Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемВиктория Андреева
1 «Бедная Лиза» Цель урока: Познакомить учащихся с повестью Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» как ярким образцом произведений сентиментализма
2 Задачи: образовательные: закрепить знания о биографии Н.М.Карамзина; дать понятие сентиментализма как литературного направления; представить повесть «Бедная Лиза» Н.М.Карамзина как образец сентиментализма; воспитательные: способствовать воспитанию духовно развитой личности, формированию гуманистического мировоззрения. воспитывать отношение к любви как к внесословной ценности человека. развивающие: развивать навык выразительного чтения и анализа прозаического произведения; расширять словарный запас; способствовать развитию критического мышления, интереса к литературе сентиментализма.
3 Биография Николая Михайловича Карамзина ( – ) Николай Карамзин появился на свет 1 декабря 1766 года в родовом поместье Знаменское, недалеко от Симбирска в богатой дворянской семье. Начальное образование, весьма разностороннее, получил дома. В 13 лет был отправлен в частный пансион Шадена в Москве. В 1782 году отец его, отставной офицер, настоял, чтобы сын попробовал себя на военной службе, поэтому на два года Николай оказался в гвардейском Преображенском полку. Поняв, что карьера военного ему совершенно не интересна, он выходит в отставку. Не испытывая нужды заниматься нелюбимым делом для добывания хлеба насущного, начинает заниматься тем, что ему интересно – литературой. Сначала в качестве переводчика, потом пробует себя в качестве автора.
4 Карамзин - издатель и литератор В этот же период в Москве он близко сходится с кружком масонов, дружит с издателем и просветителем Новиковым. Увлекается изучением самых разных направлений в философии и для более полного знакомства с французскими и немецкими просветителями едет в Западную Европу. Его путешествие совпало по времени с Великой французской революции, Карамзин даже становится свидетелем этих событий и, поначалу, воспринимает их с большим воодушевлением. Вернувшись в Россию, он издает Письма русского путешественника". Это произведение – размышления мыслящего человека о судьбах европейской культуры. Средневековая догма о человеке, как о подчиненном чьему-то верховному разуму, свергнута с пьедестала. На смену ей приходит тезис о свободе личности как таковой, и Карамзин приветствует эту теорию от всей души. В 1792 году он печатает в собственном литературном журнале «Московский журнал», повесть Бедная Лиза, в которой развивает теорию равенства личности не зависимо от социального положения.
5 Карамзин-историк В 1818 году вышла в свет книга «История государства российского», впоследствии изданная на многих европейских языках. Работа над историей страны сблизила писателя с царем, поэтому он вскоре переехал ближе ко двору в Царское село. К концу жизни Карамзин стал ярым последователем абсолютной монархии. Писатель скончался в результате сильнейшей простуды 22 мая (3 июня) 1826 года в Петербурге.
6 Н.М.Карамзин Военная служба Смерть отца Отставка Симбирск Увлечение масонством Занятие литературой Изучение истории Симбирская губерния Родовитая, но небогатая дворянская семья Светское образование Знание иностранных языков Путешествие по Европе
7 Сентиментализм Художественное направление (течение) в искусстве и литературе конца XVIII – начала XIX веков. От англ. SENTIMENTAL – чувствительный. «Изящное изображение основного и повседневного» (П.А.Вяземский)
8 История создания повести Повесть «Бедная Лиза» написана в 1792 году. В 1796 году повесть вышла отдельной книгой. Повесть «Бедная Лиза» потому и была принята русской публикой с таким восторгом, что в этом произведении Карамзин первый у нас высказал то «новое слово». Таким «новым словом» было в повести самоубийство героини.
9 « Может быть, никто из живущих в Москве не знает так хорошо окрестностей города сего, как я, потому что никто чаще моего не бродит пешком, без плана, без цели – куда глаза глядят – по лугам и рощам, по холмам и равнинам» Заочная экскурсия по окрестностям Москвы
10 «Но всего приятнее для меня то место, на котором возвышаются мрачные готические башни Си…нова монастыря». Симонов монастырь
11 «На другой стороне реки видна дубовая роща, подле которой пасутся многочисленные стада: там молодые пастухи, сидя под тенью дерев, поют простые, унылые песни и сокращают тем летние дни, столь для них однообразные». Москва-река
12 «…в густой зелени древних вязов, блистает златоглавый Данилов монастырь». Данилов монастырь
13 «…ещё далее, почти на краю горизонта, синеются Воробьёвы горы». Воробьёвы горы
14 «… вдали село Коломенское с высоким дворцом своим». Село Коломенское
15 Пейзаж у Карамзина не только фон действия, но и средство психологической характеристики героя, «зеркало души». Вся история любви Лизы и Эраста погружена в картину жизни природы, постоянно меняющуюся соответственно стадиям развития любовного чувства. Роль пейзажа в повести
16 Рассказчик является полноценным героем повести. Посредник между читателем и жизнью героев, воплощенной его словом. Рассказчик задаёт эмоциональный тон повести своим переживанием за судьбы героев, его эмоции передаются читателю. Образ повествователя в повести
17 Художник Кипренский «Бедная Лиза» В день своей первой встречи с Эрастом она появляется в Москве с ландышами в руках; при первом появлении Эраста под окнами Лизиной хижины она поит его молоком, наливая его из «чистой кринки, покрытой чистым деревянным кружком» в стакан, вытертый белым полотенцем; в утро приезда Эраста на первое свидание Лиза, «…смотрела на белые туманы, которые волновались в воздухе». Мотив белизны, чистоты и свежести
18 Первая встреча «…. Лиза пришла в Москву с ландышами. Молодой, хорошо одетый человек, приятного вида, встретился ей на улице. Она показала ему цветы – и закраснелась. «Ты продаешь их, девушка?» – спросил он с улыбкою. – «Продаю», - отвечала она. – «А что тебе надобно?» – «Пять копеек».- «Это слишком дешево…….»
19 При первой встрече с Лизой он хочет заплатить ей за ландыши рубль вместо пяти копеек; покупая Лизину работу, он хочет «всегда платить в десять раз дороже назначаемой ею цены»; перед уходом на войну «он прин Удил ее взять у него несколько денег»; в армии он «вместо того, чтобы сражаться с неприятелем, играл в карты и проиграл почти все свое имение», из-за чего вынужден жениться на «пожилой богатой вдове». Мотив денег
20 Герои повести Эраст Лиза автор мать Лизы богатая вдова соседка Анюта
21 Кто же главный герой повести? Какую характеристику дают ему другие герои? Какую характеристику дает автор?
22 Лиза трудолюбивая кормилица Божеская милость отрада старости милая любезная нежная
23 Лиза любила матушку трудолюбивая самоотверженная робкая чистая услужливая радостная душа прелестная
24 Чувства Лизы отличаются глубиной, постоянством, бескорыстием. Она прекрасно понимает, что ей не суждено быть женой Эраста, и даже дважды говорит об этом в повести: «Матушка! матушка! как этому статься? Он барин; а между крестьянами...», «Однако же тебе нельзя быть моим мужем!.. Я крестьянка...». Но любовь оказывается сильнее разума. Признание Эраста наполнило сердце Лизы «чистым и вместе с тем страстным чувством», которое она не может скрыть. Героиня забыла обо всем и отдала всю себя любимому. Душа Лизы отличается богатством, глубиной. «И крестьянки любить умеют!»
25 Характеру крестьянки противопоставлен характер доброго, избалованного барина, не способного думать о последствиях своих поступков, Лиза привлекла его своей внешностью. Намерение обольстить девушку не входило в его планы: «Ему казалось, что он нашел в Лизе то, что сердце давно искало». Первоначально он думал «о чистых радостях», намеревался «жить с Лизой, как брат с сестрою». Эраст изображен Карамзиным не вероломным обманщиком-соблазнителем («довольно богатый дворянин» с «добрым от природы» сердцем, но «слабым и ветреным, он вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии...»). А какое мнение сложилось у вас об Эрасте?
26 Лиза Эраст Имя Елизавета означает «почитающая Бога» Прекрасная душой и телом, редкой красоты, трудилась день и ночь, любезная…крестьянка. Имя Эраст означает «возлюбленный» Довольно богатый дворянин, с изрядным умом и добрым сердцем… но слабым и ветреным. Он вёл рассеянную жизнь, думал только о своём удовольствии… Героев разделяют не только социальные, но и нравственные барьеры. Сопоставление героев
27 Социальное положение небогатая, живущая в бедности Отношение автора несчастная, горемычная, её жалко Социальный статус героини
28 Любовь героев Любовь стала испытанием для героя? Он плохо знал свой характер, переоценил свои нравственные силы. Идеалы Эраста сложились под воздействием книг: «Он читывал романы, идиллии; имел довольно живое воображение».Вскоре он «не мог уже доволен быть одними чистыми объятиями. Он желал больше, больше и, наконец, ничего желать не мог». Наступает пресыщение и желание освободиться от наскучившей связи. Его чувство эгоистично.
29 «Лиза рыдала Эраст плакал оставил её она упала стала на колени, подняла руки к небу и смотрела на Эраста, который удалялся далее далее и, наконец, скрылся, воссияло солнце, и Лиза, оставленная, бедная, лишилась чувств и памяти». Сцена расставания героев
30 Причины самоубийства Лизы Потеря смысла жизни Измена Эраста Легкомыслие Эраста Любовь к Эрасту Обманутое доверие
31 «…Теперь, может быть, они уже примирились!» – Что узнаем мы об Эрасте из финала повести? – Произошло ли очищение души?
32 Почему герои не смогли быть счастливы, только ли социальное неравенство явилось препятствием их счастью? Как вы понимаете значение слов Карамзина: «И крестьянки любить умеют»? Как проявляются в повести черты сентиментализма? Какие ее эпизоды показались вам особенно трогательными? Какие, на ваш взгляд, чувства воспитывает в читателях повесть Карамзина? Могут ли извлечь из нее современные молодые люди нравственные уроки? Если да, то какие? Итоги
33 Классицизм Классицизм Линия сравнения Сентиментализм Сентиментализм Воспитание человека в духе верности государству, культ разума Основная идея Стремление представить человеческую личность в движениях души Гражданская, общественная Основная тематика Любовная Строгое деление на положительных и отрицательных, однолинейность Герои и характеры Отказ от прямолинейности в оценке характеров, внимание к простым людям Вспомогательная, условная Роль пейзажа Средство психологической характеристики героев Трагедия, ода, эпопея, комедия, басня, сатира Основные жанры Повесть, путешествие, роман в письмах, дневник, элегия, послание, идиллия Сравнительная таблица
34 Домашнее задание Письменно ответить на вопрос: Какие чувства вызвала повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»? Повторить весь раздел и подготовиться к контрольной работе
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.