Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемNadezhda Rubtsova
1 Когнитивно - бихевиоральные модели в социальной работе Подготовила: Лукошина Ирина, 401 ПВ
2 Когнитивно-бихевиоральное направление изучает, как воспринимает ситуацию и мыслит человек, помогает выработать человеку более реалистичный взгляд на происходящее и отсюда более адекватное поведение
3 Одна из наиболее часто цитируемых в работах по когнитивной и бихевиоральной психотерапии фраз - высказывание известного древнегреческого философа Эпиктета: «Людей расстраивают не вещи, а то, как они думают об этих вещах"
4 Когнитивно-бихевиоральный подход обеспечивает коррекцию поведения клиентов, оказывается эффективным в лечении депрессий, развитии социальных навыков. Общая схема когнитивно-бихевиоральной терапии: 1. Вовлечение – обсуждение ожиданий клиента от помощи; 2. Фокусирование на проблеме; 3. Работа с проблемой; 4. Обучение когнитивным принципам; 5.Оспаривание, бросание вызова; 6. Обучение навыкам само оспаривания; 7. Выбор и организация домашнего задания; 8. Завершение – обучение приемам самотерапии или самопомощи.
5 Доказательства эффективности бихевиоральных (поведенческих) и когнитивно-бихевиоральных процедур многочисленны и их число растет, однако имеется несколько областей, в которых свидетельства в поддержку бихевиорального подхода особенно сильны поведенческие проблемы детей и подростков: плохое поведение дома и в школе, проблемы отхода ко сну, трудности с туалетным поведением, фобии, курение, злоупотребление алкоголем, нежелательная беременность взрослых (помимо уже перечисленных) проблемы тревоги, сексуальные проблемы, проблемы семьи; у людей с когнитивными искажениями борьба со старыми поведенческими паттернами и обучение необходимым новым навыкам
6 Основные идеи и ценности когнитивно-бихевиорального подхода возможность управления поведением возможность управления поведением возможность прогнозирования будущего поведения возможность прогнозирования будущего поведения самоэффективность поведения самоэффективность поведения возможность и важность самоконтроля, саморегуляции, самоподкрепления, самооценивания, самоосознания поведения возможность и важность самоконтроля, саморегуляции, самоподкрепления, самооценивания, самоосознания поведения рациональность – иррациональность человеческого поведения рациональность – иррациональность человеческого поведения принцип взаимного детерминизма внутренних и внешних факторов поведения принцип взаимного детерминизма внутренних и внешних факторов поведения
7 психическое здоровье готовность к инкорпорированию нового опыта, интерес к самому себе, общественный интерес, фрустрационная устойчивость, гибкость, ориентация на творческие планы рациональное, реалистичное, «научное» мышление ответственность за свои эмоциональные проявления принятие самого себя
8 этическим проблемам При этом необходимо самым серьезным образом относиться и к этическим проблемам модификации «нежелательного» поведения; нужно помнить, что этот подход может быть очень мощным, поэтому его использование в условиях, когда клиенты находятся под контролем социального работника, как в некоторых учреждениях, всегда должно быть предметом пристального внимания. В этой психотерапевтической школе слабое знание может таить в себе опасность, особенно ограниченное владение некоторыми методами без тесной связи с профессиональным этическим кодексом.
9 Когнитивно-бихевиоральные методы, принятые в практике социальной работы, основаны на различных моделях обучения Теория оперантного обучения: Положительное подкрепление Привязывание Формирование (также называемое последовательными приближениями) Системы знаков Контракты между клиентами Оперантное угашение Тайм-аут Модель обусловливания ответа: Моделирование. Моделирование - ключевая модель и основной принцип тренинга социальных навыков.
10 Несколько общих подходов, хорошо зарекомендовавших себя и ставших стандартными программами поведенческого тренинга Тренинг социальных навыков Коммуникативный тренинг Тренинг разрешения проблем Тренинг самоконтроля Важно помнить, что очень редко используется лишь одна процедура: порой социальным работникам приходится разрабатывать целый набор методов и тщательно его проверять - возможно, добавляя или удаляя конкретные процедуры
11 Глоссарий Бихевиоризм направление в психологии, определившее облик американской психологии в 20-ом столетии, радикально преобразовавшее всю систему представлений о психике. Его выражала формула, согласно которой предметом психологии является поведение, а не сознание. Когнитивный подход современный подход в психологических исследованиях, в рамках которого предполагается, что основную роль в поведении человека играют знания, или репрезентации объектов внешнего мира. Оперантное научение – это метод обучения, который происходит посредством вознаграждения и наказания за определенный тип поведения. Оперантное угашение - прерывание того, что подкрепляет определенное проблемное поведение. После этого нежелательное поведение будет ослабляться и со временем, при сохранении этих новых для клиента условий, прекратится окончательно.
12 Тайм-аут - является вариантом угашения. Тайм-аут включает удаление ребенка от источников положительного подкрепления. Сначала ребенка предупреждают, а если это не помогло, перемещают в "скучное" место и оставляют там стоять или сидеть спокойно в течение короткого периода времени. Десенсибилизация – метод, в котором индивид обучается ассоциировать новый, желательный ответ со стимулом, который ранее вызывал тревогу или гнев. Это достигается предъявлением последовательных частей стимула в то время, когда человек расслабляется или охвачен каким-нибудь другим, несовместимым с прежней негативной реакцией поведением, таким как веселье. Затопление - это метод, при котором негативный стимул и несовместимое поведение имеют место одновременно. Между этими полярными методами (десенсибилизация и затопление) существуют различные формы дозированного предъявления: человеку предъявляют расстраивающие его стимулы начиная с такой дозы, которую он способен вынести.
13 Вопросы к аудитории 1. В чем суть когнитивно-бихевиорального направления? 2. Назовите первый шаг схемы когнитивно-бихевиоральной терапии 3. Назовите несколько областей, в которых свидетельства в поддержку бихевиорального подхода особенно сильны 4 4. На каких моделях обучения основные методы когнитивно-бихевиоральные методы?
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.