Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемMarina Mikhaylova
1 ЗАНЯТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ГРУППАХ Раздел 1. Организация физического воспитания в специальных медицинских группах ( СМГ ) в школе и ВУЗе. Тема 1.1. Особенности физического развития школьников и студентов с отклонениями в состоянии здоровья. Эпидемиология наиболее распространённых заболеваний и нарушений здоровья у школьников и студентов. Принципы комплектования медицинских групп. Основные Задачи ФВ в СМГ. Доцент, к. п. н, Иванова Н. Л. РГУФКСМиТ Москва
2 ВВЕДЕНИЕ По данным Минздрава РФ, за последние 10 лет число школьников с хроническими заболеваниями возросло в 1,5 раза. Сейчас только 10% школьников можно назвать здоровыми, 50% имеют ту или иную патологию, а 40% относятся к группе риска. Около 25-30% детей, приходящих в 1- е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья, а среди выпускников школ уже более 80% нельзя назвать абсолютно здоровыми. Наиболее распространены среди школьников и студентов следующие нарушения и заболевания : пищеварительной системы ( гастриты, гастродуодениты ), ОДА ( нарушения осанки и сколиоз ), сердечно - сосудистой системы ( вегето - сосудистая дистония, артериальная гипертензия ), обмена веществ ( ожирение ), органов зрения ( миопия ), нервной системы ( остеохондроз позвоночника, неврозы ).
3 Занятия физической культурой в СМГ В школе
4 ЗАДАЧИ ФВ в СМГ В ШКОЛЕ : Укрепление здоровья, ликвидация или стойкая компенсация нарушений, вызванных заболеванием. Улучшение показателей физического и моторного развития. Освоение жизненно важных двигательных умений, навыков и качеств. Постепенная адаптация организма к физическим нагрузкам, расширение диапазона функциональных возможностей организма. Закаливание организма, повышение его защитных сил и сопротивляемости. Воспитание сознательного и активного отношения к ценности здоровья и здоровому образу жизни. Воспитание навыка регулярного выполнения оздоровительных упражнений, рекомендованных учащемуся с учетом особенностей имеющегося у него заболевания. Обучение способам самоконтроля при выполнении физических нагрузок. Освоение правил личной гигиены, рационального режима труда и отдыха, полноценного и рационального питания.
5 ГРУППЫ ЗДОРОВЬЯ : группа здоровья I – дети здоровые, с нормальным развитием и нормальным уровнем функций, и дети, имеющие внешние компенсированные врожденные дефекты развития ; группа здоровья II – дети здоровые, но с факторами риска по возникновению патологии, функциональными и некоторыми морфологическими отклонениями, хроническими заболеваниями в стадии стойкой клинико - лабораторной ремиссии не менее 3–5 лет, врожденными пороками развития, не осложненными заболеваниями одноименного органа или нарушением его функции, а также со сниженной сопротивляемостью к острым хроническим заболеваниям ; группа здоровья III – дети с хроническими заболеваниями и врожденными пороками развития разной степени активности и компенсации, с сохраненными функциональными возможностями ; группа здоровья IV – дети, имеющие значительные отклонения в состоянии здоровья постоянного ( хронические заболевания в стадии субкомпенсации ) или временного характера, но без выраженного нарушения самочувствия, со сниженными функциональными возможностями ; группа здоровья V – дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями.
6 Медицинские Группы К основной медицинской группе при занятиях ФВ целиком относится группа здоровья I, а также частично группа здоровья II ( в тех случаях, когда имеющееся заболевание не накладывает существенных ограничений на двигательный режим ). Это школьники без отклонений в состоянии здоровья и физическом развитии, имеющие хорошее функциональное состояние и соответствующую возрасту физическую подготовленность, а также учащиеся с незначительными ( чаще функциональными ) отклонениями, но не отстающие от сверстников в физическом развитии и физической подготовленности. Например : умеренно выраженная избыточная масса тела, некоторые функциональные нарушения органов и систем, дискинезия некоторых органов, кожно - аллергические реакции, уплощение стоп, слабо выраженная нейроциркуляторная дистония, легкие астенические проявления. Отнесенным к этой группе разрешаются занятия в полном объеме по учебной программе ФВ, подготовка и сдача тестов индивидуальной физической подготовленности. Им рекомендуются занятия видом спорта в спортивных кружках и секциях, группах ДЮСШ с подготовкой и участием в спортивных соревнованиях, турнирах, спартакиадах, спортивных праздниках и т. п. К подготовительной медицинской группе относятся дети II группы здоровья, имеющие отставание в физическом развитии ; недостаточную физическую подготовленность ; незначительные отклонения в состоянии здоровья. Специальная цель ФВ детей с недостаточным физическим и двигательным развитием ( подготовительная группа ) состоит в том, чтобы повысить их физическую подготовленность до нормального уровня. Ослабленное состояние здоровья можно наблюдать как остаточные явления после перенесенных острых заболеваний, при переходе их в хроническую стадию, при хронических заболеваниях в стадии компенсации. Дети занимаются физическими упражнениями по общей программе, но при этом требуется соблюдение ряда ограничений и специальных методических правил, в частности, им противопоказаны большие объемы физических нагрузок с высокой интенсивностью. К специальной медицинской группе ( СМГ ) относят тех детей, чье состояние здоровья требует занятий физическими упражнениями по отдельной программе, учитывающей особенности их здоровья (III-IV группы здоровья ). Занятия ФВ для детей, отнесенных к СМГ, являются обязательными и включаются в структуру общей учебной нагрузки учащегося.
7 Модель организации занятий физической культурой детей дошкольного и школьного возраста, отнесенных по состоянию здоровья к разным медицинским группам Дошкольный возраст Младший школьный возраст Средний школьный возраст Старший школьный возраст I группа Здоровые дети, без отклонений в состоянии здоровья II группа Часто и длительно болеющие дети с мо рф о функциональными отклонениями и снижением сопротивляемости III группа Дети, имеющие хронические заболевания в состоянии компенсации IV группа Дети, имеющие хронические заболевания в состояниисубкомпенсаии V группа Дети, имеющие хронические заболевания в состоянии декомпенсации Основнаягруппа Основнаяучебнаяпрограммафизвоспитания ( школа ) Подготовительнаягруппа Основная учебная группа с элемента - ми ЛФК ( школа ) Специальная медицинская группа Специальная программа физического воспитания Специальная программа физического воспитания ( школа ) Занятия ЛГ ( поликлиника, ВФД ). Специальная медицинская группа
8 3. Декомпенсация - нарушение нормального функционирования отдельного органа, системы органов или всего организма, наступающее вследствие исчерпания возможностей или нарушения работы приспособительных механизмов к патологическим изменениям, вызванным заболеванием ( например, декомпенсация сердца при его пороках ). 1. Практически любой орган или система органов имеет механизмы компенсации, обеспечивающие приспособление органов и систем к изменяющимся условиям (изменениям во внешней среде, изменениям образа жизни организма, воздействиям патогенных факторов). 2. Субкомпенсация – это одна из стадий заболеваний, во время которой клинические симптомы постепенно нарастают и самочувствие ухудшается.
9 Деление на подгруппы в СМГ В рамках СМГ выделяют подгруппу А с отклонениями в состоянии здоровья постоянного или временного характера ( после травм и перенесенных заболеваний ), требующими ограничения объема и интенсивности физических нагрузок, но допускающими выполнение специализированной учебной программы по ФВ в учебных заведениях в щадящем режиме. Если здоровье и показатели физического развития этих детей будут улучшаться, впоследствии их можно перевести в подготовительную группу. Учащиеся, отнесенные к подгруппе А, занимаются ФК по специальной программе в учебном заведении под руководством преподавателя ФК. Подгруппа Б - дети, имеющие значительные отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, в том числе серьезные хронические заболевания, требующие существенного ограничения объема и интенсивности физических нагрузок ( в зависимости от характера и тяжести заболевания ) и выполнения физических упражнений лечебного ( ЛФК ) или оздоровительного характера под контролем квалифицированного педагога и врача. Учащиеся, отнесенные к подгруппе Б, занимаются ФК в поликлинике, ВФД под руководством квалифицированного педагога и специально подготовленного медицинского работника по индивидуальным программам.
10 ЧСС при занятиях физической культурой Для школьников подгруппы А физические нагрузки постепенно возрастают по интенсивности и объёму, согласно адаптационным и функциональным возможностям организма. Двигательные режимы проводят при ЧСС уд / мин. в начале четверти и доводят интенсивность физических нагрузок ЧСС до уд / мин. в минуту в основной части урока к концу четверти. Двигательные режимы при ЧСС уд / мин. самые оптимальные для кардио-респираторной системы в условиях аэробного обмена и дают хороший тренирующий эффект. Для школьников подгруппы Б двигательные режимы проводят при ЧСС не более уд / мин. в течение всего учебного года. По данным физиологов, такие двигательные режимы способствуют ( адекватной ) работе сердечно - сосудистой, дыхательной и нервной систем, ОДА и других органов и систем детского организма. Увеличивается минутный объём крови за счет систолического объёма, улучшается внешнее и тканевое дыхание. При таких двигательных режимах хорошо формируются жизненно необходимые навыки и умения, без предъявления ослабленному организму повышенных требований.
11 Организация занятий В ШКОЛЕ Школьники, отнесенные к СМГ как к подгруппе А, так и к подгруппе Б, должны заниматься адаптивным ФВ, занятия по которому планируются в расписании и проводятся до или после уроков из расчета два раза в неделю по 45 минут или три раза в неделю по 30 минут. Дети и подростки, отнесенные к СМГ, в связи с их разделением на подгруппы А и Б образуют группы, состоящие из школьников разных классов 1-4, 5-8, 9-11 или других сочетаний, и занимаются в них до или после уроков. Для проведения занятий в одну группу объединяют учащихся с заболеваниями внутренних органов : сердечно - сосудистой, дыхательной, пищеварительной и эндокринной систем ; в другую с нарушениями зрения и функциональными расстройствами НС ; в третью - с нарушениями функции ОДА ( травматология и ортопедия ). При малочисленности групп их объединяют.
12 Для повышения эффективности ФВ школьников СМГ необходимо использовать помимо уроков ФК дополнительные формы и средства ФВ : занятия утренней гигиенической гимнастикой ( УГГ ), физкультурные паузы, подвижные игры на переменах ; крайне полезны прогулки на свежем воздухе, ближний туризм, элементы различных видов спорта ( катание на лыжах, плавание и т. п.).
13 Занятия физической культурой в СМГ в ВУЗах
14 Задачи ФВ в СМГ в ВУЗе : укрепление здоровья, совершенствование двигательной координации и повышение уровня развития физических качеств, освоение техники различных видов упражнений, входящих в учебную программу.
15 Комплектация групп Группа « А » формируется из студентов с заболеваниями сердечно - сосудистой и дыхательной систем. В группу « Б » зачисляются студенты с заболеваниями других внутренних органов ( ЖКТ, мочеполовой системы ), нарушениями обменных процессов в организме. В эту же группу можно включить тех, кто имеет нарушения зрения ( в основном это миопия, т. е. близорукость, от 5,0 до 7,0 D). Студенты с миопией имеют ограничения в выполнении прыжковых упражнений, упражнений, связанных с сопротивлением и натуживанием. К группе « В » можно относятся студенты с выраженными нарушениями функции ОДА, с остаточными явлениями после параличей и парезов, после перенесённых травм верхних и нижних конечностей, с остеохондрозом позвоночника, с нарушением осанки, сколиозом, плоскостопием.
16 Занятия по ФВ в ВУЗах осуществляются в следующих формах : Учебные занятия – 2 раза в неделю ( в сетке учебного расписания ) по 2 ч. Физические упражнения в режиме дня ( УГГ, физкультурные паузы ). Массовые и самостоятельные занятия физическими упражнениями. Массовые оздоровительные физкультурные мероприятия, проводимые в свободное от занятий время : в выходные дни, в каникулы, в оздоровительно - спортивных лагерях, во время учебной практики.
17 Организация занятий, ЧСС во время нагрузки Интенсивность и объем нагрузки изменяются на протяжении всего цикла занятий. Так для 1- го семестра характерна сравнитель но невысокая плотность занятий (55 %). Та же картина наблюдается и во 2- м семестре. Это связано с тем, что, во - первых, в начальный период занятий нагрузка должна быть малой, а затем постепенно нарастать ; во - вторых, в 1- м и во 2- м семестрах освоение нового учебного материала требует много времени. Плотность занятий заметно возрастает на II курсе, поскольку студенты уже освоили необходимые двигательные действия, приобрели некоторые умения и навыки, повысили уровень физической подготовленности. Плотность занятий к 4- му семестру повышается до 65 – 75 %. Интенсивность занятий определяется по ЧСС и зависит от характера и этапа занятий. Так, на занятиях с преобладанием обуче ния двигательным действиям ЧСС составляет уд / мин. Н последующих этапах, где объем работы ( количество упражнений, длина отрезков, количество повторений и т. д.) и скорость их выполнения возрастают, ЧСС увеличивается до уд / мин.
18 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.