Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемДинара Оралбекова
1 Кафедра «Философии и психологии» Преподаватель Л.А. Сазонова Лекция 4. Философия науки
2 План лекции 1. Классификация наук 2. Проблемы периодизации наук 3. Сциентизм и антисциентизм 4. Философия и наука
3 Наука есть своеобразная форма познания мира, форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и самом познании. Цель науки – постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи для того, чтобы предвидеть тенденции развития действительности
4 Наука как социокультурный феномен является сложным структурным образованием Классификация знания Аристотелем Теоретическое (познание ради самого познания) Практическое (дает руководящие идеи для поведения человека) Творческое (познание ради чего-то прекрасного)
5 В 16 веке наука является целостным феноменом Классификация науки Ф.Бэкона (в основе познавательные способности человека) История (естественная и гражданская) как описание фактов Теоретические знания (наука или философия) Поэзия, литература и искусство
6 Классификация наук Гегеля (18 в.) В основе классификации принцип развития и субординации форм знания. Науки составляют иерархическую систему: 1. Логика (теория познания и Диалектика) 2. Философия природы (механика, физика, геология) 3. Философия духа
7 Классификация науки О.Конта (19 в.) В основе классификации принцип связи между предметами. Математика астрономия физика химия физиология социология
8 Классификация науки В.И.Вернадского (19 в.) В основе классификации лежит характер изучаемого объекта 1. Науки и объекты, охватывающие нашу планету и всю космическую реальность 2. Науки и объекты, свойственные для нашей Земли
9 Классификация наук по Дильтею «Введение в науки о духе» (науки о духе и науки о природе) Предмет наук о духе - человеческие отношения. Здесь устанавливается связь понятий жизнь и понимание, которых нет в науках о природе. Понимание – источник и метод наук о духе. Предмет наук о природе – внешний по отношению к человеку мир.
10 Классификации современной науки проводятся по различным основаниям По предмету и методу познания Науки о природе Науки об обществе
11 Периодизация науки (основание развития науки – физика Преднаука (до 16 в.) Тесная связь философии и науки.(Евклид, Птолемей, Аристотель, Пифагор) Галилей, Коперник опровергли теорию Птолемея (1 научная революция) Классическая наука (17-19 вв.) Отделение науки от философии.(Ньютон, Кеплер). 2-ая научная революция Лоренц, Пуанкаре релятивизм в представлениях о пространстве и времени (конец 19 в.-3 научная революция) Неклассическая наука (первая половина 20 в.) Повышается роль исследователя.(Планк, Энштейн 1879 г г.) 4-ая научная революция Постнеклассическая наука (вторая половина 20 в.) Ставится вопрос о цели получаемого знания.
12 Парадигма (Т.Кун) есть совокупность теоретических и методологических установок, с помощью которых изучается действительность Каждая стадия развития науки имеет свою парадигму: Доклассическая наука – наблюдение. Классическая наука – механика. Картина мира строится на принципе детерминизма. Неклассическая наука – парадигма относительности, дискретности, квантования. Детерминизм - учение о всеобщей причинной материальной обусловленности природных, социальных и психических явлений.
13 Модели развития науки 1. Кумулятивная модель поступательность, новое знание строится на старом и совершеннее его 2. Антикумулятивная история науки развивается путем научных революций (Т.Кун); старая парадигма-нормальная наука-революция-новая парадигма
14 Позитивизм (лат. Положительный) (вторая треть 19 в.) Философия не должна выходить за рамки «позитивного» знания, т.е. опытных знаний наук. Основатель О.Конт. Прогресс общества-простое развитие духовных способностей человека. Эмпириокритицизм (греч. опыт) (Мах, Авенариус) (рубеж вв.) Материальное и идеальное неразрывно связаны друг с другом. Опыт-поток ощущений, вне субстанции и причинности Неопозитивизм- «логический позитивизм». Шлик, Карнап, Нейрат (Венский кружок), Рассел.(Идеи Витгенштейна).Цель-анализ языка науки, изучение логической структуры научных теорий.
15 Эволюционная эпистемология (конец 20 в.) Знание-продукт биологической эволюции биологическая теория когнитивных процессов (Лоренц, Кэмпбелл, Р.Ридль и др.) и различные концепции когнитивной эволюции живых организмов (включая человека) методологии и метатеории, которые реконструируют развитие научных теорий, идей, рост научно-теоретического знания, привлекая для этих целей эволюционные модели (Поппер, С.Тулмин, И.Лакатос и др.)
16 Конвенционализм (лат. соглашение) - основа теории - терминологические соглашения; они обусловлены соображениями удобства, простоты, эстетического совершенства и др. - основателем конвенционализма принято считать А.Пуанкаре. Извлекая урок из опыта применения аксиоматического метода к ряду математических дисциплин (в первую очередь – развития неевклидовых геометрий), он сделал вывод о том, что аксиомы суть продукты соглашений, не имеющие опытного происхождения; выбор той или иной аксиоматической системы обусловлен соображениями удобства
17 Метод фальсификации (Критический рационализм) (К. Поппер) К научным теориям относятся только такие, для которых можно определить их потенциальные фальсификаторы, т.е. противоречащие им положения эмпирические и теоретические уровни знания связаны между собой; любое научное знание носит предположительный характер, подвержено ошибкам (принцип фаллибилизма). Рост научного знания состоит в выдвижении смелых гипотез и осуществлении их опровержений, в результате чего осуществляется рост научного знания.
18 Методология научно-исследовательских программ или «утонченный фальсификационизм» (тория Лакатоса) - Теоретические системы организованы вокруг некоторых фундаментальных идей, образующих «жесткое ядро» научно-исследовательской программы (как правило, эти идеи выдвигаются интеллектуальными лидерами науки и усваиваются научным сообществом догматически).
19 Методология научно-исследовательских программ или «утонченный фальсификационизм»(тория Лакатоса) - Методологический смысл «твердого ядра» раскрывается в понятии «негативная эвристика», т.е. ограничения на процедуры опровержения: если теория сталкивается с опровергающими фактами, то утверждения, входящие и состав «жесткого ядра», не отбрасываются; вместо этого ученые проясняют, развивают уже имеющиеся или выдвигают новые «вспомогательные гипотезы», которые образуют «защитный пояс» вокруг «твердого ядра». - Задача «защитного пояса» в том, чтобы как можно дольше удерживать в неприкосновенности творческий потенциал исследовательской программы, или ее «позитивную эвристику». Функция последней состоит в том, чтобы обеспечивать непрерывный рост научного знания, углубление его эмпирического содержания
20 Герменевтика (греч. разъясняю, толкую) Основатель Шлейермахер - Совокупность методов для объяснения смысла, содержания и значения текстов - язык-обитель бытия, а поэтам человечество обязано новыми смыслами, интерпретация которых и составляет задачу герменевтики (Хайдеггер) - абсолютизация роли языка, смысл жизни человека - «вчувствование» в жизнь другого (Гадамер)
21 Синергетика Синергетика – междисциплинарное направление научных исследований, ставящее своей задачей познание общих закономерностей и принципов, лежащих в основе процессов самоорганизации, протекающих в системах самой различной природы (физических, социальных, технических и др.) Постнеклассической стадии развития науки соответствует парадигма становления и самоорганизации.
22 Развитие науки обусловлено двумя причинами: 1. Логика эволюции научного знания 2. Общественные потребности
23 Современные оценки науки философами, социологами, учеными. Сциентизм – убеждение в том, что наука является единственным видом достоверного и объективного знания Антисциентизм – философская позиция, сторонники которой подвергают резкой критике науку и технику, которые не в состоянии обеспечить социальный прогресс
24 Взаимоотношения философии и науки Варианты решения проблемы Философия должна играть подчиненную роль по отношению к науке (М.Шлик, Б.Рассел, Л.Витгенштейн и др.) 2. Превратить философию в строгую науку (Э.Гуссерль) 3. Философия не должна быть наукой. Она нечто принципиально отличное от науки (Хосе Ортега- и-Гассет)
25 Различие философии и науки Разное понятие «истинного знания» В науке В философии Истинное знание – конкретные, точные, свободные от личного мнения сведения о предмете Истина философская – результат отношения человека к миру
26 Задача философского знания – создать целостную мировоззренческую установку Наука стремится к истине ради самой истины. Для философии знание не самоцель, а метод для выявления способностей человеческого разума и для объяснения последствий его использования. Философия помогает человеку найти смысл его существования, тем самым делает его счастливее.
27 Заключение. Философия обобщает достижения наук, опирается на них. Наука нуждается в философии для решения стоящих перед ней задач. «В наше время физик вынужден заниматься философскими проблемами в гораздо большей степени, чем это приходилось делать физикам предыдущих поколений. К этому физиков вынуждают трудности их собственной науки.» (А.Эйнштейн).
28 Сходство науки и философии 1. Объект познания. Философия и наука изучают одни и те же объекты: природу, общество, человека – весь мир в целом. 2. Методы познания. Философия и наука являются рациональными формами познания и стремятся к логической обоснованности и точности. 3. Цель. Стремление получить истинное знание о природе, обществе и человеке.
29 Вопросы для самопроверки Дайте определение науки. В чем сходство и различие философии и науки? Приведите известные вам классификации науки. Что такое синергетика? Дайте определение парадигмы. В чем задача философского знания?
30 Рекомендуемая литература Сабиров В.Ш. Основы философии. – Новосибирск: НГАСУ, – С Гуревич П.С. Основы философии. – М.: Гардарики, – С. 52 – 59. Кузнецов В.Г. Философия. – М. ИНФРА-М, Раздел 1. – С. 41–47.
31 Использование материалов презентации Использование данной презентации, может осуществляться только при условии соблюдения требований законов РФ об авторском праве и интеллектуальной собственности, а также с учетом требований настоящего Заявления. Презентация является собственностью авторов. Разрешается распечатывать копию любой части презентации для личного некоммерческого использования, однако не допускается распечатывать какую-либо часть презентации с любой иной целью или по каким-либо причинам вносить изменения в любую часть презентации. Использование любой части презентации в другом произведении, как в печатной, электронной, так и иной форме, а также использование любой части презентации в другой презентации посредством ссылки или иным образом допускается только после получения письменного согласия авторов.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.