Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемБорим Николаевич
1 Сущность понятия «научное исследование» РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ ЛЮБЕРЦЫ 2017
2 От любой другой сферы человеческой деятельности наука отличается своими целями, средствами, мотивами и условиями, в которых научная работа протекает. Если цель науки – постижение истины, то его способ – научное исследование. Исследование, в отличие от стихийных форм познания окружающего мира, основано на норме деятельности – научном методе. Его осуществление предполагает осознание и фиксацию цели исследования, средств исследования (методологию, подходы, методы, методики), ориентацию исследования на воспроизводимость результата.
3 Научное исследование – это процесс выработки научных знаний, один из видов познавательной деятельности ученого. Любое научное исследование характеризуется определенными качествами: объективностью, воспроизводимостью, доказательностью и точностью.
4 Занимаются научными исследованиями, как правило, ученые, которые профессионально к этому подготовлены; работают они в научных учреждениях, имеющих экспериментальное и лабораторное оборудование. Каждая наука для добывания новых знаний использует свои методы и средства. Для построения научных теорий ученые используют понятийный и категориальный аппарат науки, владеют системой научной информации. Знания в процессе исследования могут выступать либо как предпосылка, либо как средство, либо как результат научного исследования.
5 Различают два вида научного исследования: эмпирическое и теоретическое, хотя разграничение это условно. Как правило, большинство исследований имеет теоретико-эмпирический характер. Эмпиризм – философское учение, признающее чувственный опыт единственным источником знаний. Эмпирическое познание строится на изучении реальной действительности, практического опыта. Занимаются эмпирическим исследованием, как правило, практики – профессионалы в той или иной области деятельности (учителя, социальные работники, психологи и др.).
6 Теоретическими исследованиями, как было уже отмечено, занимаются специально к тому подготовленные люди: профессора, доценты, научные сотрудники, работающие в научных учреждениях или в высших учебных заведениях.
7 В эмпирическом исследовании используются такие методы, как наблюдение, описание, эксперимент; при теоретических исследованиях, наряду с этими методами, используются методы абстрагирования, идеализации, формализации, моделирования и др. Кроме того, на эмпирическом и теоретическом уровнях используют такие логические методы, как анализ – синтез, индукция – дедукция и др. Подробнее о них будет сказано ниже.
8 Отличаются эмпирические и теоретические исследования также полученными результатами. В первом случае они фиксируются в виде утверждений, правил, рекомендаций, во втором – это теоретические знания: научные концепции, законы и закономерности, открытия и изобретения и др. Сравнение эмпирического и теоретического познания представим в табл.
10 Несмотря на отличие эмпирического и теоретического знания, они тесно между собой взаимосвязаны: теоретическое исследование строится на основе знаний, фактов, выявленных в процессе изучения реальной действительности. Эмпирический уровень позволяет изучать реальную действительность, выявлять новые факты и явления и на их основе строить обобщения, делать выводы, давать практические рекомендации. На теоретическом уровне выдвигаются общие закономерности, позволяющие объяснить взаимосвязь ранее открытых фактов и явлений, формулировать законы, на основе которых возможно предсказать развитие будущих событий. Это лишь общая схема научных исследований.
11 Типы научного исследования Исследования по своему характеру можно разделить на фундаментальные и прикладные, монодисциплинарные и междисциплинарные, аналитические и комплексные. Фундаментальное исследование – исследование, которое направлено на познание реальности без учета практического эффекта от применения знаний. Прикладное исследование – исследование, проводимое в целях получения знания, которое должно быть использовано для решения конкретной практической задачи. Монодисциплинарные исследования - исследования, которые проводятся в рамках отдельной науки.
12 Междисциплинарные исследования требуют участия специалистов различных областей и проводятся на стыке нескольких научных дисциплин. К их числу относятся исследования в социальной работе: на стыке социологии и социальной работы, психологии и социальной работы. Комплексные исследования – исследования, которые проводятся с помощью системы методов и методик, посредством которых ученые стремятся охватить максимально (или оптимально) возможное число значимых параметров изучаемой реальности. Аналитическое или однофакторное исследование – исследование, которое направлено на выявление одного наиболее существенного, по мнению исследователя, аспекта реальности. Исследования по цели их проведения можно разделить на несколько типов. К первому относятся поисковые исследования. Хотя название звучит тавтологично, под этим подразумевается попытка решения проблемы, которую никто не ставил или не решал подобным методом. Иногда аналогичные исследования называют исследования «методом тыка»: «Попробуем так, может, что-то и получится». Научные работы такого рода направлены на получение новых результатов в малоисследованной области.
13 Второй тип – критические исследования. Они проводятся в целях опровержения существующей теории, модели, гипотезы, закона и для проверки того, какая из двух альтернативных гипотез точнее прогнозирует реальность. Критические исследования проводятся в тех областях, где накоплен богатый теоретический и эмпирический запас знаний и имеются апробированные методики для осуществления эксперимента. Большинство исследований, проводимых в науке, относятся к уточняющим. Их цель – установление границ, в пределах которых теория предсказывает факты и эмпирические закономерности.
14 Общая схема хода научного исследования 1. Обоснование актуальности выбранной темы. 2. Постановка цели и конкретных задач исследования. 3. Определение объекта и предмета исследования. 4. Выбор методов (методики) проведения исследования. 5. Описание процесса исследования. 6. Обсуждение результатов исследования. 7. Формулирование выводов и оценка полученных результатов.
15 Источники Электронная библиотека
16 Спасибо за внимание
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.