Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемТатьяна Матвиенко
1 Презентация « Деонтология »
2 ПЕДАГОГИЧЕСК АЯ ДЕОНТОЛОГИЯ Сложен путь учителя. И совсем неплохо представить его заранее. А главное – понять, каким должен быть человек, чтобы учить, наставлять новое поколение. Е.В. Селезнева
3 Педагогическая этика Понятие деонтологии в словарях имеет определенный спектр толкований: в словаре «Объяснение иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней» деонтология « (греч. от deon, ontos – необходимое; logos – слово) – это мораль, наука нравственности» [1];
4 в словаре «иностранных слов, вошедших в состав русского языка» деонтология обозначена как «учение о правах и обязанностях человека, учение о его нравственности»
5 в «Словаре иностранных слов» под ред. Н.Г.Комлева деонтология «[< гр. deon (deontos) - должное + logos - учение] - 1) учение о долге, составляющее раздел этики; 2) совокупность этических норм и принципов поведения медицинского работника при выполнении своих профессиональных обязанностей (по отношению к пациентам и к коллегам- врачам)» [3];
6 - в «Новейшем философском словаре» деонтология «(греч. deo – должное и logos – учение, слово) - концепция, раздел этической теории, в котором рассматриваются вопросы, связанные с понятием долга» [4]; - в «Оксфордском толковом словаре» деонтология «(deontology) – наука, занимающаяся изучением этики и корректного поведения людей» [5];
7 Термин «деонтология» впервые был введен Бентамом, который употребил его для обозначения теории нравственности. Джереми (Иеремия) Бентам (Jeremy Bentham) – (1748 г г.) английский философ, юрист, один из основателей Лондонского университета. Организатор и экономист, в науке он известен тем, что разработал одно из узких направлений в теории утилитаризма (utilitas – полезный), утверждая, что каждое действие человека должно оцениваться с позиции той пользы, которую оно приносит людям.
8 В СССР об этом направлении стало известно со времен революции 1917 года, когда отвергая все «наследие царского режима», под угрозой наказания правительство запретило существование этики, важнейшей составляющей каждой науки,
9 в 1946 году основоположник советской онкологии Николай Николаевич Петров пишет книгу о хирургической этике. 70- летний Н.Н.Петров понимает, что в СССР книга об этике издана быть не может и заменяет в рукописи термин «этика» никому не известным термином «деонтология»
10 Как известно, для любой науки характерен процесс дифференциации, обусловленный уточнением ее предметной сферы. ВОЗНИКЛА: - педагогическая деонтология – наука о поведении педагога в соответствии с профессиональным долгом [10] (Е.Н.Жуманкулова, Г.А.Караханова, Г.М.Кертаева, Г.М.Коджаспирова, А.Е.Кудерина, М.Ш.Кунанбаева, К.М.Левитан и др.);
11 раздел педагогики, который изучает особенности профессионального поведения педагога и педагогическую этику, гарантирующую отношения доверия между участниками деятельности и общения; вопросы педагогической компетенции. (Кичева И.В. Обогащение педагогической терминологии в 90-е годы XX века. - Пятигорск, С. 148) Деонтология( педагогическая)
12 психологическая деонтология, изучающая этические аспекты взаимодействия «помогающий – принимающий помощь» и психологические личностные механизмы, обеспечивающие моральную надежность специалистов помогающих профессий [12] (М.А.Гулина, А.А.Крылов, И.В.Силуянова, А.И.Юрьев и др.);
13 И ТАК: педагогическая деонтология – это наука о комплексе этических, правовых принципов и правил педагога, соответствующих честному, добросовестному выполнению им своего профессионального долга.
14 Принципы педагогической деонтологии Принципы педагогической деонтологии – это исходные непререкаемые требования, предъявляемые к профессиональной деятельности педагога и выполняющие функцию социальных ориентиров его поведения в различных системах взаимоотношений. Основывается на постулатах биоэтики, принятых на IV Всемирном конгрессе в г.Токио:
15 - необходимо признать автономию личности (personal autonomy), т.е. право каждого человека решать самому все проблемы, касающиеся его самого, его психики, эмоционального статуса и др.; - необходимо соблюдать справедливость во всем; - необходимо соблюдать принцип «Не наноси вред, а делай добро!», означающий с этической точки зрения оказание правильного влияния на человека
16 Педагогическая этика - часть педагогического мастерства deon Важным основанием профессиональной культуры педагога является педагогическая этика или деонтология ( от греч.deon- долг и logos- учение ), этика ( от греч.ethos- нрав, обычай )- наука о нормах и правилах поведения, взаимоотношений между людьми. Педагогическая этика на основе обще этических норм определяет нормативные нравственные позиции, которыми необходимо руководствоваться педагогу в процессе общения с учащимися, их родителями, коллегами.
17 Составьте тезаурус основных понятий педагогической деонтологии: деонтология, педагогическая деонтология, «Юма принцип», Деонтологическое мышление педагога, Деонтологический потенциал педагога, деонтологическое самосознание и другие,
18 Этический кодекс взаимоотношений педагога с коллегами по работе Не спешите подвергать критике установившиеся годами в этом учреждении традиции, формы работы и « с ходу » предлагать те или иные нововведения. Обсуждая открытый урок или занятие преподавателя, начните с характеристики положительных моментов ; этим вы окажете ему моральную поддержку. Если в классе, где вы вели свой предмет, учащиеся не справились с заданием или плохо вели себя на уроке, некорректно винить в этом детей, классного руководителя, родителей. Надо искать причины неудач в собственных методических просчетах. Если вы не согласны с мнением старшего, уважаемого коллеги или администрации, не следует занимать соглашательскую позицию, но и не стоит обострять отношения. Помните : ваша доброжелательность, контактность, стремление к деловому сотрудничеству, готовность учесть лучший опыт, поддержать новое начинание - главные предпосылки благоприятной атмосферы успешной деятельности и хорошего творческого самочувствия в трудовом коллективе.
19 Требования педагогической этики : 1. Установка, усиливающая веру в успех ; 2. Установление правильных взаимоотношений между учителем и учеником. Преподавателем и студентом ; 3. Доброжелательное отношение к каждому учащемуся ; 4. Благоприятное речевое общение со студентами. Учениками с самой первой встречи ; 5. Облик самого преподавателя, внешний вид, сама обстановка в аудитории.
20 Педагогический такт Такт – чувство меры, создающее умение вести себя приличным, подобающим образом ( словарь С. И. Ожегова ) Педагогический такт – принцип меры, который педагог должен соблюдать в процессе общения с детьми ; определяется педагогическим мастерством, опытом, уровнем культуры и личностными качествами педагога ; выражается в умении найти оптимальные меры воспитательного воздействия в любых ситуациях ( в том числе и в конфликтных ), не унижая достоинства ребенка и не вызывая у него сопротивления воспитанию ( педагогический энциклопедический словарь под ред. Б. М. Бим - Бада ) Педагогический такт предполагает учет личностных особенностей субъектов общения, соблюдение нравственно - этических профессиональных установок педагога. Педагогический такт - профессиональное качество педагога, часть его мастерства.
21 Основные признаки педагогического такта : Естественность, простота обращения без фамильярности ; Искренность тона, лишенная всякой фальши ; Доверие к школьнику без попустительства ; Просьба без упрашивания ; Советы и рекомендации без навязчивости ; Требования и внушения без подавления самостоятельности воспитанника ; Серьезность тона без натянутости в отношениях ; Ирония и юмор без уничижающей насмешливости ; Требовательность без мелкой придирчивости ; Деловитость в отношениях без раздражительности, холодности и сухости ; Твердость и последовательность в осуществлении воспитательных воздействий без необоснованной отмены требования ; Развитие самостоятельности без мелочной опеки ; Быстрота и своевременность воспитательного воздействия без поспешности опрометчивых решений ; Внимательность к ученику без подчеркивания своего контроля ; спокойная сосредоточенность и уравновешенность в общении, исключающая безразличие и излишнюю возбудимость ; Ведение беседы с учащимися без дидактизма и морализирования. Главный признак педагогического такта – нахождение меры в отношениях педагога и учащихся в процессе общения.
22 Педагогическое разрешение конфликта Виды конфликтов : Внутренние и внешние ; Межличностные и межгрупповые ; Социальные ; Межнациональные и межгосударственные ; Потенциальные и актуальные ; Прямые и опосредованные ; Конструктивные ( стабилизирующие, продуктивные ) и деструктивные ( неконструктивные ); Вертикальные и горизонтальные ; Предметные и личностные ; Ролевые ; Мотивационные ; Коммуникационные ( основанные на непонимании ).
23 Правила разрешения конфликтов : Прежде всего следует попытаться овладеть конфликтной ситуацией, а это значит - разрядить обоюдную эмоциональную напряженность. Как ? Начать с себя : убрать « лишнее » напряжение, скованность, бесцельные движения. Мимика, жесты. Поза, как мы знаем, не только выражают внутреннее состояние, но и влияют на него. Итак, внешнее спокойствие и выдержка !
24 Правила разрешения конфликтов : Попытаться понять мотивы поведения собеседника. Включение мысленного анализа снижает эмоциональное возбуждение. Лучше выразить понимаю затруднительного положения : « Я не понимаю твое состояние », передать свое состояние : « Меня огорчает ». Итак, не пытайтесь сразу оценивать поступок, стремитесь сначала выразить свое отношение к сложившейся ситуации.
25 Правила разрешения конфликтов : Согласовать цель. Необходимо как можно раньше осознать то, что объединяет вас с учеником, увидеть « общую точку отсчета » взаимодействия, продемонстрировать его, выходя на позицию « мы »
26 Правила разрешения конфликтов : Закрепить свою позицию уверенностью в возможности продуктивного решения. И наконец, после разрешения конфликта мысленно вернуться к нему, проанализировать его причины и возможности предотвращения. Всегда легче избежать острого столкновения, нежели погасить его.
27 Правила разрешения конфликтов : Своим поведением повлиять на партнера ( ученика, коллегу ). Снять напряженность помогает молчаливое рассмотрение лица соучастника конфликта, что даст возможность учителю сосредоточиться, изучить его состояние.
28 Заповеди педагогического общения Педагогический процесс основывается на отношениях педагога с детьми, придающих неповторимый личностный смысл, окрашивающих учебный процесс гаммой чувств, без которых никогда не достигнуть тайников детской души. При организации педагогического общения нельзя исходить только из педагогических целей и задач. Организуя педагогическое общение, важно точно и адекватно ориентировать речь на конкретного ребенка или на всю группу учащихся. Общение в педагогическом процессе нельзя ограничивать только одной функцией – информацией. Вступая в контакт с детьми, не организуйте с ними общение « по вертикали », сверху вниз. Следует строить взаимоотношения так, чтобы позиция ведущего естественно вытекала из всей логики педагогического процесса.
29 Заповеди педагогического общения Важно ощущать психологическую атмосферу в классе - без этого продуктивный учебно - воспитательный процесс невозможен. Научитесь видеть себя как бы со стороны, глазами детей. Анализировать собственную деятельность. Надлежит научиться слушать детей. Организуя общение с детьми, необходимо постоянно стремиться понять их настроение, уловить малейшие изменения в микроклимате класса ; необходимо развивать в себе педагогическую наблюдательность. Необходимо помнить, что конфликт может быть : следствием педагогической неграмотности ; результатом столкновения требований. Установок, ценностных ориентаций, привычек и навыков ; нужно анализировать причины конфликта.
30 Заповеди педагогического общения Чаще улыбайтесь детям. Улыбка при входе учителя в класс говорит о том, что встреча с учащимися приятна вам. Пусть из ваших уст почаще звучат одобрение, похвала, поощрение. Следует развивать коммуникативную память - это поможет быстро восстановит предыдущую ситуацию общения с классом, воспроизводить эмоциональную атмосферу общения. Расставлять верные акценты. Не забывайте о коммуникативной подготовке к уроку. Умейте анализировать процесс общения. Следите за собственной речью ! Помните, что она - отражение вашей личности.
31 Некоторые качества педагога Честность Доброжелательность Глубокая заинтересованность в успехах своих питомцев, уважение к их личности Чувство ответственности за результаты труда Соблюдение дисциплины …..
32 Заключение « Пойми ученика »- профессиональная заповедь педагога. Понять - это значит проникнуть во внутреннее, душевное состояние, понять мотивы действий, поступков, переживаний. Общение педагога и учащегося порой становится судьбоносным. Умение, слушая, слышать своего собеседника - это мастерство преподавателя и, безусловно, искусство общения. « Пойми ученика »- профессиональная заповедь педагога. Понять - это значит проникнуть во внутреннее, душевное состояние, понять мотивы действий, поступков, переживаний. Общение педагога и учащегося порой становится судьбоносным. Умение, слушая, слышать своего собеседника - это мастерство преподавателя и, безусловно, искусство общения.
33 Спасибо за внимание !
34 Список использованной литературы : В. Писаренко, И. Писаренко. Педагогическая этика. Минск, 1986 И. Чернокозов. Профессиональная этика учителя. Киев, 1988 Ю. Азаров. Искусство воспитывать. М, html _of_psychology/detsk_psih/obsh_sved.phphttp://tsput.ru/faculties_and_departments/departments/department _of_psychology/detsk_psih/obsh_sved.php html http://mostiont.ucoz.ru/news/pedagogicheskaja_ehtika_i_moral/
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.