Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемМарина Зиминская
1 Концептуальные основы инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья
2 Ограничение возможностей здоровья любая утрата психической, физиологической или анатомической структуры или функции, либо отклонение от них, влекущие полное или частичное ограничение способности или возможности осуществлять бытовую, социальную, профессиональную или иную деятельность способом или в объеме, которые считаются нормальными для человека при прочих равных возрастных, социальных факторах.
3 Инклюзия (от inclusion - включение) Инклюзия - не изменение или исправление отдельного ребенка, а адаптация учебной и социальной среды к возможностям данного ребенка» (Проф. Ульф Янсон) Процесс, при котором что-либо включается, то есть вовлекается, охватывается, или входит в состав, как часть целого (Словарь Вебстера) Ценность, которая обеспечивает право всех детей вне зависимости от их способностей принимать активное участие в жизни общества в существующих в данный момент условиях (Совет по делам особенных детей (1993)) нет ни слова о детях с ограниченными физическими возможностями, особой методике или новой формы образования Инклюзия - не изменение или исправление отдельного ребенка, а адаптация учебной и социальной среды к возможностям данного ребенка» (Проф. Ульф Янсон) Процесс, при котором что-либо включается, то есть вовлекается, охватывается, или входит в состав, как часть целого (Словарь Вебстера) Ценность, которая обеспечивает право всех детей вне зависимости от их способностей принимать активное участие в жизни общества в существующих в данный момент условиях (Совет по делам особенных детей (1993)) нет ни слова о детях с ограниченными физическими возможностями, особой методике или новой формы образования
4 Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей это политика государства, направленная на устранение барьеров, которые разъединяют детей, на полное включение всех детей в общеобразовательный процесс, их социальную адаптацию, несмотря на возраст, пол, этническую и религиозную принадлежность, отставание в развитии или экономический статус»
6 Инклюзивное образование означает развитие общего образования, основанного на идее физической и организационной доступности для всех детей, в том числе детей с ОВЗ. Инклюзивное образование означает развитие гибких подходов, основанных на отношении к детям как индивидуумам с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование означает исключение любой дискриминации детей, при создании особых условий для детей с ОВЗ. При эффективности разработанных методик, от инклюзии выигрывают все дети, не только дети с ОВЗ. Идеология инклюзивного образования:
7 ПРИОРИТЕТЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 1. СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА НА КАЖДОМ ВОЗРАСТНОМ ЭТАПЕ 2. ПРИРОДОСООБРАЗНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ, МЕТОДОВ, МЕТОДИК КАК ВОЗМОЖНОСТЯМ РЕБЕНКА, ТАК И ОБЩЕЙ ЛОГИКЕ РАЗВИТИЯ 3. РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННО- КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ, УМЕНИЙ ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ С ДРУГИМИ ЛЮДЬМИ 4. СОЗДАНИЕ БЕЗБАРЬЕРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
8 Принципы инклюзивного образования 1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений 2. Каждый человек способен чувствовать и думать 3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным 4. Все люди нуждаются друг в друге 5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений 6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников 7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее в том, что они могут делать, чем в том, что не могут 8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека
9 Достоинства инклюзивного образования (в интересах ребёнка и общества) Воспитание отзывчивости у здоровых. Гуманизация общества. Полноценное образование Адаптация и интеграция в социум Адаптация и интеграция в социум Общение со сверстникам и Понимание проблем инвалидов, улучшение соц. системы
10 Инклюзия за рубежом Развитие идеологии и законодательства За рубежом, начиная с 1970-х гг., ведется разработка и внедрение пакета нормативных актов, способствующих расширению образовательных возможностей инвалидов. В 1990-х гг. в США и странах Европы вышел ряд публикаций, посвященных проблеме самоорганизации родителей детей-инвалидов, общественной активности взрослых инвалидов и защитников их прав, способствовавшие популяризации идей инклюзивного образования. Исследования экономической эффективности инклюзивного образования, проведенные в х гг. и демонстрируют преимущества интегрированного образования в терминах выгоды, пользы, достижений. В 2001 году Британским парламентом принят закон о лицах со специальными образовательными потребностями и ограничениями. Он вносит дополнения в ранее принятый закон об образовании и в закон о недопущении дискриминации в отношении лиц с ограниченными возможностями. Положения об инклюзивном образовании включены в Конвенцию ООН «О правах инвалидов», одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года. На сегодняшний день в большинстве западных стран сложился определенный консенсус относительно важности интеграции детей-инвалидов. Государственные, муниципальные и школы получают бюджетное финансирование на детей с особыми потребностями, и, соответственно, заинтересованы в увеличении числа учащихся, официально зарегистрированных как инвалиды.
11 Условия успешной инклюзии создание в общеобразовательной школе специальных условий для детей с ОВЗ; создание гибкой адаптивной образовательной среды, которая может соответствовать образовательным потребностям всех детей школы; обучение в условиях общих классов массовой школы, с предоставлением ученику необходимой педагогической поддержки.
12 КАТЕГОРИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ Инклюзия может быть показана: Детям с нарушениями слуха Детям с нарушениями зрения Детям с нарушениями речи Детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата Детям с нарушениями эмоционально-волевой сферы Детям с тяжелыми соматическими заболеваниями (например, лейкозы) Строго индивидуально вопрос об инклюзии решается с Детьми с задержкой психического развития Детьми с умственной отсталостью Детьми с аутизмом Дети с синдромом Дауна
13 СЛУЧАИ, В КОТОРЫХ ЦЕЛЕСООБРАЗНО НАПРАВЛЕНИЕ РЕБЕНКА НА ПМПК С ЦЕЛЬЮ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НА ИНКЛЮЗИВНУЮ ФОРМУ ОБУЧЕНИЯ (в случае, если ПМПк ОУ выявлена необходимость создания специальных образовательных условий) - поступление ребенка-инвалида в школу без соответствующего заключения ОПМПК; - получение ребенком статуса «инвалид» либо временное существенное ограничение здоровья вследствие жизненных обстоятельств; - при переходе ребенка-инвалида с надомной (индивидуальной) формы обучения на классно-урочную; - если имеющийся у ребенка дефект на определенном этапе обучения препятствует полноценному усвоению образовательной программы и социализации.
14 Проблемы инклюзивного образования Зрелость общества Ментальные изменения требуют целого поколения: Есть предубеждение со стороны некоторых родителей здоровых детей. В обществе нет понимания абсолютного понимания права инвалида на выбор формы обучения. Преобладает благотворительный подход («из жалости»). Зрелость педагогической системы Необходимы: соответствующие знания и навыки педагогов; помощь тьютеров; гибкость программы обучения и возможность индивидуальных планов; техническая оснащённость школ (детских садов); техническая оснащённость самих учеников. Адекватность формы обучения потребностям ребёнка Основной школьной ступени трудно преодолеть ориентацию на цензовое образование. (по данным С.В. Алёхиной, МГППУ) При некоторых видах инвалидности инклюзия (как и любая форма интеграции) невозможна: даже сейчас ок. 200 тыс. детей с инвалидностью не учатся вообще, даже в системе спец. обр.
15 Существуют ряд барьеров: Архитектурная недоступность школ Дети с особыми образовательными потребностями часто признаются необучаемыми Большинство учителей и директоров массовых школ недостаточно знают о проблемах инвалидности и не готовы к включению детей-инвалидов в процесс обучения в классах Родители детей-инвалидов не знают, как отстаивать права детей на образование и испытывают страх перед системой образования и социальной поддержки
16 ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ, РЕАЛИЗУЮЩЕГО ИНКЛЮЗИВНУЮ ПРАКТИКУ Создание средовых и образовательных условий, соответствующих индивидуальным особенностям ребенка. Разработка и реализации индивидуального образовательного плана ребенка, обучающегося по инклюзивной форме. Формирование толерантного отношения к лицам с ОВЗ у всех участников образовательного процесса. Реализация программ психолого- педагогической помощи обучающимся с ОВЗ.
17 СПЕЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ Специальные программы и методы обучения, учебники, учебные пособия, дидактические и наглядные материалы, технические средства обучения, средства коммуникации и связи, сурдоперевод при реализации образовательной программы, адаптация образовательных учреждений и их территорий для свободного доступа, а также психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в образовательном процессе.
18 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К СОСТАВЛЕНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ Индивидуальная программа сопровождения: Разрабатывается с учетом индивидуальных особенностей и возможностей ребенка, учитывая рекомендации ПМПК. Основывается на образовательном стандарте. Обеспечивает долгосрочную поддержку ребенка и его семьи. Включает информацию о динамике развития ребенка. Предусматривает регулярную оценку эффективности.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.