Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемВладлен Пак
2 Старший преподаватель кафедры «Социально-Экономических наук» Орынбет Перизат Жангиркызы Дисциплина: Экономическая теория
3 ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
4 Современное слово «экономика» происходит от древнегреческого «ойкономия» (первый корень «ойкос» значит «дом», второй по разным версиям, «закон» («ном») или «регулировать» («нем»). Таким образом, в переводе «ойкономия» означает «наука о доме» или «искусство управления домом».
5 1. Предмет экономической теории Экономическая теория (Экономика) это наука о выборе наиболее эффективных способов удовлетворения безграничных потребностей людей путем рационального использования ограниченных ресурсов.
6 Таким образом предметом экономической теории является противоречие между ограниченным характером ресурсов и неограниченностью человеческих потребностей.
7 . производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг на всех этапах развития человеческого общества Экономическая теория изучает экономическое поведение людей в мире ограниченных ресурсов, систему экономических отношений по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг на всех этапах развития человеческого общества
8 Основные школы экономической теории Меркантилизм Физиократы Классическая школа А.Смита и Д.Рикардо – Марксизм – Маржинализм Неоклассическая школа Кейнсианство Институционолизм
9 Меркантилисты (от итал. mercante – торговец). Источником богатства меркантилисты считали торговлю и в первую очередь внешнюю торговлю, обращение. Общественное богатство отождествлялось с денежным металлом (золотом), которого тем больше поступало в страну, чем быстрее развивался экспорт товаров. Томас Мэн ( , Англия), Антуан де Монкретьен ( , Франция).
10 Физиократы (hysis – природа, kratos – власть). Известнейшие представители Ф. Кенэ, А. Тюрго. Источником богатства физиократы признавали производство, причем только в сельском хозяйстве.
11 Классиеская Школа Адама Смита и Давида Рикардо Адам Смит и Давид Рикардо перенесли свои исследования в сферу производства вообще, а сельское хозяйство рассматривали лишь как одну из отраслей последнего. Они приняли классическое определение о том, что первейшее условие роста богатства общества есть свободная и конкурентная рыночная экономика.
12 а) Марксизм – Основным объектом исследования является– экономические закономерности капитализма. (К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин, Г.В.Плеханов).
13 б) Маржинализм – Период: Вторая половина XIX в. (завершение промышленного переворота, рост объемов и номенклатуры производства, рынок продавца сменился рынком покупателя, ужесточилась конкуренция; кризис х гг. XIX в. Имена: Первый этап е гг. XIX в: К. Менгер, У. Джевонс, Л. Вальрас Второй этап середина 80-х конец 90-х гг. XIX в.: А. Маршалл, Дж. Кларк, В. Парето
14 Современная школа экономической науки имеет два основных направления : Неоклассическое; Кейнсианское.
15 . Узловым пунктом дискуссий неоклассиков и кейнсианцев оказался вопрос об экономической роли государства. Сторонники неоклассического направления считают, что для эффективного развития экономики вмешательство государства в экономику должно быть ограничено. Кейнсианцы, напротив, считают, что рыночная экономика может прогрессивно развиваться под контролем государства с помощью активных методов макрорегулирования.
16 ОСНОВНЫЕ 2. ОСНОВНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ Экономическая теория изучает способы удовлетворения человеческих потребностей̆ в мире ограниченных ресурсов. Остановимся на определении соответствующих категорий. Потребность определяется как осознанная нужда, принявшая специфическую форму соответственно уровню развития культуры и личности индивида. Потребность, подкрепленная покупательной̆ способностью, представляет собой̆ спрос на товары и услуги.
17 В экономической̆ литературе (Маслоу) человеческие потребности делятся на 5 уровней̆:
18 Физиологические потребности; Потребности в безопасности; Потребности в общении, в духовной̆ близости; Потребности в общественном признании; Потребности в самореализации. Чем выше уровень развития личности, тем более он стремится к удовлетворению более высших потребностей̆.
19 Факторы, влияющие на потребности: а) доходы населения, государства и фирм; б) развитие научно-технического прогресса; в) уровень экономического развития страны, г ) исторические и национальные особенности страны и т.д.
20 Блага Благо (good) все, что удовлетворяет потребности человека экономические блага (economic goods) свободные блага (free goods) их больше, чем потребность в них самовоспроизводятся не требуют распределения бесплатны их меньше, чем потребность в них (имеются в ограниченном кол-ве) на их производство требуются затраты ресурсов требуют распределения имеют цену
21 Проблема выбора в экономике трудовые природные капитальные Ресурсы Потребности физические духовные социальные ограничены безграничны Проблема выбора Цель выбора альтернативы Цена выбора (альтернативная стоимость)
22 Каждое общество сталкивается с проблемой ограниченности возможностей. Поскольку потребности всех не могут быть удовлетворены, каждый - человек, фирма или государство - должен сделать выбор из желаемого. Экономисты описывают такую ситуацию через альтернативные издержки.
23 Альтернативная стоимость (opportunity cost)– ТОВАРЫ ИЛИ УСЛУГИ, ОТ КОТОРЫХ ПРИШЛОСЬ ОТКАЗАТЬСЯ, ЧТОБЫ ПРИОБРЕСТИ ПРЕДПОЧТИТЕЛЬНЫЙ ТОВАР ИЛИ УСЛУГУ iPod мобильный телефон? или
24 Кривая производственных возможностей Товары Услуги A B C D E F G Недопроизводство Недостижимый объем производства
25 Основные вопросы экономики Что производить? Что производить? Как производить? Как производить? Для кого производить? Для кого производить?
26 Экономическая деятельность Производство Распределение Потребление движение товара или услуги от производителя к потребителю использование товаров и услуг для удовлетворения потребностей превращение ресурсов в товары и услуги
27 3. ПОЗИТИВНАЯ И НОРМАТИВНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА. Позитивная экономическая теория имеет дело с фактами и не допускает качественных оценок. Она имеет дело с фактическим состоянием экономики и призвана помогать составлять правильную экономическую политику. То есть она занимается констатацией фактов.
28 Позитивный подход Позитивный подход анализирует: к каким последствиям приводит то или иное решение экономического субъекта; при помощи каких средств может быть достигнута поставленная цель; какова будет цена ее достижения Кроме того позитивный подход предполагает: объяснение и прогнозирование экономических явлений; изучение общеэкономических закономерностей; выявление причинно- следственной связи или функциональной связи между явлениями
29 Нормативная экономическая теория наоборот предполагает качественные оценки того, какой должна быть экономика. Нормативный подход выражает субъективное мнение о том, что должно быть.
30 Методы научного познания Метод научной абстракции. Экономические явления в обществе не протекают в чистом виде, их нельзя взвесить, положить под микроскоп, их нельзя изучить в лабораториях. Они связаны с политическими, социальными, психологическими и другими явлениями. Поэтому в качестве основного средства их познания выступает абстракция, т. е. отвлечение от несущественных, второстепенных явлений при изучении того или иного экономического явления. При этом основным средством исследования становится мышление, которое проникает внутрь экономических явлений и выявляет их закономерности развития.
31 Методы научного познания Абстрактное мышление порождает метод анализа и синтеза. Анализ –это расчленение изучаемого экономического явления на отдельные элементы и исследование каждого элемента как необходимой составной части целого. Синтез – соединение родственных элементов в единое целое и описание общих выводов. На основе анализа и синтеза осуществляются индукция и дедукция. Индукция – это выведение теоретических положений (гипотез) и принципов из фактов. Это движение мысли от частного к общему умозаключению. Дедукция – напротив, движение познания от теории и принципов к фактам. Это движение мысли от общего к частному умозаключению. Здесь теория проверяется фактами. В результате она может отвергаться или совершенствоваться, или разрабатываться заново.
32 Методы научного познания Метод позитивного и нормативного анализа Позитивный метод исследует фактическое состояние экономики; нормативный метод определяет конкретные условия и экономические аспекты, которые желательны, либо нежелательны в обществе Практические мероприятия Проведение практических мероприятий с целью подтверждения выдвинутой экономической гипотезы
33 4. Функции экономической теории ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ (экономическая теория призвана изучать и объяснять экономику общества, представляя полученные знания в теоретическом виде); МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ (экономическая теория служит теоретической и методологической базой для всей системы экономических наук); ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (экономическая теория способствует формированию экономической культуры людей); ПРАКТИЧЕСКАЯ (экономическая теория должна служить практическим целям людей, показывать пути экономического развития общества).
34 Домашнее задание на практическое занятие Составить блок-схему темы лекциии Подготовиться на устный и письменный (тест) опрос по теме лекции 1
35 Домашнее задание Подготовиться устно на следующие темы и их представителей: 1. Экономическая теория 2. Современные школы экономической науки 3. Меркантилизм 4. Физиократы 5. Классическая школа 6. Кейнсианство 7. Неоклассическая школа 8. Неокейнсианство 9. Институционализм
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.