящий дело до конца» 1.докладчик-консультант 2.творец-новатор 3.исследователь- промоутер 4.эксперт-разработчик 5.двигатель-организатор 6.доводчик- производитель 7.контролер-инспектор 8.наблюдатель-защитник (Маргерисон и Р. Мак-Канн) Роли в команде
23 Дифференциальная социограмма Н Б Л Г Е Ж Д К А «отвергаемые» «изолированные» «игнорируемые» «предпочитаемые» «звёзды»
24 Комитет необходим, если: группа сотрудников может выполнить работу лучше, чем один руководитель организация подвергает себя риску, передавая власть в руки одного человека
25 Комитеты эффективны, если: 1. проблема требует большого опыта в какой-то определенной области 2. принимаемое решение может оказаться непопулярным 3. требуется групповое решение для повышения духа (боевого настроя) организации 4. возникла необходимость координировать работу нескольких подразделений, занятых выполнением одной задачи 5. нежелательно сосредотачивать все властные полномочия в одних руках
26 Комитеты НЕэффективны, если: отсутствует четкое описание прав и обязанностей неправильно определена численность комитета (оптимальная – 5-10 человек) теряется время замедляется принятие и выполнение решений компромисс порождает посредственность чрезмерны затраты средств преобладает единомыслие
27 Команда небольшое количество человек, имеющих взаимодополняющие навыки, приверженных общим целям, практическим задачам и подходам, несущих ответственность друг перед другом
28 Характеристики эффективных команд (1) являются основными единицами эффективности для организаций объединяют навыки, опыт и интуицию нескольких человек обладают набором ценностей, которые поощряют людей выслушивать чужую точку зрения, стоять на позициях сотрудничества, доверять, поддерживать тех, кто в этом нуждается, признавать интересы и успехи других
29 Характеристики эффективных команд (2) создаются и действуют ради решения сложных задач превосходят работников, действующих в одиночку или в больших организациях обладают гибкостью и реагируют на изменяющиеся события и требования тратят много времени и усилий ради исследования, формирования и согласования целей характеризуются глубоким чувством приверженности своему росту и успеху
30 Характеристики НЕэффективных команд (1) атмосфера напряженная и слишком формальная много «пустых» дискуссий доминантные члены команды подавляют лидер команды доминирует нормы и стандарты команды не согласуются с нормами и стандартами организации
31 Характеристики НЕэффективных команд (2) члены команды: не понимают, что они делают, достижение каких целей и исполнения каких норм от них ожидают не слушают друг друга постоянно имеют разногласия не все участвуют в принятии решений проявляют личные нападки или скрытую враждебность не имеют свободы для выражения своего мнения иногда отказываются от работы или передают свои функции другим не проявляют гибкость
32 Список рекомендуемой литературы 1) Веснин В.Р. Менеджмент: учебник для студентов / В.Р. Веснин. – М.: Проспект, – 616 с. 2) Виханский О.С. Менеджмент: учебник для студентов / О.С. Виханский, А.И. Наумов – М.: Магистр: ИНФРА-М, с. 3) Дорофеев В.Д. Менеджмент: учебное пособие для студ. вузов / В.Д. Дорофеев, А.Н. Шмелева, Н.Ю. Шестопал – М: ИНФРА-М, – 440 с. 4) Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: учебное пособие для студентов вузов / Н.И.Кабушкин. – М.: Новое знание, – 336 с. 5) Менеджмент: учебник / под ред. Н.Ю. Чаусова, О.А. Калугина. – М.: КНОРУС, – 496 с.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.