Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемРаушан Садырбаева
1 Логомассаж. выполнила: Садырбаева Р. Гр. Д-42
2 Первичный прием логопеда направлен на обследование речи детей и решение вопроса о времени и форме логопедической помощи. На первичный прием к логопеду дети направляются: Педиатрами; Психиатрами;Отоларингологами; Воспитателями детских садов; Учителями школ.
3 Логопед во время приема обязан: выяснить цель прихода к логопеду (жалобы на речь, осмотр по диспансеризации; провести обследование речи ребенка; обследовать для устройства в детское дошкольное учреждение и др.); сделать запись в амбулаторной карте; при необходимости дать нужную консультацию определить вид логопедической помощи, если ребенок в ней нуждается. собрать краткие анамнестические сведения о раннем развитии ребенка;
4 Предварительная беседа с ребенком о нем самом, о его семье, о погоде, временах года, животных, любимых игрушках и т.д., позволяющая составить общее впечатление о ребенке, его речевом развитии, произношении звуков.
5 желание исправить дефект; выделение наиболее трудной речевой ситуации; особенности вступления в речь; речевой контакт; черты общего поведения (контактность, активность, возбудимость).
6 Первичный прием логопед проводит основываясь на основных принципах логопедии: системности,комплексности,развития, онтогенетическом принципе.
7 Назначению логопедического массажа должна предшествовать медицинская диагностика, проводимая врачом. Медицинское заключение содержит: указание на наличие неврологической симптоматики, в том числе указание на форму пареза (или паралича), локальные нарушения иннервации мышц и пр.
8 Прежде чем приступить к коррекционной работе, логопед должен определить: форму и структуру речевого дефекта; необходимость проведения массажа; изменение мышечного тонуса в общей мускулатуре, так и в органах речевого аппарата.
9 верхней половины туловища, шеи,мимических,артикуляционных.
10 осмотр; пальпация; Наблюдения при выполнении статических и динамических упражнений;
11 При осмотре ребенка: Обратить внимание на положение головы по отношению к туловищу; Есть ли привычные ассиметричные позы;
12 При осмотре ребенка: Возможная асимметрия в виде сглаженности носогубной складки опущенный уголок рта; Слюнотечение; наличие постоянно приоткрытого рта; расширенная или суженная глазная щель Далее необходимо провести осмотр кожных покровов. Массаж в первую очередь оказывает воздействие на кожу, поэтому от ее состояния в определенной степени будет зависеть выбор и особенно дозировка массажных приемов. Представление о характере кожных изменений дают следующие показатели.
13 Временное покраснение кожи на лице, шее, может быть признаком волнения; Синюшность кожных покровов, губ, кончика носа, пальцев указывает на выраженную недостаточность кровообращения; Покраснение кожи Местное воспаление;Нарушение сосудистого тонуса капилляров; Выраженность бледность кожи и слизистых оболочек: Плохое наполнение сосудов кожи;Пониженный тонус мышц; В норме кожа здорового человека имеет: Светло-розовую окраску;У брюнетов чуть темнее;
14 Они могут быть вызваны различными причинами. Наличие у ребенка сыпи на коже, диатеза, герпеса является противопоказанием к проведению массажа.
15 Кровоизлияния в кожу могут возникать при передозировке массажа, особенно если отмечается повышенная ранимость капилляров. При повышенной ранимости капилляров из массажных приемов можно использовать только легкое поглаживание.
16 Пальпация мышц, участвующих в артикуляции, дает возможность логопеду точнее определить характер нарушений мышечного тонуса. Применение пальпаторной диагностики предполагает наличие у логопеда выработанной «тактильной памяти». «Тактильная память» запоминание ощущений, возникающих при пальпации мышц и кожных покровов. Эти ощущения приобретаются только практическим путем, при многократной пальпации различных частей шеи, головы и лица (губ, щек, языка и т.п.). Важно при этом получить представления о нормальном тонусе мышц и тургоре кожных покровов. Путем пальпации определяются следующие характеристики.
17 В норме кожа гладкая, плотная, упругая, легко захватывается в складку, которая потом разглаживается. Нарушение эластичности кожи приводит к ее дряблости, что может наблюдаться, например, при недостаточности кровообращения.
18 Отечность кожи лица может быть вызвана различными заболеваниями внутренних органов. При воспалительном отеке наблюдается повышение температуры и возникают болезненные ощущения при пальпации. Во всех этих случаях массаж проводить не рекомендуется. Необходима консультация врача.
19 В норме лимфатические узлы не пальпируются. Если они видны и хорошо прощупываются, это свидетельствует о наличии инфекции в организме, что является противопоказанием для про ведения массажа. Усиление лимфооттока может способствовать распространению инфекции.
20 При массировании мышц, обеспечивающих работу периферического речевого аппарата, логопед должен знать состояние их тонуса, который может быть повышен (гипертонус), понижен (гипотонус). Определение тонуса мускулатуры лучше всего проводить в положении ребенка лежа, при этом исследуемые мышцы должны быть максимально расслаблены. Логопед должен при этом иметь представление о нормальном тонусе мышц. Только при сравнении с нормой можно путем пальпации определять состояние мышечного тонуса в артикуляционной мускулатуре. В норме мышцы находятся в состоянии некоторого напряжения (оптимального то нуса). Консистенция здоровой мышцы мягкая, упругая и эластичная, а ощупывание ее безболезненно. При повышении тонуса мышцы более плотные, могут быть ригидными, пассивные движения совершаются с трудом. При понижении мышечного тонуса мышцы на ощупь вялые и дряблые. Пальпация мышц проводится в два этапа. Вначале кончиками слегка согнутых пальцев ощупывают поверхностный слой мышцы, а затем, не отрывая пальцев, проникают постепенно все глубже и глубже, исследуя состояние ее среднего и глубокого слоев. Повышенный тонус мышц гортани определяется, как правило, путем прикладывания ладони к передней части шеи. При этом ощущаются плотные и напряженные мышцы и при глотании не возникает смещения гортани вверх
21 Путем осмотра и пальпации также выявляется ряд выпуклостей, которые имеют значение для определения направления массажных движений и места биологически активных точек. В области лица легко прощупываются лобные бугры, под ними надбровные дуги, верхний и нижний края глазницы. Спереди от наружного слухового прохода прощупывается скуловой отросток височной кости и скуловая кость на всем ее протяжении. Сзади от наружного слухового прохода имеется сосцевидный отросток височной кости. Со скуловой костью сочленяется парная верхнечелюстная кость, в теле которой имеется гайморова полость. Нижняя челюсть имеет правую и левую части. У заднего края нижней челюсти есть два отростка, задний из них заканчивается суставной головкой, которая хорошо прощупывается впереди козелка ушной раковины при открывании и закрывании рта. В положении, когда рот закрыт, в этой области прощупывается углубление это область височно-нижнечелюстного сустава. От состояния его функций зависят акты открывания закрывания рта, жевания, артикуляции.
22 оцениваются при выполнении двигательных проб, используемых в традиционных логопедических методиках. Оцениваются: объем, скорость, динамика, истощаемость, сила и координация движений.
23 При обследовании состояния артикуляционного аппарата как в покое, так и при двигательной нагрузке следует обратить внимание на ряд диагностических критериев.
24 Состояние Мышцы мышечного тонуса языка губ жевательные мягкого нёба Повышен резко Язык напряжен, оттянут кзади, положение в ротовой полости «комком». Кончик языка не выражен. Все движения резко ограничены. Выполнение артикуляторных поз невозможно Спастически напряжены, плотно сомкнуты. Выполнение произвольных движений затруднено Напряжены, удержание позы открытого рта значительно затруднено Мягкое нёбо сокращено, маленький язычок подтянут кверху. Мягкое нёбо резко реагирует на попытку прикосновения к нему шпателем. Рвотный рефлекс резко повышен. Возможна назализация Повышен нерезко В ротовой полости язык беспокоен, могут отмечаться гиперкинезы, которые усиливаются при высовывании языка из полости рта. Вне полости рта удержание языка затруднено, он толчкообразно уходит внутрь, в полость рта. Удержание и выполнение артикуляционных поз затруднено Выполнение произвольных движений может быть затруднено Напряжены, удержание позы широко открытого рта затруднено Повышен рвотный рефлекс Понижен резко Язык лежит плашмя на дне ротовой полости, тонкий, бледный, может бигль исчерчен белыми полосками в связи с Губы истончены, углы рта опушены, нередко асимметричны, нет полного смыка Рот постоянно приоткрыт за счет поражения жевательных мышц. Мягкое нёбо провисает, маленький язычок может касаться корня язы-
26 Патологическое состояние тонуса мышц артикуляционной мускулатуры, как правило, сочетается с нарушениями подвижности артикуляционных мышц (парезы, параличи), что выражается в нарушениях звукопроизношения. При поражении круговой мышцы рта нарушается правильное произнесение тех звуков, при артикуляции которых необходимо участие губ. Это в первую очередь губно-губные и смычные согласные звуки п, б, м и их мягкие варианты. Также может нарушаться произнесение лабиализованных гласных о, у, произнесение которых требует активных движений губ.
27 При парезах мышц языка, а также шейных мышц, особенно группы над- подъязычных (двубрюшной, шило-подъязычной, челюстно-подъязычной, подбородочно-подъязычной и др.), нарушаются движения языка, способность изменять его конфигурацию, выдвигать вперед, оттягивать назад, совершать боковые движения. Это приводит к нарушению произношения большинства согласных звуков, особенно группы переднеязычных, требу ющих активного движения кончика языка.
28 При поражении шилоязычной, шило-подъязычной, двубрюшной и других мышц, обеспечивающих движения корня языка назад и вверх, нару шается артикуляция заднеязычных звуков г, к, х, а также четкость произнесения гласных среднего и нижнего подъема э, о, а. При поражении мышц языка с одной стороны характерно боковое произнесение ряда согласных. При поражении мышц мягкого нёба (нёбно-язычной, нёбно-глоточной дуг и др.) голос приобретает носовой оттенок.
29 На основании результатов предварительной диагностики логопед дол жен составить комплекс массажных приемов, наметить последовательность, методику их проведения и ориентировочно дозировку и только после этого приступать к логопедическому массажу.
30 Фамилия, имя ребёнка Дата рожде ния Дата обследо вания ссззцшжчщррлл Др. звуки Фонем. процес сы Сло варь Гр. строй речи Просоди ка Заключение, рекомендации ПРОТОКОЛ ПЕРВИЧНОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ 20 ___/ ___ уч. год Группа ________
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2025 MyShared Inc.
All rights reserved.