Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемValeria Horina
1 История политических учений
2 План Политические учения Древнего Востока Политические учения Древней Греции и Древнего Рима Политические учения Средневековья Политические учения эпохи Возрождения и Просвещения Политические учения Нового времени Современные политические учения
3 Политические учения Древнего Востока Политические учения Древнего Востока (Египет, Иран, Индия, Китай, Вавилон, Ассирия) характерны тем, что политическая мысль не выделялась в самостоятельную область знания, выражалась в мифологической форме, и господствовало понимание божественного происхождения власти. У древних китайцев единственным проводником воли небесных сил был император. Боги наделяли его всей полнотой земной власти, давая ему для ее осуществления особые внутренние силы и способности. Великий мыслитель Древнего Китая Конфуций (551 – 479 гг. до нашей эры) признает божественное происхождение власти императора, но отказывается от божественного происхождения государства. Конфуций считал, что государство возникло из объединения семей; это большая семья, где император – строгий, но справедливый отец, а подданные – его послушные дети.
4 ПОЛИТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И ДРЕВНЕГО РИМА Подлинной вершиной политической мысли Древнего Мира по праву считается философия Древней Греции. Она изначально развивалась как идеология свободных людей. Основу науки о политике заложили древнегреческие философы: Сократ; его ученик Платон Афинский– политические идеи его изложены в диалоге "Государство"; ученик и критик Платона Аристотель Стагирит. Двухтысячелетняя история Древнего Рима – это огромный по своим масштабам опыт политической жизни, которая изобиловала борьбой различных политических сил, прошла через смену нескольких форм правления, перевороты, народные восстания. Много сделали для развития политической мысли Марк Туллий Цицерон, Луций Анней Сенека
5 Характерные черты политических учений этого этапа: Характерные черты политических учений этого этапа: постепенное освобождение политических взглядов от мифологической формы обособление их как относительно самостоятельной части философии; анализ устройства государства, классификация его форм; поиск и определение наилучшей, идеальной формы правления.
6 Политические идеи Платона: Политические идеи Платона: государство возникло из-за многообразия материальных потребностей человека и невозможности их удовлетворения в одиночку; залог стабильности государства – разделение труда по склонности души; управлять государством должно сословие философов, специально подготовленных для этой миссии; сословие стражей должно защищать государство; землевладельцы и ремесленники – третье сословие – должны добросовестно трудиться на благо государства; переход из одного сословия в другой недопустим, ибо это наносит вред государству.
7 Аристотель, ученик и критик Платона: Аристотель, ученик и критик Платона: выдвинул предположение о естественном происхождении государства; назвал человека политическим существом; классифицировал формы государственного устройства по числу властвующих; выделял: правильные формы государственного правления: монархия, аристократия, полития, при которых целью политики является общее благо; неправильные формы: тирания, олигархия, демократия, где преследуются лишь собственные интересы и цели власть имущих; залогом стабильности государства считал наличие в обществе большого слоя средне обеспеченных граждан;
8 ПОЛИТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ ПОЛИТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ В пределах Римской империи в первые столетия новой эры распространяется христианство, которое к середине 4 века становится государственной религией Рима. Августин Блаженный пишет трактат "О граде Божием", который содержит рассуждения о государственных и правовых учреждениях, посланных человеку свыше за грехи его. Августин верит, что на смену "граду земному" придет "град Божий", где любовь к Богу доведена до презрения человека к себе. Учение Августина легло в основу новой идеологии католической церкви Средневековья, обосновывавшей приоритет духовной власти над властью светской.
9 Средневековье характерно следующими политическими процессами: Средневековье характерно следующими политическими процессами: создание достаточно крупных, но слабо интегрированных монархий; распад их на раздробленные политические образования; расцвет сословно- представительных монархий.
10 Особенности политических учений этого этапа: безраздельное господство католической церкви в духовной жизни; политическая наука стала отраслью богословия, догмы религии приобретают форму законов; социально-политическая мысль развивается усилиями религиозных деятелей; обоснование теологической теории политической власти.
11 ПОЛИТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ И ПРОСВЕЩЕНИЯ освобождение политической науки от теологии; развитие гуманистических начал в политической теории; анализ проблем и свобод человека, закона и государства, демократического устройства общественной жизни.
12 Великий флорентинец Н. Макиавелли первым стал рассматривать политику как особую сферу научного исследования. Основной его труд – знаменитая книга "Государь", в которой Макиавелли: дал самодержцам исчерпывающие рекомендации по завоеванию и удержанию власти; впервые сформулировал идеологию централизованной монархической власти; считал, что народ не играет никакой роли в государстве; подчеркивал, что правитель сам определяет цели своей политики и добивается этих целей, используя любые средства; утверждал, что политика аморальна, мораль и политика не совместимы.
13 На рубеже 17 – 18 веков в Европе возникло явление, которое принято называть Просвещением. Это общекультурное движение в качестве идеала выдвигало утверждение на земле "царства разума" путем распространения знаний, искоренения невежества, всестороннего воспитания личности и пр. В котором люди будут совершенными во всех отношениях, восторжествует гармония интересов свободного индивида и справедливого общества, гуманизм станет высшей нормой социальной жизни. В политической мысли это отразилось в виде концепций "просвещенного абсолютизма".
14 ПОЛИТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ формирование либеральной политической идеологии; обоснование необходимости разделения властей; анализ ценностей и механизма функционирования буржуазной демократии; формирование концепции прав человека и гражданина. Теория разделения властей по праву принадлежит французскому просветителю Шарлю Луи Монтескье. Верховенство права, по мнению Монтескье, может быть обеспечено лишь разделением властей на законодательную, исполнительную и судебную с тем, чтобы различные власти могли взаимно сдерживать друг друга.
15 Идеи Ж. Ж. Руссо: утверждал, что главное зло – частная собственность; первым разграничил государство и гражданское общество; доказывал необходимость прямого народного правления.
16 СОВРЕМЕННЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ Первый период Второй период теория заинтересованных групп (А. Бентли); теория элиты (правящего класса) (Г. Моска, В. Парето); социологическая теория государства (М. Вебер); теория олигархизации власти (Р. Михельс); психологическая теория власти (Г. Лассуэл) новая теория демократии (И. Шумпетер); плюралистическая теория демократии (Р. Даль); теория партисипаторной демократии (К. Макферсон, Дж. Вольф, Б. Барбер); концепция государства благосостояния, общества потребления (Дж. Катона, У. Ростоу, О. Тоффлер).
17 Третий период футурологическая концепция единого мирового государства (Кларк, Сон); концепция постиндустриального общества (Д. Белл, Р. Арон, Дж. Гэлбрайт, З. Бжезинский); концепция информационного общества (О. Тоффлер, Дж. Нейсбит, Е. Масуда); концепция национального интереса (Г. Моргентау); теория элитарной демократии; - силовая концепция власти.
18 По уровню исследуемых объектов политики: концепции глобального или международного порядка; концепции общественного уровня; концепции политической сферы общества и политического развития; концепции важнейших подсистем политической системы общества; концепции отдельных или частных политических явлений. По политико-идеологической направленности: либеральные; консервативные; социал-реформистские; марксистские; анархистские. По специфике предмета и объекта исследования: политико-правовые; социологические; психологические; эмпирические. СОВРЕМЕННЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ И КОНЦЕПЦИИ МОЖНО КЛАССИФИЦИРОВАТЬ ПО СЛЕДУЮЩИМ ОСНОВАНИЯМ:
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.