Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемАлена Бабак
1 Последовательность освоения морфологическими категориями
2 Грамматика - формальный строй языка (морфология (система частей речи, их категорий и форм слов), словообразование (система языковых категорий, относящихся к производству и строению слов), синтаксис (законы соединения слов)), образующий вместе с фонетикой и лексикой его целостную структуру. Под грамматикой в данном случае следует понимать совокупность знаний, которая нужна человеку, чтобы создавать высказывания самому и понимать высказывания других.
3 Морфология Морфема - знак, замещающий некоторые стороны материальной и предметной действительности (треугольник: морфема (форма слова)- звучание – предмет). Морфемная структура слова - понятие сложное синтетическое: · Способность воспринимать и понимать грамматические категории слова. · Умение правильно использовать в речи различные грамматические формы одного и того же слова. · Умение образовывать новые слова методом «приклеивания» новых морфемных частиц.
4 Говорить о соответствии первых слов ребёнка тем или иным частям речи не приходится. Первые слова, являющиеся одновременно и первыми фразами обозначают глобальную неструктурированную ситуацию. До определённого момента вычленения из ситуации предметов, признаков и действий невозможно. Большинство слов, употребляемых в этот период, являются ономатопеями или «замороженными» формами слов, при этом данные слова неизменяемы и характеризуют ситуацию вообще. На этапе пред морфологии (по определению В. Дресслера) существует особая, универсальная, интернациональная грамматика.
5 Словообразование. Важнейшим аспектом грамматики является овладение операциями словоизменения и словообразования. Для того, чтобы включить слово в высказывание над ним нужно произвести определённое действие. Ребёнок не принимает готовых форм, а конструирует их по известным правилам. Эти правила определяются тем, что ребёнок овладевает знаком языка как совокупным семантическим и грамматическим единством. Ребёнок активен, мотивирует даже при заимствовании. Он действует со звучанием слова, производит операции, пользуется продуктом этих действий. Поставив между словом и действительностью образ, ребёнок облегчает овладение словом. Активно, творчески относясь к языку, ребёнок реализует его потенциальные словообразовательные возможности.
6 Причина широкого распространения детских инновационных слов и форм в речи состоит в особенностях усвоения языка ребенком, в сложности и многоступенчатости этого процесса, который обусловлен в свою очередь сложностью языкового механизма, а также специфичностью речевых операций ребенка. Поскольку давление языковой системы, выступающее в качестве главной причины детских инноваций, в большей или меньшей степени присутствует как фактор образования окказионализмов и в других сферах речи, постольку и оказываются возможными совпадения в речи детей и взрослых. Очень часто разные дети в разное время и независимо друг от друга продуцируют одни и те же языковые единицы // ИСКАЮ, ГЛАЗОВ, СЛОМАТЫЙ, СМЕЮН, ОБОСПАТЬСЯ, ВЫСОЛИТЬ, ПОДУХА и т. п.; полагают, что ЛЬСТЕЦ это тот, кто сгребает листья, МЕЛЬНИЦА жена мельника и т.п.
7 Последовательности овладения морфологическими категориями (формами слов) (по А.М.Шахнарович): 1. Ориентировка на звуковую форму слова Þ константный для разных слов звуко комплекс. 2. Соединение звуко комплекса с некоторым означаемым в действительности (для множественного числа с несколькими предметами, для сравнительной степени - с различным проявлением чувственно воспринимаемого признака, для падежа - с отношением деятеля- действия- объекта). 3. Установление «жёсткой» связи звуко комплекса с неким означаемым. Перенос на разные слова этого звуко комплекса при тождественной действительности. 4. Генерализация отношения - употребление данного звуко комплекса правильно в каждом новом отношении (формирование модели-типа). Необходимая ступень при переходе одного этапа к другому - осознание некоторой формы слова. Процесс осознания некоторых морфем можно ускорить, предложив ребёнку материальные опоры при действиях со словами как элементами языковой действительности.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.