Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемВиктория Андреева
1 Путешествие из Петербурга в Москву наиболее известное произведение Александра Радищева. Опубликовано в Российской империи в мае 1790 года. Работа печаталась без указания автора в домашней типографии Рад ищева. Александра Радищева Российской империи мае 1790 года автора типографии
2 «… самоубийственный подвиг »
3 Содержание Повесть представляет собой собрание разрозненных фрагментов, связанных между собой названиями городов и деревень, мимо которых следует путешественник. Автор рисует картины современной ему России, уделяя основное внимание положению крепостных крестьян, угнетаемых помещичьим классом. Параллельно с этим Радищев смело и резко осуждает самодержавие. Кроме того, Радищев включил в повесть свою оду «Вольность» и «Слово о Ломоносове». Повестьфрагментовгородовдеревенькрепостныхпомещичьим
4 Эпиграф Образно характеризуя русское самодержавие, Радищев поставил эпиграфом к своему произведению стих из поэмы В.К. Тредиаковского «Телемахида»: «Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй». Эпитеты к слову чудище означают: обло – круглое, жирное; озорно – творящее безобразие, беззакония; стозевно – имеющие сто глоток, жадное, ненасытное; лаяй – лающее, ругающееся. В предисловии автор указывает причину, побудившую его писать: «Я взглянул окрест меня – душа моя страданиями человечества уязвлена стала».
5 Посвящение Кутузову В предисловии к «Путешетвию» (Радищев адресует свою книгу другу Алексею Михайловичу Кутузову) появляются слова, которые в значительной степени предопределяют совершенно иное отношение к литературе, к своему месту в литературе. Иное, по сравнению с тем, к чему мы привыкли. Посвящение любезнейшему другу А.М. Кутузову Радищев начинает со слов: «Я взглянул окрест меня – душа моя, страданиями человеческими уязвлена стала». Следует обратить внимание, что на этом автор не обрывает свою мысль, он продолжает: «Обратил взоры мои во внутренность мою – и узрел, что бедствия человека происходят от человека». Можно предположить, что это новое и неожиданное слово, новый, неожиданный ход для литературы XVIII века. Человек живёт не только впечатлениями об окружающем его мире, а человек живёт и тем, что он находит в самом себе: «взглянул окрест себя», а следующий взгляд – «взглянул внутрь себя». Впервые литература становится не просто отражением окружающих обстоятельств, не просто изображением того, что происходит вокруг человека, – литература становится отражением того, что происходит внутри человека.
6 « София » В главе « София » путешественник размышляет об особенно стях русского национального характера : « Бурлак, идущий в кабак повеса голову и возвращающийся обагрённый кровию от оплеух, многое может решить, доселе гадательное в истории Россий ской ».
7 « Любани » автор описывает свою встречу с крестьянином, который в праздник пашет ниву. Шесть дней в неделю он работа ет на барщине. На вопрос автора, когда же он успевает доставать хлеб, чтобы прокормить большую семью, он отвечает : « Не одни праздники, и ночь наша. Не ленись наш брат, то с голоду не ум рёт. Видишь ли, одна лошадь отдыхает, а как эта устанет, возь мусь за другую ; дело - то и споро ». Путешественник потрясён при знаниями крестьянина. Свои размышления он оканчивает словами : « Страшись, помещик жестокосердый, на челе каждого из твоих крестьян вижу твоё осуждение ».
8 « Чудово » На станции Чудово герой встречается с другом, который рассказывает ему историю, с ним приключившуюся. Отправив шись на небольшом судне в путешествие по морю, он со спут никами попал в шторм. Судно застряло в полутора километрах от берега между двумя камнями и не двигалось с места. Двена дцать человек едва успевали откачивать воду. Один храбрый человек, рискуя жизнью, сумел добраться до берега, добежал до ближайшего селения и пришёл к начальнику, прося помощи. Начальник спал, а сержант не посмел его разбудить и вытолкал человека за дверь. Тот обратился к простым рыбакам, которые спасли оставшихся. Вернувшись в посёлок, рассказчик отпра вился к начальнику. Он думал, что тот накажет своего сержанта, узнав, что его не разбудили, когда двенадцать человек были в опасности. Но начальник только ответил : « Не моя то долж ность ». Тогда рассказчик обратился к высшему начальству, и « некто » ему ответил : « Но в должности ему не предписано вас спасать ». « Теперь я прощусь с городом навеки, восклицает рассказчик. Не въеду николи в сие жилище тигров. Единое их веселие грызть друг друга ; отрада их томить слабого до издыхания и раболепствовать власти ».
9 « Спасская Полесть » В Спасской Полести герой попадает под дождь и вынужден ночевать и избе. Там он слышит шёпот : разговаривают муж и жена, которые тоже заночевали по дороге в Новгород. Муж рассказывает жене историю, достойную пера Салтыкова - Щедрина. Мы видим Радищева с новой стороны : перед нами острый сатирик, повествующий, как наместник тратит казённые деньги на собственные прихоти ( он очень любит « устерсы », то есть устриц ), а курьеры и офицеры получают деньги и чины за то, что исполняют эти прихоти.
10 « Новгород » Размышляя о былом величии Новгорода, автор с горькой иронией пишет о праве народов : « Когда возникают между ими вражды, когда ненависть или корысть устремляет их друг на друга, судия их есть меч. Кто пал мёртв или обезоружен, тот и виновен ; повинуется непрекословно сему решению, и апелляции на оное нет. Вот почему Новгород принадлежал царю Ивану Васильевичу. Вот для чего он его разорил и дымящиеся его остатки себе присвоил ».
11 « Зайцово » Предвосхищая мысль Толстого, Радищев говорит, что во время войны « великие насилия правом войны прикрываются »; размышляет о корыстолюбии начальства, о бесправии крестьян, затрагивает экономические проблемы, вопросы воспитания и взаимоотношений между мужем и женой как в крестьянской, так и в дворянской семье.
12 « Едрово » В главе « Едрово » путешественник встречает девушку Анюту, разговаривает с ней. Он восхищается не только её красотой, но благородством в образе её мыслей. Анюта собирается жениться, и герой от чистого сердца предлагает её матери сто рублей в приданое для дочери. Мать отказывается, хотя для крестьянской семьи это огромные деньги. Целомудрие и невинность Анюты восхищают героя, и он долго думает о ней.
13 В этой же главе он рассказывает эпизод Пугачёвского восстания. Имя Пугачёва было запрещено даже упоминать, но Радищев смело рассказывает о произволе помещика и расправе над ним крестьян, которых потом осудили, и подводит итоги своим размышлениям : « Но крестьянин в законе мёртв...»
14 « Хотилов » и « Выдропуск » Главы « Хотилов » и « Выдропуск » носят подзаголовок « Проект в будущем ». Это важнейший документ общественной мысли первая российская утопия. Каким может стать государство, когда, « наслаждался внутреннею тишиною, внешних врагов не имея », доведено будет общество « до высшего блаженства гражданского сожития »? Единственным стражем общества будет закон : « под державным его покровом свободно и сердце наше », в это хочет верить Радищев.
15 « Торжок » Что нужно для этого ? Автор отвечает нам в главе « Торжок ». Начало гражданскому обществу свобода, и первый элемент свободы « свободное книгопечатание », когда цензура не стоит у печатного станка « нянькою рассудка, остроумия, воображения, всего великого и изящного ». Но « вольность мыслей правительст вам страшна ».
16 Проезжий, с которым знакомится путешественник, даёт по читать тетрадку с сочинением, название которого « Краткое повествование о происхождении цензуры ». В тетрадке исто рия борьбы власти и общественной мысли со времён Сократа до последних европейских событий.
17 « Медное » В главе « Медное » трагическая сцена продажи семьи кре постных крестьян на торгах. Кто имеет власть установить свобо ду для крестьян в России ? « Но свобода сельских жителей обидит, как то говорят, право собственности. А все те, кто бы мог свободе пободрствовать, все великие вотчинники, и свободы не от их сове тов ожидать должно, но от самой тяжести порабощения ».
18 « Тверь » В Твери путешественник встречается со стихотворцем, кото рый размышляет о значении поэзии в обществе и читает ему оду « Вольность ». Как понимать вольность ? « Вольностию должно называть то, что все одинаково повинуются законам ». Ода написана самим Радищевым и оказала огромное влияние на Пушкина. Пушкин признавался в этом в черновой редакции « Памятника »: « Вослед Радищеву восславил я свободу...».
19 Сейчас нас поражают фразы, звучащие как пророчества : « Желал я, чтобы земледелец не был пленник на своей ниве...»; « Следующие 8 строф содержат прорицания о будущем жребии отечества, которое разделится на части, и тем скорее, чем будет пространнее. Но время ещё не пришло. Когда же оно наступит, тогда Встрещат заклепы тяжкой ночи. Упругая власть при последнем издыхании приставит стражу к слову и соберёт все свои силы, дабы последним махом разда вить возникающую вольность... (...) Но человечество взревёт в оковах и, направляемое надеждою свободы и неистребимым при родным правом, двинется...»
21 Литературное путешествие. Требования жанрового канона. 1. Посвящение другу – товарищу детства и юности Алексею Михайловичу Кутузову. Произведение Радищева – полемический отклик на книгу немецкого писателя Г. В. Бериша « Путешествие добродетели », переведенную на русский язык А. М. Кутузовым, одним из руководителей русского масонства
22 Литературное путешествие. Требования жанрового канона. 2. Объяснение причины создания и публикации книги. Писатель ставил перед собой цель : разбудить дремлющие силы « сочувственников », сделать их единомышленниками в борьбе за счастье народа, привлечь на свою сторону колеблющихся, заставить задуматься равнодушных, бросить вызов « жестокосердным ».
23 Литературное путешествие. Требования жанрового канона. 3. Традиционные мотивы и приемы : культ дружбы, приём « найденной рукописи », описание разговора с несчастной девушкой, встречи с нищим, посещение крестьянской избы и т. п. Каждое описанное событие – факт современной писателю русской жизни, который становится звеном общей системы антинародной политики « верхов ».
24 Литературное путешествие. Требования жанрового канона. 4. Огромный и пестрый мир, ощущение сложности, мозаичности картины которого усиливает включение в книгу различных жанров : фольклора, древнерусской литературы, новой русской литературы XVIII века, а также жанров деловой и научно - публицистической прозы.
25 История написания С точки зрения формы, Радищев следует канонам жанра сентиментального путешествия, особенно популярного в континентальной Европе в е годы. Эта форма является способом изложения мыслей Радищева об общественном устройстве России. Благодаря этому книга смогла пройти цензуру : цензор просмотрел только содержание, а так как главы романа называются по городам, то цензор счёл эту книгу путеводителем и пропустил её без прочтения. Печаталась книга в домашней типографии.
26 Из истории создания Задумал он это произведение давно, вскоре после приезда из Лейпцига и работал над ним с перерывами в течение 10 лет. В июле 1789 года Радищев получил у петербургского обер-полицмейстера разрешение на печатание книги. Но типография, куда он обратился, побоялась ее печатать. Тогда Радищев купил печатный станок и устроил типографию у себя дома. В ней он и напечатал «Путешествие из Петербурга в Москву». Закончив в мае 1790 года печатание 650 экземпляров, Радищев отдал в продажу только 25 экземпляров, несколько раздал своим знакомым и друзьям. Книга вызвала небывалый шум.
27 1790… Год первого издания "Путешествия из Петербурга в Москву". Середина июня. 26 экземпляров "Путешествия" поступают в книжную лавку петербургского купца Герасима Зотова. Сверх того автор рассылает несколько книг - А. Р. Воронцову, Г. Р. Державину и другим. Экземпляр, посланный А. М. Кутузову (друг Радищева, которому посвящена книга), до него не дошел.
28 25 июня Экземпляр "Путешествия" на столе Екатерины II. Существовала версия, будто книгу принес Державин; недавно против этого возразил В. А. Западов, доказывая, что Радищеву "удружил" А.Д. Балашов, юный паж, занимавший при Екатерине прежнюю "радищевскую" должность (тот самый Балашов, который в начале XIX в. достиг высоких постов, был отправлен Александром I к Наполеону сразу после начала войны 1812 г. и стал одним из персонажей романа Толстого "Война и мир").
29 «… бунтовщик хуже Пугачева » Екатерина II читает книгу внимательно, толково: отмечает безошибочно самые острые места, быстро определяет, что автор - "бунтовщик хуже Пугачева", и только не понимает, какими мотивами он руководствовался. Ситуация столь фантастическая, дикая для императрицы, что она видит два возможных объяснения радищевского поступка: огорчение по службе или стремление к легкой писательской славе (позже, на допросах, Радищев, по-видимому, предупрежденный Воронцовым, принял вторую версию, так что Екатерина II до конца дней, вероятно, находила здесь только "литературное честолюбие").
30 29 июня Арест купца Зотова, который называет Радищева. 30 июня Арест Радищева и заключение в Петропавловскую крепость. Перед арестом Радищев дал распоряжение сжечь оставшиеся экземпляры книги.
31 Приговор … 13 июля Приговор книге, которая объявлена "зловредной", и велено, "дабы она, нигде в продаже и напечатании здесь не была под наказанием, преступлению сему соразмерным". 24 июля Смертный приговор Радищеву. Полтора месяца он ожидает казни
32 26 экземпляров и бессмертие … За эти три десятка книг автор отправляется далеко на восток и пишет по дороге одно из замечательнейших стихотворений : Ты хочешь знать: кто я? что я? куда я еду? - Я тот же, что и был и буду весь мой век: Не скот, не дерево, не раб, но человек! Дорогу проложить, где не бывало следу, Для борзых смельчаков и в прозе и в стихах, Чувствительным сердцам и истине я ветрах В острог Илимский еду.
33 Двенадцать лет жить им вместе, автору и книге. Автор в Сибири, за ним едет сестра умершей жены Елизавета Васильевна Рубановская. В Илимске - женятся: спутница предвосхищает будущий подвиг декабристок. В Сибири рождается еще трое детей. Затем - смерть Екатерины II. Павел I амнистирует Радищева. Известие приходит лютой сибирской зимой, но не было сил дожидаться еще хоть несколько месяцев, и Радищевы пускаются в бесконечный, опасный путь домой. Елизавета Васильевна по дороге простужается и умирает. Придя в себя, отогревшись в имении Воронцова, сам автор "Путешествия" прибывает в назначенное ему новое место ссылки, село Немцове Калужской губернии.
34 калужская ссылка. В селе Немцове Радищев пробыл 4 года. Он находился под надзором полиции и ему было запрещено выезжать из деревни полная амнистия, возвращение в Петербург, государственная служба в Комиссии по составлению законов. Он составил Проект гражданского уложения, в котором говорил о равенстве всех сословий перед законом, об отмене телесных наказаний и пыток, о свободе печати. В «Записке о новых законах» он развил мысль о том, что « лучше предупредить преступление, нежели оное наказывать». Самоубийство.
35 Самоубийство (« направо пойдешь … налево пойдешь … прямо пойдешь … голову потеряешь ») После ссылки Радищев остался верен своим взглядам. На в Комиссии заседали сановники совсем иных убеждений. Они косо смотрели на Радищева, видели в нем вольнодумца, которого не сломила даже ссылка. « Эх, Александр Николаевич ! - сказал ему руководитель Комиссии граф Завадский, - охота тебе пустословить по - прежнему … или мало тебе Сибири ?» 11 сентября 1802 года он отравился. Он выпил царской водки, которой его сын чистил эполеты. Смерть настигла его в страшных мучениях. Он как бы вспомнил пример Ушакова, научивший его, что " жизнь несносная должна быть насильственно прервана ". « Потомство за меня отомстит », - написал он незадолго до смерти.
36 Отчего самоубийство ? Радищев в начале царствования Александра I был возвращен в столицу, принял участие в разработке новых законов; он был столь важной персоной, что при известии об его отравлении царь послал к нему лейб-медика. Отчего же самоубийство? Жизнь предлагала Радищеву три пути. Один путь - стать, "как все", примкнуть к крепостникам; это ему отвратительно, невозможно. Другой путь – революция. Третий путь: мирное просвещение, реформаторство. Новый царь Александр I, сравнительно либеральное начало XIX в. (по выражению Пушкина, "дней александровых прекрасное начало") - все это порождало иллюзии о больших возможностях такого пути, о пользе легальной государственной деятельности. И Радищев постарался двинуться третьей дорогой, но очень скоро убедился, что это не для него. По его понятиям, это было нечестно, невозможно. Выходило, что все три дороги ему заказаны, как в сказке - "направо пойдешь... налево пойдешь... прямо пойдешь... голову потеряешь". В таком положении, при таких сомнениях любая мелочь, злое словцо, любые завадовские могут стать той последней каплей яда, которая создаст смертельную дозу. Радищев погиб, книга жила.
37 « « Человек - единственное существо на земле, ведающее худое, злое. Особое свойство человека - беспредельная возможность как совершенствоваться, так и развращаться ". Н. Радищев Радищева похоронили на Волковском кладбище в Петербурге. Могила его скоро оказалась забыта и утеряна. Предполагается, что похоронили первого дворянского революционера близ каменной Воскресенской церкви. Долгое время на стене церкви на Волковском кладбище висела мемориальная доска.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.