Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемSoslan Gabanov
1 Философия Древнего Востока
3 1. VII в. до н. э. – III в. н. э. – зарождение и становление древнейших национальных философских школ; 2. III – XIX вв. н. э. – проникновение в Китай из Индии буддизма (III в. н. э.) и его влияние на национальные философские школы; 3. ХХ в. н. э. – современный этап – обогащение китайской философии достижениями европейской и мировой философии. 1. VII в. до н. э. – III в. н. э. – зарождение и становление древнейших национальных философских школ; 2. III – XIX вв. н. э. – проникновение в Китай из Индии буддизма (III в. н. э.) и его влияние на национальные философские школы; 3. ХХ в. н. э. – современный этап – обогащение китайской философии достижениями европейской и мировой философии.
4 Древнейшими национальными философскими учениями в Китае являлись: даосизм; конфуцианство; легизм. Меньшее распространение получили: моизм; натурфилософия; номинализм. Древнейшими национальными философскими учениями в Китае являлись: даосизм; конфуцианство; легизм. Меньшее распространение получили: моизм; натурфилософия; номинализм.
5 восприятие своей страны – Китая – как центра существующего мира; восприятие человека, природы и космоса как единого целого; консерватизм сознания, обращенность в прошлое, боязнь перемен; невыделение отдельной человеческой личности из коллектива; осознание беспомощности отдельного человека в борьбе против природной стихии ; восприятие своей страны – Китая – как центра существующего мира; восприятие человека, природы и космоса как единого целого; консерватизм сознания, обращенность в прошлое, боязнь перемен; невыделение отдельной человеческой личности из коллектива; осознание беспомощности отдельного человека в борьбе против природной стихии ;
6 восприятие человеческой личности, коллектива, общества и государства как единого целого; распространение в обществе вертикальных связей, субординации, послушание начальству, восприятие главы государства высшей объединяющей силой государства, а государства – объединяющей силой общества, обожествление должности и личности императора, его власти; понимание жизни прежде всего как жизни духа в телесной оболочке, предпочтение земной жизни загробной, стремление максимально продолжить жизнь отдельного человека на Земле; уважение к родителям, старшим, почитание предков и духов («шэнов»). восприятие человеческой личности, коллектива, общества и государства как единого целого; распространение в обществе вертикальных связей, субординации, послушание начальству, восприятие главы государства высшей объединяющей силой государства, а государства – объединяющей силой общества, обожествление должности и личности императора, его власти; понимание жизни прежде всего как жизни духа в телесной оболочке, предпочтение земной жизни загробной, стремление максимально продолжить жизнь отдельного человека на Земле; уважение к родителям, старшим, почитание предков и духов («шэнов»).
7 Цзин – энергия зарождения всего сущего, «корень» живого организма. Выделяются два вида данной психофизической энергии: «семя Прежнего Неба» – то, что дано человеку от рождения, генетическая программа, физические данные; «семя Последующего Неба» – то, что человек накапливает в течение жизни. Цзин – энергия зарождения всего сущего, «корень» живого организма. Выделяются два вида данной психофизической энергии: «семя Прежнего Неба» – то, что дано человеку от рождения, генетическая программа, физические данные; «семя Последующего Неба» – то, что человек накапливает в течение жизни.
8 Ци – материально-духовная энергия, которая служит «строительным материалом» всего сущего (в отличие от цзин – энергии зарождения). Энергия ци подразделяется на: вещественную ци, благодаря которой вещи и живые организмы приобретают материальную форму; духовную ци - душу человека и других живых существ. Духовная ци - основа жизни человека. Удачливый, физически и морально здоровый человек обладает «светлой», «чистой» ци. Больной, слабый, неудачливый – «тяжелой», «загрязненной», «темной» ци. Путь к успеху, физическому и духовному здоровью, счастью – освобождение ци от всего лишнего, очищение души. Ци – материально-духовная энергия, которая служит «строительным материалом» всего сущего (в отличие от цзин – энергии зарождения). Энергия ци подразделяется на: вещественную ци, благодаря которой вещи и живые организмы приобретают материальную форму; духовную ци - душу человека и других живых существ. Духовная ци - основа жизни человека. Удачливый, физически и морально здоровый человек обладает «светлой», «чистой» ци. Больной, слабый, неудачливый – «тяжелой», «загрязненной», «темной» ци. Путь к успеху, физическому и духовному здоровью, счастью – освобождение ци от всего лишнего, очищение души.
9 Шэнь – неистребимая духовная энергия, существующая в человеке, которая составляет «стержень» человеческой личности и не исчезает после смерти человека (в отличие от ци).
10 ян – мужская сексуальная энергия инь – женская сексуальная энергия ян – мужская сексуальная энергия инь – женская сексуальная энергия
11 Отсюда все сущее делится на два противоположных начала - мужское и женское. Это касается как живой природы (различие всех людей на мужчин и женщин, аналогичное половое деление среди животных), так и неживой природы (например, китайская философия относит к активному мужскому началу ян Солнце, небо, день, сухость, легкость, а к пассивному женскому началу инь Луну Землю, равнины, ночь, влагу). Отсюда все сущее делится на два противоположных начала - мужское и женское. Это касается как живой природы (различие всех людей на мужчин и женщин, аналогичное половое деление среди животных), так и неживой природы (например, китайская философия относит к активному мужскому началу ян – Солнце, небо, день, сухость, легкость, а к пассивному женскому началу инь – Луну, Землю, равнины, ночь, влагу). Отсюда все сущее делится на два противоположных начала - мужское и женское. Это касается как живой природы (различие всех людей на мужчин и женщин, аналогичное половое деление среди животных), так и неживой природы (например, китайская философия относит к активному мужскому началу ян – Солнце, небо, день, сухость, легкость, а к пассивному женскому началу инь – Луну, Землю, равнины, ночь, влагу).
12 Старинное философское произведение «И-Цзин» объясняет происхождение мира из пяти первоэлементов – земли, дерева, металла, огня, воды, которые находятся в постоянном круговороте. Древнекитайская мифология и философия дали первичное объяснение происхождения мира, природы и человека, образы-понятия человека, явлений окружающей жизни, создали почву для возникновения всемирно известных философских школ Китая – даосизма, конфуцианства, легизма. Старинное философское произведение «И-Цзин» объясняет происхождение мира из пяти первоэлементов – земли, дерева, металла, огня, воды, которые находятся в постоянном круговороте. Древнекитайская мифология и философия дали первичное объяснение происхождения мира, природы и человека, образы-понятия человека, явлений окружающей жизни, создали почву для возникновения всемирно известных философских школ Китая – даосизма, конфуцианства, легизма.
13 Даосизм древнейшее философское учение Китая, которое пытается объяснить основы построения и существования окружающего мира и найти путь, по которому должны следовать человек, природа и космос.
14 Основателем даосизма считается Лао Цзы, живший в конце VI – начале V вв. до н. э. Главные источники философские трактаты «Даоцзин» и «Дэцзин», совместно именуемые «Даодэцзин». Основателем даосизма считается Лао Цзы, живший в конце VI – начале V вв. до н. э. Главные источники философские трактаты «Даоцзин» и «Дэцзин», совместно именуемые «Даодэцзин».
15 Основными понятиями даосизма являются «Дао» и «Дэ». «Дао» имеет два значения: путь, по которому в своем развитии должны идти человек и природа, универсальный мировой закон, обеспечивающий существование мира; субстанция, от которой произошел весь мир, первоначало, которое представляло собой энергетически емкую пустоту. «Дэ» - благодать, исходящая свыше; энергия, благодаря которой первоначало «Дао» преобразовалось в окружающий мир. Основными понятиями даосизма являются «Дао» и «Дэ». «Дао» имеет два значения: путь, по которому в своем развитии должны идти человек и природа, универсальный мировой закон, обеспечивающий существование мира; субстанция, от которой произошел весь мир, первоначало, которое представляло собой энергетически емкую пустоту. «Дэ» - благодать, исходящая свыше; энергия, благодаря которой первоначало «Дао» преобразовалось в окружающий мир.
16 все в мире взаимосвязано, нет ни одной вещи, ни одного явления, которые не были бы взаимосвязаны с другими вещами и явлениями; материя, из которой состоит мир, едина; существует кругооборот материи в природе («все происходит из земли и уходит в землю») ; мировой порядок, законы природы, ход истории незыблемы и не зависят от воли человека, следовательно, главный принцип жизни человека – покой и недеяние («у-вэй»); все в мире взаимосвязано, нет ни одной вещи, ни одного явления, которые не были бы взаимосвязаны с другими вещами и явлениями; материя, из которой состоит мир, едина; существует кругооборот материи в природе («все происходит из земли и уходит в землю») ; мировой порядок, законы природы, ход истории незыблемы и не зависят от воли человека, следовательно, главный принцип жизни человека – покой и недеяние («у-вэй»);
17 особа императора священна, только император имеет духовный контакт с богами и высшими силами; через личность императора на Китай и все человечество сходит «Дэ» – животворящая сила и благодать; чем ближе человек к императору, тем больше «Дэ»перейдет от императора к нему; путь к счастью, познанию истины – освобождение от желаний и страстей особа императора священна, только император имеет духовный контакт с богами и высшими силами; через личность императора на Китай и все человечество сходит «Дэ» – животворящая сила и благодать; чем ближе человек к императору, тем больше «Дэ»перейдет от императора к нему; путь к счастью, познанию истины – освобождение от желаний и страстей
18 Социально-философские школы Древнего Китая конфуцианство и легизм. Социально-философские школы Древнего Китая конфуцианство и легизм. Конфуцианство - древнейшая философская школа, которая рассматривает человека прежде всего как участника социальной жизни.
19 Основоположником конфуцианства является Конфуций (Кун-Фу-Цзы), живший в 551 – 479 гг. до н. э. Главный источник его учения - произведение Лунь Юй («Беседы и суждения»). Основоположником конфуцианства является Конфуций (Кун-Фу-Цзы), живший в 551 – 479 гг. до н. э. Главный источник его учения - произведение Лунь Юй («Беседы и суждения»).
20 Как необходимо управлять людьми? Как вести себя в обществе? Представители данной философской школы выступают за мягкое управление обществом. В качестве примера подобного управления приводится власть отца над сыновьями, а в качестве главного условия – отношение подчиненных к начальникам как сыновей к отцу, а начальника к подчиненным – как отца к сыновьям. Конфуцианское золотое правило поведения людей в обществе гласит: не делай другим того, чего не желаешь себе.
21 Другим важнейшим социальным учением Древнего Китая являлся легизм (школа законников, или Фацзя). Его основателями были Шан Ян ( гг. до н. э.) и Хань Фэй ( гг. до н. э.). В эпоху императора Цинь-Ши-Хуа (III в. до н. э.) легизм стал официальной идеологией. Другим важнейшим социальным учением Древнего Китая являлся легизм (школа законников, или Фацзя). Его основателями были Шан Ян ( гг. до н. э.) и Хань Фэй ( гг. до н. э.). В эпоху императора Цинь-Ши-Хуа (III в. до н. э.) легизм стал официальной идеологией.
22 человек обладает изначально злой природой, движущей силой его поступков являются личные эгоистические интересы, как правило, интересы отдельных индивидов взаимопротивоположны; чтобы избежать произвола и всеобщей вражды, необходимо государственное вмешательство в общественные отношения; государство должно поощрять законопослушных граждан и жестоко карать провинившихся; основным стимулом правомерного поведения большинства людей является страх перед наказанием; человек обладает изначально злой природой, движущей силой его поступков являются личные эгоистические интересы, как правило, интересы отдельных индивидов взаимопротивоположны; чтобы избежать произвола и всеобщей вражды, необходимо государственное вмешательство в общественные отношения; государство должно поощрять законопослушных граждан и жестоко карать провинившихся; основным стимулом правомерного поведения большинства людей является страх перед наказанием; Постулаты легизма
23 основным разграничением правомерного и неправомерного поведения и применения наказания должны являться законы; законы должны быть одинаковы для всех, а наказание должно применяться и к простолюдинам, и к высшим чиновникам, если они нарушили законы; государственный аппарат должен формироваться из профессионалов; государство – главный регулирующий механизм общества и, следовательно, имеет право вмешиваться в общественные отношения, экономику, личную жизнь граждан. основным разграничением правомерного и неправомерного поведения и применения наказания должны являться законы; законы должны быть одинаковы для всех, а наказание должно применяться и к простолюдинам, и к высшим чиновникам, если они нарушили законы; государственный аппарат должен формироваться из профессионалов; государство – главный регулирующий механизм общества и, следовательно, имеет право вмешиваться в общественные отношения, экономику, личную жизнь граждан.
24 1. XV – VI вв. до н. э. – ведический период; 2. VI – II вв. до н. э. – эпический период; 3. II в. до н. э. – VII в. н. э. – эпоха сутр. 1. XV – VI вв. до н. э. – ведический период; 2. VI – II вв. до н. э. – эпический период; 3. II в. до н. э. – VII в. н. э. – эпоха сутр.
25 Веды – религиозно-философские трактаты, которые создавались пришедшими в Индию после XV в. до н. э. из Средней Азии, Поволжья и Ирана племенами арийцев. Веды включали в себя: «священное писание», религиозные гимны («самхиты»); описание ритуалов («брахманы»), сочиненное брахманами (жрецами) и используемое ими при отправлении религиозных культов; книги лесных отшельников («араньяки»); философские комментарии к Ведам («упанишады»). Веды – религиозно-философские трактаты, которые создавались пришедшими в Индию после XV в. до н. э. из Средней Азии, Поволжья и Ирана племенами арийцев. Веды включали в себя: «священное писание», религиозные гимны («самхиты»); описание ритуалов («брахманы»), сочиненное брахманами (жрецами) и используемое ими при отправлении религиозных культов; книги лесных отшельников («араньяки»); философские комментарии к Ведам («упанишады»).
26 Особенностью древнеиндийского общества было его разделение на четыре касты, представляющие собой замкнутые группы людей, передающие из поколения в поколение отличительные знаки, культуру, образ жизни, традиции, профессию и т.д. – брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры. Привилегированной из них считалась каста брахманов, которая занималась государственными делами и выполняла жреческую функцию. Вопросами военного дела ведала каста кшатриев. Торговля, земледелие и ремесло были в ведении вайшьи. Самая низшая каста – шудры – выполняла всю черновую работу. Особенностью древнеиндийского общества было его разделение на четыре касты, представляющие собой замкнутые группы людей, передающие из поколения в поколение отличительные знаки, культуру, образ жизни, традиции, профессию и т.д. – брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры. Привилегированной из них считалась каста брахманов, которая занималась государственными делами и выполняла жреческую функцию. Вопросами военного дела ведала каста кшатриев. Торговля, земледелие и ремесло были в ведении вайшьи. Самая низшая каста – шудры – выполняла всю черновую работу.
27 «пракрити» – материальное сознание; «пуруша» – чистое сознание (первичная энергия, из которой возникли Вселенная и люди); «майя» – сознание сновидения, мираж. «пракрити» – материальное сознание; «пуруша» – чистое сознание (первичная энергия, из которой возникли Вселенная и люди); «майя» – сознание сновидения, мираж.
28 Душа в индийской философии состоит из двух начал – атмана и манаса. Атман – частица Бога-Брахмы в человеческой душе. Манас – душа человека, возникающая в процессе жизни. Сансара – учение о вечности и неуничтожимости души, которая проходит цепочку страданий в земной жизни. Карма – предопределенность человеческой жизни, судьбы. Мокша – высшее нравственное совершенство, после достижения которого эволюция души (карма) прекращается. Ахимса – единство всех форм жизни на земле. Душа в индийской философии состоит из двух начал – атмана и манаса. Атман – частица Бога-Брахмы в человеческой душе. Манас – душа человека, возникающая в процессе жизни. Сансара – учение о вечности и неуничтожимости души, которая проходит цепочку страданий в земной жизни. Карма – предопределенность человеческой жизни, судьбы. Мокша – высшее нравственное совершенство, после достижения которого эволюция души (карма) прекращается. Ахимса – единство всех форм жизни на земле.
29 Буддизм и его основные идеи Буддизм - религиозно- философское учение, распространившееся в Индии (после V в. до н. э.), Китае, Юго-Восточной Азии (после III в. н. э.), а также в иных регионах. Основателем данного учения считается Гаутама Будда (Сидхардха Шакьямуни) ( гг. до н. э.), родившийся в княжеской семье в Северной Индии.
30 Главная идея буддизма – «Средний путь» жизни между двумя крайними: «путем удовольствия» (развлечений, праздности, лени, физического и морального разложения) и «путем аскетизма» (умерщвления плоти, лишений, страданий, физического и морального изнеможения). «Средний путь» – это путь знания, мудрости, разумного ограничения, созерцания, просветления, самосовершенствования, конечной целью которого является Нирвана – высшая благодать. Главная идея буддизма – «Средний путь» жизни между двумя крайними: «путем удовольствия» (развлечений, праздности, лени, физического и морального разложения) и «путем аскетизма» (умерщвления плоти, лишений, страданий, физического и морального изнеможения). «Средний путь» – это путь знания, мудрости, разумного ограничения, созерцания, просветления, самосовершенствования, конечной целью которого является Нирвана – высшая благодать.
31 земная жизнь полна страданий; страдания имеют свои причины – жажду наживы, славы, удовольствия, жизни и т. д.; от страданий можно избавиться; существует путь, освобождающий от страданий, – отказ от земных желаний, просветление, Нирвана. земная жизнь полна страданий; страдания имеют свои причины – жажду наживы, славы, удовольствия, жизни и т. д.; от страданий можно избавиться; существует путь, освобождающий от страданий, – отказ от земных желаний, просветление, Нирвана.
32 правильное видение – понимание основ буддизма и своего пути в жизни; правильная мысль – жизнь человека зависит от его мыслей, при изменении мыслей (с неправильных на правильные, благородные) меняется жизнь; правильная речь – слова человека, его речь воздействуют на его душу, характер; правильное действие – жить в согласии с собой и другими людьми, непричинение другим зла; правильный образ жизни – соблюдение буддистских заповедей в каждом поступке; правильное умение – усердие и трудолюбие; правильное внимание – контроль над мыслями, так как мысли порождают дальнейшую жизнь; правильное сосредоточение – регулярные медитации, осуществляющие связи с космосом. правильное видение – понимание основ буддизма и своего пути в жизни; правильная мысль – жизнь человека зависит от его мыслей, при изменении мыслей (с неправильных на правильные, благородные) меняется жизнь; правильная речь – слова человека, его речь воздействуют на его душу, характер; правильное действие – жить в согласии с собой и другими людьми, непричинение другим зла; правильный образ жизни – соблюдение буддистских заповедей в каждом поступке; правильное умение – усердие и трудолюбие; правильное внимание – контроль над мыслями, так как мысли порождают дальнейшую жизнь; правильное сосредоточение – регулярные медитации, осуществляющие связи с космосом.
33 не убий; не укради; будь целомудренным; не лги; не употребляй опьяняющих и одурманивающих веществ. не убий; не укради; будь целомудренным; не лги; не употребляй опьяняющих и одурманивающих веществ.
34 Вопросы?
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.