Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемSoslan Gabanov
1 Предмет философии: природа, генезис, структура, функции.
2 1. Понятие мировоззрения, его структура и основные типы. 2. Философия как тип мировоззрения. 3. Основные философские проблемы, предметное поле философии. 4. Основные разделы философии и функции философского знания. 5. Связь философии и медицины.
3 Мировоззрение – целостная система взглядов на мир и место человека в нем, о ценностях и убеждениях личности. В истории человечества выделяются три основные формы мировоззрения: мифология (мифы); религия (вера); философия (наука).
4 Ступени мировоззренческого освоения мира: «мироощущение», «мировосприятие», «миропонимание». Мироощущение – первая ступень мировоззренческого становления человека; это эмоционально-психологическая сторона мировоззрения на уровне настроений, чувств. Мировосприятие – вторая ступень, позволяющая видеть мир в единстве сторон, опыт формирования познавательных образов мира с использованием наглядных представлений. Миропонимание – высшая ступень мировоззренческого освоения мира, познавательно-интеллектуальная сторона его. Эти ступени мировоззрения неразрывно связаны друг с другом, взаимно дополняют друг друга, образуя целостный образ мира и своего места в нем. Составляющие компоненты мировоззрения: ценностные ориентации, вера, идеалы, убеждение, воля к действию, сомнение, догматизм, скептицизм и т.д.
5 Философия – наука о наиболее общих принципах и законах развития природы, общества и человеческого мышления. Это особый, научно-теоретический тип мировоззрения. Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно: основано на знании (а не на вере либо вымысле); рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя); логично (имеет внутреннее единство и систему); опирается на четкие понятия и категории.
6 Философия как мировоззрение прошла три основные стадии своей эволюции: космоцентризм теоцентризм антропоцентризм Космоцентризм – философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, и бесконечность внешних сил – Космоса. Согласно данному типу мировоззрения все сущее зависит от Космоса и космических циклов (эта философия была свойственна Древней Индии, Древнему Китаю, иным странам Востока, а также Древней Греции).
7 Теоцентризм – тип философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение всего сущего через господство необъяснимой, сверхъестественной силы - Бога (был распространен в средние века в Европе). Антропоцентризм – тип философского мировоззрения, в центре которого стоит проблема человека (Европа эпохи Возрождения, нового и новейшего времени, современные философские школы).
8 Φιλοσοφία φιλειν – любить σοφία – мудрость Пифагор (VI в. до н.э.)
9 Наука о наиболее общих законах мироздания (о мире как целом) Философия – «сверх наука» («наука наук») Познание, свободное от догм, но не достигшее научной точности Философия – «не до наука» (наука в «зародыше») Изучение не мира самого по себе, а отношения человека и мира Философия – «метанаука» (рефлектирующее знание) Аристотель Рассел Философия – «сверх наука» («наука наук») Философия – «не до наука» (наука в «зародыше») Философия – «метанаука» (рефлектирующая наука)
10 Рефлексия (лат. reflexio - отражение) – анализ собственных мыслей и переживаний, мышление, направленное на самого себя, самопознание.
11 Предмет науки – объективная (т.е., существующая независимо от индивидуального сознания) действительность. Другими словами, наука стремится создать картину мира, каким тот был бы, если бы нас в нём вообще не было. Следовательно, наука представляет нам не реальный мир (ибо в реальном мире мы как раз есть!), а лишь некий «срез» (модель) реального мира. Философия тем и отличается от науки, что не отвлекается от субъективного. Напротив, философия стремится создать картину мира, которая не просто учитывает факт нашего бытия в мире, но именно его - наше бытие в мире (или, иначе выражаясь, субъект-объектные отношения) – и делает своим специфическим предметом.
12 Философия Онтология (метафизика) Гносеология (эпистемология) Этика (аксиология) учение о бытии учение о знании учение о благе и ценностях
13 Онтология (от греч. όν, род. όντος, сущее, и λόγος, слово, понятие) – раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего; иногда отождествляется с метафизикой, но чаще рассматривается как её основополагающая часть, т.е. как метафизика бытия. Метафизика (от греч. μετά τά φυσικά, то, что после физики) – философское учение о сверх опытных началах и законах бытия вообще или какого-либо типа бытия; иногда употребляется как синоним слова «философия» или сближается с понятием «онтология».
14 Гносеология (греч. γνώσις, знание, познание, и λόγος, слово, понятие) – теория познания, раздел философии, изучающий природу и возможности знания, его предпосылки, средства, и условия достоверности. Эпистемология (греч. επιςτήμη, знание, и λόγος, слово, понятие) – теория познания; синоним слова «гносеология», употребляемый в английском и французском языках.
15 Этика (греч. ηθικά, от ηθικός, относящийся к нраву, характеру; лат. ethica) – раздел философии, изучающий мораль как сферу высших ценностей и долженствования и нравственность как сторону жизнедеятельности человека и форму общественного сознания. Аксиология (греч. αξια, ценность, и λόγος, слово, понятие) – учение о ценности, философская дисциплина, изучающая характеристики, структуру и иерархии ценностного мира, его онтологический статус и способы познания, природу и специфику ценностных суждений.
16 Основные методы философии: 1. Диалектика - метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей; искусство вести беседу, спор. 2. Метафизика - учение о сверх опытных и сверхъестественных началах и законах бытия. 3. Догматизм - восприятие окружающего мира через призму догм. 4. Эклектика - соединение разнородных взглядов, идей, принципов или теорий. 5. Софистика - учение древнегреческих философов о парадоксах или истинных суждениях, кажущиеся ложными. 6. Герменевтика - метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов.
17 Два противоположных подхода к решению вопроса о природе, сущности мира и человека обозначили суть основного вопроса философии Основным в философии традиционно считается вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия - к мышлению (сознанию). Материя и сознание (дух) – две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи этим существуют две стороны основного вопроса философии – онтологическая и гносеологическая. Онтологическая (бытийная) сторона основного вопроса философии заключается в постановке и решении проблемы: что первично – материя или сознание? Суть гносеологической (познавательной) стороны основного вопроса: познаваем или непознаваем ли мир, что первично в процессе познания? В зависимости от онтологической и гносеологической сторон в философии выделяются основные направления – соответственно материализм и идеализм, а также эмпиризм и рационализм.
18 Онтологическая (бытийная) сторона основного вопроса философии выделяет такие направления, как: материализм; идеализм; объективный идеализм; субъективный идеализм; вульгарный материализм; дуализм; деизм;
19 Гносеологическая (познавательная) сторона основного вопроса философии выделяет такие направления, как: гностицизм; агностицизм; скептицизм; эмпиризм(сенсуализм); рационализм.
20 Материализм (так называемая "линия Демокрита") – направление в философии, сторонники которого считали, что в отношениях материи и сознания первичной является материя. Идеализм ("линия Платона") – направление в философии, сторонники которого в отношениях материи и сознания первичным считали сознание (идею, дух). Направления в идеализме: объективный идеализм (Платон, Лейбниц, Гегель и др.); субъективный идеализм (Беркли, Юм).
21 Суть дуализма заключается в том, что существуют две независимые субстанции – материальная (обладающая свойством протяжения) и духовная (обладающая свойством мышления); Деизм – направление в философии сторонники которого (преимущественно французские просветители XVIII в.) признавали наличие Бога, который, по их мнению, единожды сотворив мир, уже не участвует в его дальнейшем развитии и не влияет на жизнь и поступки людей
22 Эмпиризм – метод и направление в познании, согласно которому в основе познавательного процесса, знания лежит опыт, получаемый преимущественно в результате чувственного познания. Рационализм – философский метод и направление в философии, в силу которого истинное, абсолютно достоверное знание может быть достигнуто только с помощью разума без влияния опыта и ощущений.
23 Представители гностицизма (как правило, материалисты) считают, что мир познаваем, а возможности познания не ограничены. Противоположной точки зрения придерживаются агностики (как правило, идеалисты) – мир непознаваем, а возможности познания ограничены познавательными возможностями человеческого разума. В настоящее время, несмотря на тысячелетние искания философов, основной вопрос философии достоверно не решен ни с онтологической, ни с гносеологической стороны и фактически является извечной (неразрешенной) философской проблемой.
24 Функции философии 1. Мировоззренческая 2. Методологическая 3.Мыслительно-теоретическая 4. Гносеологическая 5. Критическая 6. Аксиологическая 7. Социальная 8.Воспитательно-гуманитарная 9.Прогностическая
25 Греция Китай Индия
26 Античная философия (VI в. до н.э. – III в. н.э.) Ранняя античная философия (VI-V в. до н.э.) «Высокая классика» (конец V – IV в. до н.э.) Эллинистическая философия (конец IV – I в. до н.э.) Поздняя античная философия (I-III вв. н.э.) Средневековая философия (IV-XIV вв.) Патристика (IV-VIII вв.) Схоластика (XI-XIV вв.)
27 Философия Возрождения ( XV-XVI вв.) Гуманистическое( XIV-XV вв.) Неоплатоническое(сер. XV-XVI вв.) Натурфилософское( XVI- нач. XVII вв.) Реформационное( XVI-XVII вв.) Политическое( XV-XVI вв.) Утопическо-социалистическое ( XV-XVII вв.) Новая философия ( XVII – перв ая треть XIX в.) Начальный период ( XVII – начало XVIII в.) Философия Просвещения (середина XVIII в.) Немецкая классическая философия (конец XVIII – перв ая треть XIX в.) Современная философия (с 40-х гг. XIX в.)
28 Связь философии и медицины. Современные исследования в медицинской науке характеризуются тем, что теория медицины перестает строиться на одном лишь естественнонаучном знании. Рост числа нервно-психических расстройств, выявление психогенного механизма соматических болезней, зависимость терапевтических эффектов от личностных факторов и другие факторы потребовали более широкого подхода к пониманию жизни человеческого организма и существа его патологии. Поэтому выявилась вполне закономерная тенденция к расширению базиса медицины, к включению в ее объяснительные конструкции наряду с естественными также и гуманитарных знаний. Таким образом, в современных условиях возрастает зависимость медицинской теории от философского знания.
29 Вопросы?
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.