Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемТоктохоева Цыпелма
1 Особенности логопедической работы при нарушениях опорно- двигательного аппарата
2 Детский церебральный паралич заболевание центральной нервной системы при ведущем поражении двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга. обычно проявляющееся в раннем детском возрасте и характеризующееся двигательными нарушениями: -параличами, слабостью мышц, -нарушением координации, -непроизвольными движениями.
3 Причины возникновения детского церебрального паралича : I группа (дородовые) относят : - инфекционные заболевания матери во время беременности (краснуха, цитомегалия, токсоплазмоз, грипп и др.), -сердечно-сосудистые и эндокринные нарушения у матери, -- токсикозы беременных, - иммунологическую несовместимость крови матери и плода. II группа (возникающие после рождения ребенка) относят церебральные параличи вследствие менингита, энцефалита, менингоэнцефалита, черепно-мозговых травм.
4 Основные проявления ДЦП Ведущий дефект при ДЦП – двигательные нарушения: у детей задержано и нарушено формирование всех двигательных функций (с трудом и опозданием может формироваться функция удержания головы, навыки сидения, стояния, ходьбы, манипулятивной деятельности). Поражение двигательной сферы при детском церебральном параличе может быть выражено в разной степени. Без соответствующей коррекции моторного развития происходит неблагоприятное развитие нервно-психических функций ребенка.
5 Особое место в клинике детского церебрального паралича занимают расстройства речи. Частота нарушений речи при детском церебральном параличе составляет 70-80%.
6 Особенности понимания речи учащимися с ДЦП (по материалам Е.М. Мастюковой )
7 Особенностью нарушений моторики при детском церебральном параличе является не только несформированность произвольных движений, но и сохранение врожденных примитивных двигательных автоматизмов: тонического лабиринтного, шейного тонического и асимметричного шейного тонического рефлексов. При проведении логопедической работы с детьми с ДЦП необходимо учитывать, что тонические рефлексы оказывают влияние на мышечный тонус артикуляционного аппарата. ЛТР повышает мышечный тонус корня языка. СШТР повышает мышечный тонус спинки и кончика языка. Выраженность этого рефлекса затрудняет дыхание, голосообразование, произвольное открывание рта, продвижение языка вперед и вверх. АШТР вызывает асимметричное повышение тонуса в речевой мускулатуре: тонус больше повышается на стороне, противоположной повороту головы ребенка. Влияние указанных тонических рефлексов определяет специфику артикуляционных расстройств при детском церебральном параличе.
8 Задачей логопедической работы при детском церебральном параличе является развитие ощущений артикуляционной моторики: поз и движений, преодоление и предупреждение оральной диспраксии. Для улучшения ощущений артикуляционных движений используются упражнения с сопротивлением, чередование упражнений с открытыми глазами со зрительным контролем движений с помощью зеркала и с закрытыми глазами.
9 Особенностью нарушений звукопроизносительной стороны речи при дизартрии у детей с церебральным параличом является то, что при всех видах активных движений в конечностях нарастает мышечный тонус в артикуляционной мускулатуре Для развития речевого дыхания рекомендуются различные упражнения на дутье. Однако для детей с церебральным параличом, особенно в раннем возрасте, они не всегда полезны в тех случаях, когда ребенок их производит с чрезмерным усилием, что усиливает его общее мышечное напряжение.
10 Специфика работы по развитию лексики является сочетание коррекционных мероприятий по совершенствованию восприятия и представлений с словесным обозначением предметов и явлений окружающей действительности. Возраст Ур. рр Работа проводится по : 1. дошкольный I- обучению понимать и произносить названия окружающих предметов и действий с ними, - различать и называть части предметов (части лица и тела человека и т. д.). 2. Младший дошкольный возраст I - II-пополнятся словарь названиями предметов (в быту), - предметы обихода (посуда, мебель, одежда, игрушки). -- дифференцируют восприятия и представления ребенка (знакомят с особенностями предметов, их назначением) 3. средний и старший возрасте III-Расширяется словарь - учат ориентироваться в пространстве - развивают временные представления
11 Развитие словаря большое значение имеют ранние коррекционные мероприятия, направленные на расширение практического и чувственного опыта ребенка. Этапы формирования словаря I. осуществляется первичное ознакомление детей с предметами, их изображениями и действиями с ними. II. осуществляется более углубленное ознакомление детей с предметами, их качествами и свойствами III. занятия усложняются за счет увеличения набора выделяемых качеств и свойств предметов. IV. Формируются обобщения и понятия. Спецификой работы над лексикой детей с церебральным параличом является ее опосредование предметно-практической и игровой деятельностью, тесная взаимосвязь с развитием и коррекцией сенсорных функций и познавательной деятельности.
12 Формирование лексико – грамматической стороны речи осуществляется как единый неразрывный процесс. При этом обращается особое внимание на усвоение ребенком однокоренных слов, подготовку его к овладению морфологическим анализом. Методы работы дифференцируются в зависимости от структуры речевого нарушения. Формирование связной речи требует тесного взаимодействия фонологических, грамматических и лексических умений и навыков. При этом ведущим является развитие грамматических умений. Они возникают в процессе речевого общения по мере созревания речевых механизмов мозга. В силу двигательных и речедвигательных расстройств общение ребенка с окружающими ограничено, это определяет специфические трудности развития у детей связной речи.
13 Механизм в образования разных уровней системности 1. это постепенное развитие системности с выработкой стереотипных форм, условных связей. У детей с церебральным параличом наблюдается задержка созревания нижнетеменных ассоциативных областей коры головного мозга. Нарушается : смысловой уровень организации связной речи, дети испытывают затруднения в назывании предметов, как бы забывают слова, с трудом подбирают нужное слово. Развернутая связная речь упрощается, употребляют в основном заученные фразеологические образования. 2. экстренная выработка систем условных связей. У детей наиболее выражена задержка созревания лобных отделов мозга (гиперкинетическая и атонически-астатическая форма детского церебрального паралича, а также некоторые формы спастической диплегии, возникающие у недоношенного ребенка). Нарушаются : мотивы речевого высказывания, последовательная программа сообщения, страдает направленность речевой деятельности.
14 Письменная речь Специфические затруднения при письме у детей с церебральным параличом чаще всего обусловлены недостаточностью взаимосвязи зрительных образов слов с их звуковыми и артикуляционными, с несформированностью зрительно-моторной координации. Ребенок не может плавно прослеживать движения пишущей руки, это затрудняет слитное написание слов или отдельных слогов, чаще со стечениями согласных. В результате возникают : -пропуски, -перестановки слогов и слов, -в некоторых случаях повторение одних и тех же букв или слогов, а иногда и слов
15 ФОРМЫ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ ПРИ ДЕТСКОМ ЦЕРЕБРАЛЬНОМ ПАРАЛИЧЕ Дизартрия Алалия Дислексия Дисграфия Моторная алалия Нарушение письменной речи
16 Выводы и проблемы У детей с церебральным параличом отмечаются различные нарушения речи, в среднем их частота составляет 7080%. Особенности структуры нарушений речи и степень их выраженности зависит в первую очередь от локализации и тяжести поражения мозга. Речевые нарушения у детей с ДЦП включают: фонетико-фонематические, которые проявляются в рамках различных форм дизартрии; специфические особенности усвоения лексической системы языка, обусловленные спецификой самого заболевания. При формировании лексической системы языка у детей с церебральным параличом необходимо широкое опосредование всех занятий практическими задачами с опорой на игровые приемы, активизирующие познавательную деятельность ребенка. При этом детей специально обучают способам сенсорного обследования предметов; нарушения грамматического строя речи, которые неразрывно связаны с лексическими и фонетико- фонематическими расстройствами, их формирование осуществляется как единый неразрывный процесс; нарушения формирования связной речи и понимания речевого сообщения, которые имеют некоторую специфику при разных формах церебрального паралича. Эти нарушения могут иметь как специфически лингвистическую природу, так и неспецифический характер в связи с общими психическими особенностями детей с церебральным параличом; все формы дисграфии и дислексии. В генезисе этих нарушений большая роль принадлежит несформированности зрительно-моторных и оптико-пространственных систем. Их формирование, а также развитие артикуляционно-акустических навыков имеет важное значение в предупреждении и коррекции дислексии и дисграфии у детей с церебральным параличом.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.